Но кто ударит тебя в правую щеку твою... - 16

Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю: не противься злому.
Но кто ударит тебя   в   п р а в у ю   щеку  т в о ю,  обрати к нему и другую;
и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.   (Мф.5:38-44)


Ударить  В  щеку, а не  ПО  щеке... Значит, речь здесь идёт не совсем о пощечине.
Ибо пощёчина, как следует из всех словарей, есть  у д а р  ПО  щеке... Из чего
следует что?..
Если обратиться к тексту Ветхого завета, о котором упоминает здесь Иисус Христос:
око за око и зуб за зуб, где речь идёт о понятии справедливости суда человеческого,
то можно понять, что Божье напутствие соотносится с ударами камнями,
символилирующими некое осуждение. Общественное осуждение.

И сказал Господь Моисею, говоря:
Выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на
голову его, и всё общество побьёт его камнями.
И сынам Израилевым скажи: Кто будет злословить Бога своего, тот понесёт грех свой.
И хулитель имени Господня должен умереть, камнями изобьёт его всё общество.
Пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти.
Кто убьёт какого-либо человека, тот предан будет смерти.
Кто убьёт скотину, должен заплатить за всё, скотину за скотину,
Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что
он сделал.
Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: к а к   он  с д е л а л   повреждение
на теле человека,  т а к   и   е м у   д о л ж н о   с д е л а т ь.
Кто убьёт скотину, д о л ж е н   з а п л а т и т ь   за неё, а   к т о   у б ь е т
ч е л о в е к а,  того  д о л ж н о   предать смерти.
О д и н   с у д   д о л ж е н   б ы т ь   у  вас, как для пришельца, так и для туземца: ибо Я Господь, Бог ваш.
И сказал Моисей сынам Израилевым: и вывели злословившего вон из стана, и побили
его камнями, и сделали сыны Израилевы, как повелел Господь Моисею.
(Левит 24:13-23)

Но здесь идёт речь о суде общественном. Это касается осуждения по справедливости:
что заслужил, то и получил - так должен реагировать суд общества.
Но Иисус продолжает тему, говоря об ударе, символизирующием некое личное осуждение.
Ибо речь идёт об ударе именно  в   п р а в у ю   щеку  т в о ю.  То есть  здесь
говорится  об  оскорблении личности, причём  камень осуждения брошен неправедный, унижающий человеческое достоинство. И не ответить на это совсем невозможно.
А уж молчаливо обратить к обидчику другую щеку...

Однако Иисус вовсе не призывает оставлять такой удар без ответа. Но...призывает
не отвечать ударом на удар немедленно. Нет-нет, отвечать, но...по-другому.
Отвечать так, чтобы не разжигать неправедное зло, не усугублять его, ибо зло обоюдное,
встречное, умноженное ведёт не к справедливому разрешению конфликта. Но к
нарушению Божьей заповеди "не убий", к тому, что не от Бога исходит, а от лукавого.
Потому как удар в щеку не есть нанесение прямого урона человеку, когда годится один
ответ: око за око и зуб за зуб. Иисус вовсе не отрицает заповеданное Отцом понятие справедливого суда и не проповедует некое безропотное смирение: мол, когда тебя бьют, молча подставься и прощающе терпи. Смысл сказанного здесь куда глубже. Удар в
щеку -  не обязательно пощёчина, но, так или иначе, осуждение, оскорбительный
и унизительный вызов.

Не противься злому... Ибо став с этим злом на один уровень, ты ему уподобляешься,
ты им невольно заражаешься и сам становишься таким же злом, поддавшись лукавому, манипулирующему тобой, твоим человеческим достоинством, которое присуще каждому,
ибо без него нет человека. Потому как лукавый, манипулируя, унижает тебя до
животного уровня, до поведения свойственного зверю либо скоту.

Потому как тот, кто выплескивает из себя гнев, возмущение: зло, переполняющее через край, - не владеет собой, проецируя некую свою духовную ущербность на других, на окружающий мир. Тем самым выплескивая из себя то, что на самом деле не покидает
тебя, а только множится. И такое внутреннее противоречие доставляет душевную боль,
не позволяющую обрести внутри себя своё собственное достоинство, стать
самодостаточным, сохраняющим внутри себя уважение к себе. Ибо человек, воистину достойный звания человека, спокоен, и злиться, выходя из себя, ему нет причины.
А значит, ему нет необходимости отвечать злом на зло, теряя собственное достоинство
в ответ тому, кто его уже утратил.
. И тебе нужно лишь обратить к нему   д р у г у ю  щеку, сохраняя себя, не роняя
себя - оставаясь таким образом выше - духовно выше всего того, что унижает тебя.

Для начала, обретя выдержку, не давая волю гневу и злости, следует понять, выявить истинную причину внутренней ущербности того, кто побуждает, оскорбляя и унижая тебя, опустить твоё человеческое достоинство до своего собственного низкого уровня. Ибо тот,
кто злится, обязательно носит в себе какое-то недовольство собой, своей жизнью, этим миром - то есть, по большому счёту, Богом.

Да, всякое злословие, всякая невыдержанность, всякое неправедное осуждение - это,
в первую очередь, от безбожия, то есть от лукавого.
Тот, у кого в душе живёт Бог, а не лукавый, далёк от всякого зла, храня в себе
истинное человеческое достоинство, телом и душой принадлежа Всевышнему, какова бы
ни была его жизнь.
Ибо каждый человек на своём месте, каждый выполняет своё дело, предназначенное
ему Богом, за что и будет нести перед Ним ответ. Перед Ним, а не перед лукавым манипулятором людским сознанием.

Не противься злому? Что же, значит, подчиниться ему?  Нет, преодолевать.
Преодолевать таким образом, чтобы оказаться выше его низкого уровня. Ибо злое -
это всегда низость. Его не одолеть, если противостоять с ним на равных. Конечно,
если речь не идёт о том, когда "око за око и зуб за зуб".
Настоящее внутреннее человеческое всегда выше всякой лжи и лукавства. Божественное, истинно духовное всегда выше. Ибо Бог, живущий в твоей душе, обладая правдой и незыблемым человеческим достоинством, всегда ВЫШЕ низостей лукавого. Преодолевать которые - это как совершать восхождение на гору: одолеть её невозможно, но возможно
преодолеть в стремлении оказаться выше.
Как Иисус, не имея сил человеческих, чтобы одолеть зло, распявшее его на кресте
по воле лукавого, не имея возможности воспротивиться, оказался духовно выше, будучи
с Богом - и преодолел! Воскрес.

"Итак, умоляю вас, братья, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву
живую, святую, благоугодную Богу,  д л я  разумного служения вашего;
И не сообразуйтесь с веком силе, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы
вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная.
По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте  о  с е б е   более,  нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какою каждому Бог уделил.

Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело.
Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены."
(Рим.12:1-5)  Послание к Римлянам святого апостола Павла.

 


Рецензии