Викинги. Мифы и реальность

    Генетическая история человечества все больше привлекает внимание исследователей. Вместе с тем, ученые предлагают осторожно использовать результаты исследований археогенетиков в проблемных вопросах истории, археологии и антропологии.
    Генетическая антропология в дискурсе идентичности запуталась еще в большей степени, чем это обсуждалось в археологии и археологических исследованиях. Так, Kerstin P. Hofmann (2016) прямо заявляет, что ДНК, хотя и может быть ресурсом идентичности для современных людей, в прошлом не имела отношения к формированию идентичностей. То есть, говорить об этнической принадлежности древних людей только на основании мужской Y-хромосомы или мт-ДНК, дело сомнительное. Необходимо учитывать результаты всех исследований, в т. ч. археологических, лингвистических, географических и др., для обоснования далеко идущих выводов. Уже многие ученые избегают расово заряженные интерпретации генетических исследований, которые часто и очень быстро наполняют дискуссии на исторические темы в медиапространстве.
   
    Изменения взглядов на историю человечества в свете новых открытий   
    Ярким примером этому служит история викингов и скандинавов в целом.  Сегодня отказались от практики использования слова «викинг» в придании ему некого национального статуса. Они прочно утвердились в роли языческих пиратов, набеги которых рассматривались как «наказание за прошлые грехи». В свое время для христиан тем же стал западный поход Аттилы. А «рогатые» шлемы викингов не имеют отношения к истории и археологии. Это изобретение европейского романтизма, восходящее к таким художникам, как Густав Мальмстрём, который иллюстрировал издание Саги Фритьофа, и Карла Эмиля Доплера, который создал рогатые шлемы для первой постановки оперы Вагнера «Кольцо Нибелунгов» на Байройтском фестивале в 1876 г.
    «Историческая идентичность викингов, если бы она когда-либо существовала, не была бы привязана к биологическому организму или связанным с ним правилам наследования» (1).
   
    Язык и древняя культура викингов
    Язык является важным средством коммуникации, но, необходимо анализировать конкретные отношения между языком, географией и происхождением. Категория языков весьма переменчива и неустойчива, иногда меняется за 2 – 3 поколения. Например, воины завоеватели, «женятся» на женщинах покоренных народов, которые дают свой язык детям. И каким будет язык их внуков и правнуков зависит от многих обстоятельств. Все это, как нельзя более относится к истории древних германцев и скандинавов. Так, интригующим фактом кельтских языков Западной Европы и германских языков Севера является то, что эти две индоевропейские ветви имеют значительный объем унаследованного словаря, который отсутствует в большинстве или во всех других ветвях (Hyllested, 2010).
    Принято считать, что на территорию Норвегии и Швеции люди пришли около 8000 г. до н.э. Этих первых охотников - собирателей иногда называют предками викингов, появившихся около 800 г. н.э., считая, что великое переселение народов начала новой эры затронуло Скандинавию лишь незначительно.
    Однако, археологические данные (Tejral, 1997) указывают на появление новых художественных особенностей в искусстве там в первой половине V в. Скифские влияния (племена из Сибири, Южной и Центральной Азии, для которых лошадь имела первостепенное значение), а также животные мотивы с фантастическими зверями появились тогда в ювелирных изделиях Скандинавии.
    Ранее мы писали о том, как технологические новшества из глубин Азии могли появиться в Европе. Археологическая школа последователей Э. Салина и А. Франс-Ланора показала техническое превосходство варваров в металлургии и ружейном деле в сравнении с таковым у римлян. Более того, эра нашествий совпала с новой эстетикой, которая на три-четыре века воцарилась на развалинах греко-римского классического искусства. Связаны эти изменения с искусством степняков или с изменениями вкусов самого римского общества, пока не установлено! Но в ювелирном искусстве появился анималистический декор, переполненный жизнью, и новые технологии, подобные скифским (2).
    Исследованиями археологов установлено, что в Скандинавии изделия скифского типа с большой частотой появляются в предвикинговую эпоху. На бронзовых бляшках из курганов Borre в Норвегии изображены олени, грифоны и фантастические существа (звериный стиль). То же прослеживается и в крупных работах, в частности, головы животных устанавливались на кораблях викингов, например, из Oseberg и Gokstadt. Считается, это был символ отвращения «дурного глаза» (Талбот Райс). В курганах же обнаружено множество захоронений в доспехах и скелетов лошадей в соответствии скифским традициям. Органический анализ почвы в этих окрестностях согласуется с прибытием сюда значительного количества лошадей в V в.
   
    Скандинавская мифология и тюрки
    Пищу для размышлений ученым дает скандинавская мифология, хотя саги и рассматривают как смесь фактов и вымыслов. В первую очередь цитируются саги средневекового поэта и прозаика Снорри Стурлусона в разных переводах. Считают, он имел доступ к устной традиции и рукописям, в том числе родословным (ныне утраченным), когда писал свои сочинения около 1200 года (3).
    В «Саге об Инглингах» Стурлусон пишет о скандинавском боге Одине, как о прародителе правителей скандинавских и германских стран, и дает ему отчий дом – Азия, ее столица – Асгард. Страна Азия, простиравшаяся к востоку от Танаквисля (Дона) именуется Страной Асов. Правителем там был Один. В одном из переводов «Прозы Эдды» упоминается земля Turkland. Снорри Стурлусон говорит о решении Одина совершить путешествие из Turkland: 
    «Не было конца их путешествия, пока они не пришли на север, в землю, которая теперь называется Saxland [Германия], там Один оставался в течение длительного времени, и взял землю всю вдоль и поперек… Все земли были отданы трем его сыновьям: одному – Ist Saxland, другому - Westphalia, а третьему – Frankland».
     Затем Один отправился на север, назначил еще одного сына правителем Ютландии, и приступил к Швеции, царем которой был царь Gylfi. Один выбрал место для своего города.
    «Там он устроил порядки, которые царили в Turkland; он создал также двенадцать глав-мужей, doomsmen, над народом, чтобы вершить закон в стране, и он дал также все законы, как было до этого в Turkland и в соответствии с обычаями тюрок. После этого он отправился на север, пока не достиг самого дальнего берега моря, и там он поставил сына на это царство, которое теперь называется Норвегия».
    А потому, вовсе не случайно в средневековых датских хрониках германцы назывались «туркир».
    По оценкам лингвистов, первый подлинный германский язык возник приблизительно (или после) 500 г. до н.э. Но факт, что Скандинавия по мужской Y- хромосоме состоит, в большинстве своем из представителей гаплогрупп I1, R1b и R1a, свидетельствует о грандиозных смешениях народов вследствие массовых миграций мужского населения в прошлом. Удивительно, но от Синьцяна до Турции, от Волги до Гиндукуша, где в андроновской культуре бронзового века и на скифской территории железного века, по мнению лингвистов, распространялась индоиранская ветвь индоевропейских языков, сегодня проживают народы, в большинстве говорящие на тюркских языках.
   
    И, наконец, генетика
    Считается, между IV – XI вв. н.э. в Евразии тюркские языки заменили индоевропейские, хотя, генетически уйгуры, узбеки, киргизы, татары, ногайцы, башкиры, чуваши и многие другие народы, в большинстве несут так называемые индоевропейские линии R1a и R1b. Ученые пришли к выводу, что язык хуннов (сюнну) и гуннов был прототюркским и принадлежал к алтайской языковой семье. Вероятно, гунны могли оставить тюркский след в германских и скандинавских языках, вместе с технологическими новшествами в производстве оружия и новой эстетики, которая на 3 - 4 века воцарилась на развалинах греко-римского классического искусства, о чем говорилось выше.
    Из этого, становится понятной скандинавская мифология о приходе Одина с сыновьями из Азии, из Страны Асов. Асами себя называли древние тюрки.
    Ирландский ученый Йоун Сигурдсон (1811 – 1879), кто провел анализ норвежско-исландских саг и рунических письмен, сообщал, что, согласно сагам, мужчины из Азии стали аристократами Швеции и Норвегии. А русский ученый В.В. Бартольд (1869 – 1930) увидел, что слово «аs» в тюркских языках употреблялось очень широко, наряду со словом «ir – ar», означающим: человек, мужчина.
    Имеются указания на сходство тюркского рунического письма и германских рун. Вот только в Европе сохранились лишь обрывочные рунические записи. И говорят о них, как о «неких магических знаках», тогда как орхоно-енисейскими рунами на каменных памятниках Южной Сибири и северо-запада Монголии в стихотворной форме выбита и сегодня переведена практически вся история Тюркских каганатов VI – VIII вв. Возможно, находки с германскими, скандинавскими рунами старше центральноазиатских, а потому более примитивны и менее информативны. Но руническое письмо существовало. А каким письмом были написаны книги и документы, которые служители католической Церкви жгли на кострах во второй половине I тыс. и во времена «святой инквизиции», нам неизвестно. Всё осталось во тьме европейского Средневековья.
    Добавим, согласно скандинавским сагам, Один считался мудрецом, владеющим рунами, поэзией и магией…
    Литература:
1. Kerstin P. Hofmann. With v;kingr into the Identity Trap: When Historiographical Actors get a Life of their Own. doi:10.1553/medievalworlds_no4_2016
2. Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу: германский натиск; пер. с фр. А.П. Саниной. СПб.: Евразия, 2008. С. 250 - 254.
3.Крючкова О. Скандинавская мифология. Миры, боги, великаны, герои. Иллюстрированный путеводитель. Москва: Эксмо, 2020. 160 с.

Прибайкалье, п. Нижний Кочергат, май 2023 г.


Рецензии