Призраки или соседи? Мальтийская история

- Я обязан вам всё это рассказать, но не обязан всему этому верить. – так или примерно так отвечал на вопросы современников отец истории Геродот.
Вот и я не могу не поделиться с вами этой необычной и интересной информацией, но она как-то уж слишком сложно вписывается в мои представления о мире, чтобы верить в неё от начала до конца. А вы – определяйтесь сами.

Да простят меня живущие ныне, речь пойдёт о призраках. Как ни странно, в их существовании и влиянии на жизнь современных людей на Мальте никто не сомневается. Более того, все считают, что их нормы жизни (если здесь корректно употребить такое слово) очень похожи на законы любого профессионального сообщества, в котором есть звёзды первого и второго ряда.

Так вот, к призракам, так сказать, первого ряда история относит двоих наиболее известных – Белую Даму и сэра Оливера. Они обитают недалеко друг от друга и могут видеть друг друга из окна, если, конечно, они когда-нибудь из него вообще выглядывают. Белой Дамой называют ту, кто при жизни была одной из дочерей знаменитого маркиза, по имени которого и названа мальтийская столица. Сэр Оливер Старки тоже был связан с маркизом де Валеттом, будучи его верным секретарём. Близость к Великому Магистру – не единственное, что их объединяет. К сожалению, их судьбы похожи ещё в одном – оба они умерли насильственной смертью, а после неё –  не нашли успокоения. Пристанищем Белой Дамы стал знаменитый Форт святого Ангела в Биргу, а сэра Оливера – дом в центре Валлетты, в котором когда-то жил он сам, а теперь располагается Российский центр науки и культуры. Эти исторические объекты разделяет лишь водная гладь Гранд Харбор.

Фигуры Белой Дамы и сэра Оливера, что при жизни, что после неё являются настолько примечательными, что о них мы поговорим позднее и подробнее. Сегодня нас интересуют потусторонние обитатели старых мальтийских домов, так сказать, фигуры второго ряда. Обычные призраки, к которым многие мальтийцы, живущие в исторических домах, относятся как к своим домашним – любят, лелеют, считают частью семьи.

Иными словами, поговорим о том, как в своём доме и с призраками подружиться, и удовольствие от общения с ними получить. Оговорюсь сразу: меня эта тема интересовала сугубо в практическом плане. На первых порах меня довольно сильно допекало внимание сэра Оливера, при этом всякий раз наше с ним «общение» заканчивалось явно не в мою пользу. Именно поэтому я стала наводить справки, а сталкивался ли кто-то с подобными проблемами. К моему огромному удивлению, практически все мои знакомые, кто жил или работал в домах, построенных в рыцарские времена, не понаслышке знали о «соседях» (так они называли тех, кого мы привыкли звать «призраками»). Все они могли поделиться об опыте общения, но самым большим знатоком проблемы оказалась хорошо известная мне Анна (имя изменено по её просьбе). Кстати, именно от неё я и услышала столь непривычном для нас применении слова «сосед».

Не смотря на свой пост-бальзаковский возраст, она упорно избегала общения по имени-отчеству («ах, моя дорогая, я здесь уже скоро сорок лет, от таких формальностей отвыкла!»). Занесённая сюда каким-то шальным ветром ещё в советские времена, наша бывшая совгражданка, недавно овдовев, унаследовала от покойного мужа громадный дом в глубине тенистого апельсино-лимонного сада. Она много мне рассказывала об истории дома, его прежних хозяевах, и всякий раз эти рассказы были очень яркими и детальными, словно она сама была свидетелем событий.

- Откуда такие подробности, Анна?
- Конечно же, от соседа.
- Он историк, наверное.
-Нет, он просто очень давно здесь живёт. Лет пятьсот где-то, может, чуть меньше.
- Пятьсот?

Похоже, что ирония, которую я не смогла скрыть, на Анну очень подействовала, и она стала быстро-быстро и с каким-то особым напором рассказывать мне про то, что соседи – это те, кто раньше жили в этих домах, а теперь по какой-то причине остались в них и после своего физического ухода. С ними надо уметь ладить, и тогда разные миры не только не будут мешать друг другу, но станут гармонично дополнять. 
 
  Итак, основные принципы, соблюдая которые, по мнению моих мальтийских друзей, можно подружиться с соседями по дому.

Принцип первый, который я бы назвала строкой из известного романса «Что в имени тебе моём?». Надо узнать имя соседа, по которому потом к нему всегда и обращаться. На моё недоуменное «Спросить? А на каком языке, мне интересно», ответ последовал незамедлительно:
- Да, на любом. Вы же не кричать ему собираетесь. Сядете спокойно, представитесь мысленно и будете ждать, когда имя вашего визави придёт к вам на ум. И учтите, если он захочет, чтобы вы звали его Агафон или Навохудоноссор – будьте любезны, уважать выбор. Они так долго здесь обитают, что имеют право на маленькие капризы.
- Интересно, а на что право имеем мы?
- На невмешательство в дела друг друга и взаимное уважение. Между прочим, это самый важный принцип. Я бы вам порассказала о том, как мы между собой об этом договаривались, да не буду – всё равно не поверите. Но абсолютно точно – мы с моим соседом прошли долгий путь установления границ.
- То есть второй принцип можно охарактеризовать известной русской пословицей «Всяк сверчок знай свой шесток»?

- А почему нет. У каждой стороны свои принципы и свои задачи. Будете вы их уважать, получите в ответ такое же отношение, так что не забывайте здороваться, не забывайте вкусненьким делиться, не злитесь по мелочам.
- По каким мелочам?
- Ну, например, спрячет что-нибудь или пошумит чем. Дело-то житейское. Попросите – отдаст и докучать не будет. Одним словом, лучше относитесь к соседу как к хозяину, и будет вам новое счастье в древнем доме. Угощайте его почаще.
- Угощать? Не понимаю.
- А чего тут непонятного? Мой, например, любит хороший виски, мёд и имбирное печенье.

Ничего себе вкусы у «соседа». Разговор как-то сам по себе сошёл на нет, чтобы потом возобновиться в другом месте с другим человеком. Где-то через пару дней мы встретились с одним довольно известным на Мальте человеком. Но если для кого-то он – часть местного истеблишмента, для меня – когда-то случайный знакомый, отношения с которым переросли в странный симбиоз взаимного уважения и полного неприятия жизненных позиций друг друга. Впрочем, речь не о том.

Услышав от меня о разговоре с Анной, он, в свою очередь, поверг меня в полное изумление:
- Не понял, а что тут странного? У вас что, в России в старых домах «соседей» нет? Такое бывает? Неужели, cara, ты никогда не встречалась с ними у себя дома? Странные вы, русские. Даже «соседи» от вас сбегают. Не злись, это не намёк на нынешние обстоятельства. Просто мы уж какие-то совсем разные. Вот наша семья с нашим соседом уже более 300 лет живёт, и ничего. Ну, бывают, конечно, недоразумения, но разбираемся же.

Пришлось сказать ему, что мой дом построен 15 лет назад, что в большинстве городов возраст домов исчисляется максимум тремя столетиями, и как-то никого из параллельного мира там особо не наблюдается. Он слушал, а в глазах читалось явное недоумение. Наверное, думал о том, как рассказать об этом своему «соседу». А я – как рассказать обо всё об этом вам.


Рецензии