Глава 119. Моцарт. Восемнадцатый концерт

Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром №18 cи-бемоль мажор
Святослав Рихтер (фортепиано)
Рудольф Баршай (дирижер)
Запись — 1994 год

Mikhail_Kollontay: Мне кажется. после определенного возраста, скажем, после шестидесяти пяти, надо переставать играть Моцарта. Огромное уважение к обоим маэстро, но получается полное превращение, нежно выражаясь, самих импульсов молодого автора.

sir Grey: Неприятно мне соглашаться с критикой, но, кажется, приходится. Что-то есть заупокойное в этой записи. Особенно, по-моему, «тормозит» оркестр. А Рихтер — или мне так кажется, потому что я его очень люблю — все-таки сумел бросить какой-то иной взгляд на Моцарта. Может быть — именно взгляд старика. Старику не возбраняется любоваться пятнадцатилетней девушкой, но интересы, намерения и цели у него уже другие. Здесь у Рихтера что-то получилось вроде того, как писал (молодой, правда) Пушкин:

«И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнуся я»

Так мне показалось.

Вторая часть, по-моему, вообще хорошо.

Честно, я первый раз вижу Рихтера в таком возрасте, иногда он просто не справляется.

Когда смотришь на Баршая, то кажется, что он все хорошо делает, выразительно. Тормозит оркестр.

YAlex: Просьба подсказать, чьи каденции играет Рихтер, и какой вообще смысл сочинять каденции, когда это уже сделал сам автор?

abcz: А зачем их писать? Каденция — место импровизации. Сиди себе, да играй. А Моцарт писал для тех, кто играть не умеет.

alexshmurak: Я вообще был в полной уверенности, что Моцарт каденций не писал, их начал писать только Бетховен. Век живи — век учись.

Volovikelena: Моцарт писал концерты для собственного исполнения, и каденции зачастую не записывал вообще. Во-первых, свою каденцию и так знаешь, во-вторых, ему сымпровизировать труда не составляло. Концертов у него несколько десятков, включая для скрипки и духовых. А каденций на всё-про-всё — четырнадцать. Вот поэтому над ними post faktum трудились другие композиторы, кому не лень. Больше других явно Бетховен. Зачем ему было каденции сочинять, когда существуют моцартовские готовые — две причины: у Бетховена могло не быть нот каденции Моцарта или он видел и ощущал в этом произведении каденцию совсем по-другому. Может быть, хотелось добавить что-то свое, усовершенствовать моцартовский концерт немного.

YAlex: Лена, я так понял ваш ответ, что каденция просто очень часто не записывалась автором на бумаге, вместе с основным телом произведения.

Volovikelena: Да, каденцию иногда можно было только словом пометить, а вернуться к ней в конце работы, когда будет готова партитура или не возвращаться.


Рецензии