Владел ли Давуд-бек ал-Мушкури областью Джар?
В библиотеке Стамбульского университета (г. Стамбул, Турция) существует фонд «Турецкие рукописи», в которой хранится единственный рукописный список (№478) секретного донесения турецкого разведчика ‘Али-бея Бадр ад-дин-заде. По поручению турецкого правительства он с тайной разведывательной миссией побывал в южнодагестанских землях в период наивысшего подъема народно-освободительного движения горцев-лезгин под руководством ал-Хаджжи Давуд-бека ал-Мушкури (1680–1735).
Известно, что ‘Али-бей Бадр ад-дин-заде был чиновником высшего ранга административной единицы Зарушад Карской провинции Османской империи. Его сочинение «Каиме» (тур. «Повествование») — это сведения о Персидском государстве, подготовленные по поручению Высшего совета (Диван) Османской империи. Пространный текст секретного донесения, относящегося к 1723 году, был впервые опубликован в научных записках филологического факультета Эрзрумского университета имени Ататюрка в 1976 году.
Особую ценность представляет данное сочинения в связи с тем, что оно пока единственное в котором ал-Хаджжи Давуд-бек ал-Мушкури назван «правителем знатных людей Джара».
Приведём фрагмент из этого весьма ценного документа:
«Сурхай Мустафа-бей Кумыклы и Уцмий Ахмед, султан из Шамхальского вилайета, который находится у подножья горы Албуруз (Эльбрус), издавна населенной лезгинами, страстно желая присвоить богатую добычу, имеющейся у вышеназванных лиц, и жаждая, обещающего рая лучезарной священной войны (газа), явились со свыше двадцатью тысячами пешими и всадниками из кумыков и прочих лезгин, и лезгинами Джара в эялет Ширван — в благословенную землю, где проживают сунниты — который испокон веков является источником знаний и краем ученых из этой области распространялись на всю страну знания. Установили они здесь союз и достигли единогласия со здешними мусульманами-суннитами, и неоднократно разрушали деревни злопутных еретиков в эялете, грабили их, убивали должностных лиц, а женщин уводили с родных мест. Наконец, в [I]132 году, в пятнадцатый день благословенного месяца раджаб, в ночь благопожелания (23–24 мая 1720 г.) они захватили крепость Шемаху [арестовали] правителя области ал-Хусайн-хана, убили его детей и родственников, полностью ограбили в упомянутом городе постоялые дворы, рынки, дома, дворцы, имущества местных жителей, купцов и торговцев.
В упомянутом эялете, в такой же степени обширной, как [эялет] Эрзерум и подведомственные [ему земли], [Сурхай Мустафа-бей Кумыклы и Уцмий Ахмед, султан] не пощадили просящих помилования шиитов и искоренили их род. А община суннитов хоть и представлена лезгинами, выбрала каим-макамом Эльхадж Давуд-бея, который с давних пор постоянно проживает в нахийа Мускур, находящегося в районе пристани Ниязова. Лезгинские беи же [после выбора каим-макама] вернулись со своими людьми в свои края. И поныне упомянутый Давуд-хан является владыкой Ширвана и правит знатными людьми Джара, а купцы и торговцы, будучи в период его правления в спокойствии и безопасности, идут туда и обратно. Но в пятничные дни и праздники в минбарах вне всякого сомнения упоминается высочайшее имя благоденствующего и величественного султана двух материков и двух морей, хакана почтенных, величайшего среди государей и избранных, великолепия лучезарного шариата и сияющего яхонта короны величайшего царства, служителя достопочтенных стран и местностей, блистательных городов и земель, киблы всей вселенной, михраба благоволения всей общины [мусульман] падишаха — прибежища справедливости и шахиншаха — опоры благоденствия, величественного господина нашего, покорителя мира современности, его превосходительства, бесподобного среди всех себе равных, гази Ахмед-хана. И они подают прощение о верности, изъявляя желание верноподданничества, умоляют о принятии [их под свое покровительство] и желают его осуществления Высочайшей Обителью султаната, опекаемого, из-за вечного его достоинства и чести, Владыкой всего сущего.
Однако, у упомянутого племени, являющегося разрушителем и похожего по образу жизни и облику на татар, отсутствует способность захватывать страны, крепости, области, нет конкретного занятия, не существует [определенных] порядков, которые служили бы [для них] руководством в управлении и традиций в царствовании. Вследствие этого им неизвестно право на самостоятельное управление страной. Они, имея арсенал, военное снаряжение, армию, не осиливают проведение осады где-либо в течение небольшого времени, не способны укомплектовать батальон (табур), прорыть траншеи. А что касается [обращения их] с вооружением, то они [хорошо] только стреляют из ружья и лука. И большинство лезгин искусные мастера в изготовлении ружей и одежды. У них не хватает пулей и пороху; в тех местах их не достать и за высокую дену. Ввиду того, что над ними взошла, поддерживаемая Всевышним Господом яркая звезда [спасения], то будущее их будет светлым.
После захвата Шемахи, лезгины и сунниты, оставшиеся в вилайете Аджем, осадили и город Гянджа; а когда сыновья Цахурского бея Али-Султана и двести его людей обнажили мечи и ворвались во внутрь Гянджи, некоторые двуличники, находящиеся среди них, оповестили глав шиитов [о нападении]. Те же, создав укрытия в тайных кварталах [города], некоторое время скрывались в защищенных местах и были наготове. И когда воинство исламское было близко к покорению [города] и вот-вот должны были под азан Мухаммада — да будет ему мир! — объявить о победе, укрывшиеся шииты разгромили и прогнали их из города. Когда шииты вновь приступили к заготовкам, на помощь к Гяндже прибыли хан Ревана и прочие ханы с сорока тысячами шиитов. Когда они стали утверждать, что «Гянджу предали сунниты [города], похожие [в измене] на ширванских суннитов», и что они сами намерены грабить некоторые деревни [суннитов], а им устроить поголовное истребление, то сунниты установили единение, вступили в сражение с еретиками, и разбили их, беглецы [шииты] быстро удалились в [свою] армию. А трусы из армии [шиитов], оставив её бежали в гянджинскую крепость. Находящиеся в крепости сунниты закрыли за ними ворота [крепости], и уничтожили их здесь. Воины-мусульмане преследовали [отступающую] армию шиитов, разгромили ее, а беглецов повесили. Раненные и изодранные [шииты] вступили в город Реван и только их хан остался в Гяндже. После этого должностные лица Ревана явились [за ханом] и многочисленной ложью привели его в Реван».
Из приведённого отрывка становится также ясно какую должность по представлениям османов занимал Давуд-хан ал-Мушкури, в тексте говорится о «каим-макаме». В свою очередь, должность «каим-макам» в Османской империи подразумевала государственного сановника (крупный чиновник), который исполнял в т. ч. обязанности великого визира, находящегося в действующей армии. Здесь же автор «Кайме» применил этот термин к ал-Хаджжи Давуду, видимо, с учётом событий более позднего времени, когда в конце 1722 г. Ширван во главе с ал-Хаджжи Давудом был принят в Османский протекторат.
Давуд-хан ал-Мушкури, получивший от османского султана Ахмада III (1703–1730 г.) титул «трёхбунчужного паши», должность «бейлербея» (букв. «бек всех беков»), становился, таким образом, исполнителем решений Дивана (Совета), возглавляемого великим визирем. Если добавить, что в Османской империи в XVI–XVIII вв., в соответствии с традициями управления страной, бейлербей эялета (провинции) рассматривался, как глава местного аппарата управления, выполнявший поручения великого визира, и одновременно, отчитывающийся перед великим визирем о проделанной работе, то, бесспорно, что бейлербей был помощником великого визира в эялете, именно в значении «помощника» великого визира употребил ‘Али-бей Бадр ад-дин-заде слово «каим-макам» применительно к ал-Хаджжи Давуду. Таким образом Давуд-хан ал-Мушкури фактически был «каим-макам» — «беглярбек эялета» (букв. «глава провинции или области»), «глава местного аппарата управления», отчитывающийся перед великим визирем, т. е. перед главным министром султана Османской империи.
Автор: ‘Али Албанви
На фото: Территория Ширванского ханства при ал-Хаджжи Давуде.
Литература
1. Мамедов Г. М. «Кайме» Бедредди заде Али-Бея (статья 1) // Известия АН АзССР. Серия истории, философии и права, № 3. 1988. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/hCLSm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.05.2023). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №223052901481