Глава 343. Бетховен. Буря

Людвиг ван Бетховен
Соната для фортепиано №17 ре-минор «Буря»
Мария Гринберг (фортепиано)

sir Grey: Очень понравилось. Но как же мрачно! По-моему, самое невеселое исполнение.

На меня оно произвело впечатление чего-то не грустного, не печального, а по-настоящему мрачного. Трагического, может быть. Конечно, соната знаменитая, никакой радости я не ждал, и все равно Гринберг удивила.

Мрачнее Гульда, между прочим, которого я сейчас слушаю.

Aelina: А Поллини Вы уже слушали?

sir Grey: Доберусь и до Поллини, я слушаю по алфавиту. Потому и начал слушать, что прочитал начатое Вами обсуждение. Совершенно согласен с Intermezzo, что соната трудная, более того: в ней есть какая-то обманчивая легкость, особенно в третьей части. Согласен и с Victormain`ом насчет Нейгауза. А вот Гульд - трудно сказать. Я настолько большой его поклонник, что мне уже не важно, как он исполняет, главное — что по-гульдовски.

Кстати, в студийной записи мне абсолютно отчетливо слышится какой-то ляп в самом начале третьей части, что особенно странно у Гульда, потому что на студии можно было бы переписать. Какой-то блямс.

А из того что успел прослушать, мне бооольше всего понравился Гизекинг, хотя и запись старая.

А Гринберг удивила вот той мрачностью, о которой я писал. У Гульда есть и трагизм, конечно, есть и тревога, но есть и какая-то героика, а у Гринберг лично мне слышится странная тяжелая безнадежность, о которой я никогда не думал в связи с этой сонатой.

Не могу дождаться Рихтера, но система не позволяет, только после Веры Разумовской. Знаете, Салтыков-Щедрин в одном из своих безумных очерков выдумал, что в России ввели новый закон, разрешающий переезжать по России из города в город только в алфавитном порядке...

musikus: Мария Израилевна записала все сонаты Бетховена где-то в 70-х гг. Тогда же вышел и большущий альбом с тринадцатью стерео гигантами, который до сих пор стоит в моей фонотеке. Как-то раз уронил диск с Семнадцатой сонатой и, пытаясь ее подхватить на лету, поцарапал. Пострадала именно ре минорная соната, и я очень долго эту запись не ставил. Вот сейчас вновь послушал из Архива. Что сказать... Тогда, годы назад, трактовка Гринберг казалась почти эталонной (да и мало с кем можно было сравнить, записей не было). А сейчас слушаешь и... многого не хватает. Исполнение кажется очень лобовым, лишенным нюансов, привнесенных годами усилий многих других мастеров пианизма. Да и звук жесткий, грубоватый. Увы...


Рецензии