Национальные традиции на краю эпохи конформизма

Весь казус сложившейся ситуации заключается в том, что наше общество с настойчивостью, достойной сожаления, пытается решать проблемы, вызванные глубинными и фундаментальными процессами, путём исключительно поверхностных и косметических коррекций.

Мы бередим наши исторические болячки, обсуждаем территориальные проблемы, коррупцию и несправедливость власти. Конечно это необходимо. Но все эти проблемы являются следствиями и последствиями. А в изучении и обсуждении первопричин мы отстаем, в следствие чего проблемы не перестают возникать.

Масштабы отсталости в вопросах фундаментального анализа и исследований в области развития нашего общества столь велики, что мы, конечно, не можем в одночасье обсудить все их аспекты.

Поэтому сегодня в виде пробного камня, нацеленного на выявление степени готовности нашего общества к анализу проблем на фундаментальном уровне, рассмотрим одну из проблем, которую необходимо решить нашему обществу.

Итак — проблема сохранения национальных традиций ингушского народа.

Проблема энтропии (упадка) традиций нашего народа обсуждается часто и многими. Однако эти обсуждения, к сожалению, по большей части носят характер констатаций негативных фактов, эмоциональных лозунгов и популизма. Природа этих обсуждений исходит не из поиска причин негативных тенденций, а из тревожных ощущений утраты национальной гордости и национальной самоидентичности.

Мы сколько угодно можем барахтаться на этом уровне, провозглашая патриотические лозунги, однако это никак не повлияет на протекающие процессы.

Для того чтобы хоть как-то приблизиться к решению задачи о сохранении национальных традиций, мы должны ответить на следующие вопросы:

1. Что такое национальные традиции?
2. В чём реальная ценность национальных традиций?
3. По каким причинам формируются национальные традиции?
4. И по какой причине сегодня активизировался процесс комплексного разрушения традиций?

Формирование национальных традиций происходит под влиянием многих факторов: географические условия, экономическая деятельность, религиозные убеждения, исторические события, а также влияние соседних культур. Все эти элементы интегрируются и трансформируются в уникальный культурный код, который и определяет каждую нацию.

Основной ошибкой в понимании того, чем являются национальные традиции, является представление о том, что традиции — это комплекс поведенческих моделей передаваемых из поколения в поколение без изменений тысячелетиями.

Да, ингушское общество стоит на основе традиционализма и консерватизма, однако этот консерватизм не является непреложной догмой. Здоровые консервативные традиции — это живой организм, комплекс социально-экономических и культурно-политических механизмов, реагирующий на внутренние этнические и глобальные исторические процессы.

Наши национальные традиции не были и не могли быть сформированы каким-то одним поколением наших предков. Традиции по сути являются иммунитетом народа, формирующимся и постоянно рефор­мирующимся как блокатор, так же, в свою очередь, постоянно меняющихся внутренних социальных и внешних угроз.

Инструмент реформации, как неотъемлемой детали механизма, обеспечивающего работоспособность традиций, был безусловно заложен нашими предками в основу концептуальной модели развития общества. Иначе наш народ не сумел бы выработать необходимый иммунитет, позволивший ему выживать на протяжении тысячелетий.

Именно эта утрата необходимого механизма реформации традиций, произошедшая по причине недооценки значимости этого механизма, является причиной образования люфтов в работе концептуальной системы, ведущих к её саморазрушению.

Думаю, на этом на сегодня можно остановиться. К другим вопросам, в том числе вопросу возможности реанимации механизма реформации традиций, мы можем перейти в дальнейшем, если это кому-то нужно.


Рецензии