Пророки говорят... 3

                АЛЕКСАНДР КАТЕРОВ

                (продолжение)
                ПРОРОКИ ГОВОРЯТ


                ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА
                ЦАРСТВ

«В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала… Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо». Хочу просто обратить внимание на то, как происходит вознесение. Лично мне, мистику, все это страшно интересно. Разумеется, это лишь один из секретов таинств, когда Бог приоткрывает Себя, что я не пытаюсь разгадать, это непостижимо, просто всякая встреча с Божественным явлением, пусть и всего лишь посредствам чтения Библии, доставляет мне великую радость открытия для меня.

                *       *       *

«и я принес человеку Божию хлебный начаток – двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям пусть едят. И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай… пусть едят… Он подал им, и они насытились, и еще осталось, по слову Господню». Вот еще случай, который перекликается с совершенно аналогичным случаем в жизни земного Христа, что наводит меня на мысль о том, что Елисеевские чудеса вовсе не были случайными: они явились предпосылками чудес Богочеловека Иисуса Христа, еще одним подтверждением того, что все на земле идет по промыслу свыше.

                *       *       *

«И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои». Надо полагать, с этого времени Бог стал наделять своих угодников способностями посмертно исцелять больных на земле, что кстати, является лучшим доказательством того, что два мира соприкасаются, взаимодействуют, а значит, существуют.
               

                КНИГА ЕЗДРЫ

«и сказали: народ Израилев и священники и девиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их… и смешалась семя святое с народами иноплеменными… чрез рабов Твоих пророков Ты заповедовал: «земля, в которую идете вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистою иноплеменных народов, их мерзостями они наполнили ее от края до края в осквернениях своих… Неужели мы опять будем нарушать заповеди Твои и вступать в родство с этими отвратительными народами?». Вот, оказывается, откуда исходит не всегда доброжелательное отношение евреев к нам, а наше - к ним.
Только в Библии описано столько мерзостей «святого» народа, что я сомневаюсь, чтобы другие народы грешили больше. Скорее наоборот, потому что они если грешили, если не признавали Бога израилева, то – по незнанию, а евреи знали и Его, и Его заповеди были ведомы. Им, однако, то и дело предавали Его. Полагаю, не случайно, что у них нашелся Иуда Искариот, гнусный предатель своего Учителя, когда в Его божественности не сомневался уже никто из Его учеников, из людей, кто общался с Ним. Вообще евреи все-таки отмечены склонностью менять родину, иметь по две, по три родины. А что касается «мерзостей», то вот о «святом богоизбранного» народа еще поразительнейший факт: «Заключим теперь завет с Богом нашим, что, по совету господина моего и благоговеющих пред заповедями Бога нашего, мы отпустим от себя всех жен (иноплеменных) и детей, рожденных ими, - и да будет по закону!». Только и торговались с Ним!


                КНИГА
                ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ

«Начало мудрости – страх Господень». Обычно паника, страх толкают людей на безрассудные поступки, а тут… И все-таки прав и действительно мудр оказывается Соломон во всех на первом месте в мыслях и чувствах у нас при этом должен быть Бог. Только исходя из того, не противоречим ли в своих устремлениях Его заповедям, мы можем предпринимать какие-то шаги. Именно такие государственные мужи добивались успехов, почитались людьми и сейчас мы ставим их в пример.
               
                *       *       *

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои». Увы, мы чаще придерживаемся пословиц: «На Бога надейся, а сам не плошай». «Бог-то Бог, да сам не будь плох». Справедливо, и Бог вроде не отрицается, но… разве тут люди не ставили Его волю по сомнение? Не отсюда ли началась трагедия России, которая привела к Октябрьской революции в 1917 году?!

                *       *       *

«Наказания Господня, сын мой, не отвергайся и не тяготись обличием Его; Ибо кого любит Господь, того и наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему». А мы-то, мы-то как поступаем, когда шишки валятся нам на голову… Мы скрежещем зубами, мы ищем виновного в наших бедах, а то и просто слабого, на кого можно согнать свое зло, и меньше всего склонны смотреть, в таких случаях в корень, чтобы понять (чтобы потом сделать выводы), откуда и от Кого проистекает все.

                *       *       *

«Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий несчастливого – пятно себе». Хочется возразить, например, словами преподобного Амвросия: «Правда груба, да Богу люба», самого Соломона: «правда избавляет от смерти», во-вторых, я весь извелся от мучительных душевных колебаний: как поступить по отношению к домочадцам своим? Должен ли я терпеть то, что не приемлет моя душа, то есть тот их образ жизни, что они ничего не читают, прилепились к телевизору, любят выпить, и никакие мои слова, примеры из жизни святых не действуют, чтобы они больше времени уделяли Богу, церкви, молитве, а не тем фильмам и песням, тлетворное влияние которых они и сами признают? Крест это мой, который я должен нести до гробовой доски или так я только «наживаю бесславие»?


                КНИГА
                ЕККЛЕСИАСТА ИЛИ ПРОПОВЕДНИКА

«Не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием». Вот уж правда! Свойство это так же сильно в человеке, как инстинкт самосохранения.  С другой стороны, как щедр Бог к человеку мыслящему: до конца дней его Он ему дает возможность познавать, то, без чего в старости человек или сходит с ума или деградирует до уровня дурачка.

                *       *       *

«И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим чтобы они упражнялись в нем». Вот уж кто неисчерпаемо глубок, так это Екклесиаст. Одно это изречение заключает в себе суть всей человеческой жизни. С одной стороны, Бог дал нам возможность без конца открывать, изобретать, чтобы мы думали, что в нашей жизни есть смысл, иные даже мнят себя чуть ли не богами («Человек – это звучит гордо»), с другой стороны, это – всего лишь «занятие», «упражнение», вот что обескураживает. Для чего же все-таки нас создал Бог?

                *       *       *

«кто умножает познание, умножает скорбь». И опять я восхищаюсь Екклесиастом: чтобы так коротко выразить глубочайшую мысль, надо быть, действительно семи пядей во лбу. С одной стороны, мы постоянно испытываем голод мысли, без чего человек не представляет себе жизни, с другой, с накоплением знаний, мудрости он все острее ощущает тщетность усилий в достижении цели и не может не грустить, убеждаясь, что путь этот оказывается бесконечным. И невольно он задумывается для чего все? Особенно когда осознаешь скоротечность жизни, что время стирает все…
                *       *       *

«И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!». Так за редким-редким исключением и получается: то, на что мы в молодости и дальше затрачиваем огромные усилия, средства, пыл, надеясь совершить что-то вроде открытия, завладеть жар-птицей, в итоге оказывается настолько незначительным, что удивляешься собственной глупости: чем мы думали?! Где у нас глаза?! На что мы ухлопали лучшие годы своей жизни?!

                *       *       *

«И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это – суета!». Вроде для него и трудимся, и живем, который «после меня», при советах у нас в России это случилось, незыблемой истиной, а в итоге что оказалось… Все плоды усилий (восстановление народного хозяйства, демократического строительства) большого народа целой страны «прихватизировали» мерзавцы от политики ельцины, гайдары, чубайсы и иже с ними.
В личном плане у меня тоже сложилось так, что я, отторгнутый от Бога, занимался не тем, чем следовало бы, поэтому не могу освободиться от ощущения, что мой поезд ушел. Впрочем, тот же Екклесиаст меня утешает, говоря: «Не во власти человека то благо, чтобы… услаждать душу свою от труда своего». У Бога свои задумки по отношению к людям: «Человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца». Действительно, ни начала, ни тем более конца мы не знаем, и когда сознаешь, что «все произошло из праха (и с этим не поспоришь) и все возвращается в прах», не очень протестуешь с высказыванием Екклесиаста, что «участь сынов человеческих и участь животных – участь одна», что «нет у человека преимущества перед скотом». И все-таки «нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его». Вот что важно усвоить: свое место под солнцем, свою роль в этом или ином человеческом обществе, что ты – Божья тварь и, значит, не должен заноситься пере Отцом, пытаться идти против Его законов. Иначе поступать просто подло.
                *       *       *

«И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, не искусным – благорасположение, но время и случай для все их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них». Как это справедливо по отношению к нашему времени! Даже самые дальновидные и мудрые не могли предвидеть, в каком бедственном положении окажутся и ученые, и исполнительные труженики на производстве… Справедливо это и ко всякому другому времени, когда человек убеждается в том, что «нас всех подстерегает случай», хотя мы в общем, знаем, что ничего случайного в жизни нет, и, тем не менее, он заставляет на врасплох, как рыб, как птиц. Стало быть, кто-то на небесах уже запрограммировал, спроектировал все.


                КНИГА
                ПРОРОКА ИСАИИ

«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима». И все исполнилось уже. Незыблемым осталось слово Божье: и паломники беспрерывным, все увеличивающимся потоком устремляются к Гробу Господню, и несмотря на яростное богоборчество атеистов в нашей стране верным светочем для подавляющего большинства населения России осталось христианская православная вера, единственное, что нам не изменяло на протяжении столетий и не изменит никогда, ибо она отвечала и отвечает нашему духу, всему нашему существу. Как сильно, остро мы чувствуем это после долгих десятилетий атеистической тьмы!

               

                *       *       *

«Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле… И цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют… За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их…» О ком тут речь? Не о «новых русских»? Увы получается, и о них. На экране – бесы, в жизни – воры, которые заказывают эту музыку. И не учитывают они совсем недавний (1917 г.) страшный урок: участь таких же веселящихся на крови народа богачей. Вот – человек!.. Все он помнит, все знает, но… «зуб неймет», искушение разбогатеть оказывается сильней, и опять страна оказывается на грани катастрофы. И об этом предупредил свой народ (наш должен был все учесть) пророк Исаия: «За то возгордился гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразил его, так что содрогнулись горы, и трупы их будут помет на улицах». Параллель по отношению к России – война в Чечне. Видели все ее страшные уродства воочию. И снова урок не впрок, потому-то продолжается Божья кара, похожая на кару по отношению к народу Израиля в дохристианское время, какую предрекал Исаия: «и сказал Он: …огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее». Не похоже, чтобы наши политики-безбожники прислушались к этим вещим словам. Вот и продолжается, похоже, до «десятой части» истребление русского народа руками правителей, мы тоже являемся тому свидетелями, очевидцами, участниками-жертвами. Одно утешает: что в духовном сословии есть здоровый корень, что возродится святая Русь.

                *       *       *

И вот с чувством благоговейного страха читаю о первом пророчестве Исаии: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве, приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил… прежде, нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та… будет оставлена обоими царями ее». В чем конкретно я усматриваю пророчество, которые сбылись?.. В том, что примет Сына Дева, что нарекут Его Еммануилом, что, напомню, значит с нами (и с нами) Бог. Все напечатано с Больших букв, следовательно, под Сыном подразумевается равный Иисусу Христу, под Девой – Мария, и это мне доставляет великую радость, потому что это означает самое главное, а именно: рождение Спасителя произошло по воле Бога, что за всем стоит Он.
Сбылись впоследствии и то, что Израиль был оставлен обоими царями его, то есть, оказался по пятой Римской империи.
И далее: «И произойдет отрасль от корня Иесеева, и ветвь произрастет от корня его; И почиет на нем Дух Господень…». Ведь это, как я понимаю, говорится о родословной Иисуса Христа (в Евангелии от Луки назван один из родов – Иесеев). Потому-то в Евангелии от Матвея сказано: «…да сбудется реченое Господом через пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил». Для кого-то это все – известные вещи, но для меня – открытие! Сам прочитал в Библии, сам догадался, о Ком и о чем рек Исаия. Это ли не счастье открытия в моих попытках постичь Божественную природу!
И еще: «Я первый сказал Сиону; «вот оно!» и дал Иерусалиму благовестника… Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова. Так говорил Господь, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников». Разве это не есть портрет Иисуса Христа, не Его будущий путь с Новым Заветом после Его смерти?!..
Особо хочется остановиться на выражении: «Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее». Ведь это сказано так о многообразии мира, о бесконечном развитии всех его ветвей: животного, растительного, духовного, иного.., а что касается человека, то и о бесконечном развитии какой-то его деятельности. Все это именно произведения земли. Лучше не скажешь, потому что всякое произведение не имеет границ для фантазии, как его развивать, преобразовать.

                *       *       *

«И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых… Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простертость до концов земли». Если иметь в веду христианство, а христианство истинный свет, то именно так все и стало и есть теперь. Отрадно сознавать, что на меня, в прошлом атеиста, «простертость спасение Его».

                *       *       *

«Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил». Вот, оказывается, как следует понимать бесконечное прощение после какого-то наказания Богом «народа своего». Он его испытывал, Он его воспитывал, и вот какое тому объяснение: «Вот, Раб Мой… Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражен, наказуем и уничтожен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». В сущности, речь идет о всем подлунном мире. Как же тут велика роль израильского народа: в просвещении, в становлении народов, в их самосознании, прежде в собственном самосознании. Считается, что каждый народ развивался самостоятельно, но в совершенно ином, человеческом свете мы все стали сознавать себя с принятием христианства!

                *       *       *

«На подвиг души Свое Он (народ Израиля) будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет». Это именно подвиг – сколько евреи перетерпели от Бога, от соседних народов. Потом это для них (народов), для нас стало символом, знаком, верой в образе Агнца Иисуса Христа. Далее Сам Бог признается, говоря устами пророка Исаии: «На малое время Я оставил тебя (народ Израиля), но великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лицо Мое на время, но вечно милостью помилую тебя… милость Моя не отступит от тебя». Оказывается, изначально Бог знал, что избранный Им народ не раз будет ошибаться, «делая злое перед очами Его», и вот Он его воспитывал, вел, не бросая совсем, а только сердясь, как истинный Отец. Действительно, если Сам его породил, то как же Он от него отступится? Потому-то для Израиля, согласно Откровения Иоанна Богослова, в конечном счете сохраняется место одесную Сына Давидова.

                *       *       *

«И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, держащихся завета Моего, Я приду на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов». И вот снова и снова мы убеждаемся в точности, великом предвидении пророка Исаии, что все реченое им свершилось в полной мере в наши дни. Истинные, настоящие пророки глаголят устами самого Бога.


(продолжение следует) …


Рецензии