Человек. Для осмысления

Человек. Это слово, произнесённое на любом языке, обращает к всегда узнаваемому в тысяче ликов персонажу общему для всего человеческого мира.

Чувственное восприятие человека обеспечивает непосредственный контакт с миром.
Человек культивирует в себе не столько тончайшие психологические состояния, сколько способность приобщения к мировому духу. Логика и рациональность уравновешивает чувства и эмоции человека.

Мир человека любого исторического периода будет обще-своим. И в каждую эпоху человечество отличается от того, что было раньше, и от того, кто придет потом.
В Античности его метафорически выражали необъятностью Космоса, черная бездна с мириадами мигающих ярких и тусклых звезд. Стремительные росчерки метеоритов, неторопливо меняющийся облик земной спутницы человека Луны, и солнце ярким светом, заливающим необозримые пространства, неведомые человеку.

Человек строит мир с помощью своей активности. Действительность человека – единство его сущности и существования. Архаика, античность, средневековье – культурные миры доклассического сознания породили модерн и постмодерн, создали невесомую ткань информационного общества, и легко перенесут появление постчеловека.

Мир человека – это непрерывное узнавание самого человека, где фоновый процесс самообращения и получение знания о себе необъективен и смутен. Мышление опирается на обнаруженные каноны разума, мозг выступает генератором переработки сведений, и не только как индивида, что была всегда, а как вида земного-живого.

Рациональность человека противостоит страстям, эмоциям, волевым обнаружениям человека. Ощущения передаются лишь при условии обретения или, напротив, потери контакта со средой. Согласно христианскому вероучению, душа определяет запредельное, и при этом смертное существование человека.

Обыденное давно мобилизовало на службу себе сказочно-мифологическую сюжетность и романтическую образность, тиражируя прагматику потребления в рекламе, новостных лентах СМИ, наполненных фальшивой чувственностью сюжетах экранных шоу и дискурсах политиков. В следовании социальным заказам научное мышление о человеке утрачивает свою монополию на рациональность.

В текущую эпоху перед человеком встала проблема его конечности. Фэнтези, мистика, попаданцы, триллер, хоррор, любовный роман… художественные жанры массовой культуры выстраивают литературную, киношную, клиповую, мультяшную псевдожизнь. Истина и ложь уже не просто поменялись местами как это распознавали в классике модерна, постмодерн способствовал бесконечному размытию, деконструкции целого, потери единого во многом.
 
Мир человека растворяется в миллиардах проносящихся ежесекундно виртуальных картин человечества. Тема человечности неактуальна не только потому, что человек сам по себе уже не является тайной бытия, остается слишком мало того, что еще признается только человеческим.

Человек все больше предстает «черным ящиком», который нельзя сломать или разобрать, сконструировать в точности или обозначить, но и невозможно и расшифровать. Но пока еще человек и человечество  не заменено тотально искусственными эрзацами и иллюзиями. По-прежнему существует и разделяется большинством сборное толкование сущности человека – как «биосоциальной» или как «био-социо-культурной».

Можно пока еще отыскать абсолютность связи с космическим и рутинно обращаться с обыденной условностью социального бытия, не исчезла относительность восприятия и возможность целостности передачи главного в себе своей земле. Признается пока еще, что только через особое качество, называемое «человечностью», в человеке соединяется вечность Универсума и конечность бытия живого существа.

А вот спасает нас, встроенное в тело и вшитое в невидимую информатику нейронных схем, то что родом из детства - увлекательность сказочно-романтических схемы «похождений» героя за тридевять земель и в тридесятое царство. Мы живем, если движемся, даже оставаясь на месте, и если даже бывая в зазеркалье противимся осознанно  или бессознательно все сильнее увязывающих живое в паутинах виртуальных сетей, ведомых искусственным интеллектом и жесткостью логических схем машинных алгоритмов.


Рецензии