Глава 005. Бах. ХТК. Королев

Иоганн Себастьян Бах
Хорошо темперированный клавир
Евгений Королев (фортепиано)

samlev: На форуме недавно зашел разговор о ХТК. Очень советую не пропустить эту запись — она, во многих отношениях, идеальна. Она близка к нам по времени исполнения. Кроме того, здесь разговор о самом тексте Баха может перевесить разговор об интерпретации. И в этом, как мне кажется, заслуга Королева весьма велика.

sir Grey: Мне не очень нравится исполнение. Готов согласиться, что оно сдержанное, без каких-либо неожиданностей, но мне оно кажется абсолютно лишенным чего-то яркого, своего. Получается, действительно, что разговор может пойти не об интерпретации, а о Бахе. Но, по-моему, когда исполнение какое-то безликое, то и Бах страдает. Я не знаю, в чем это выражается, но я не чувствую какой-то энергетики, так может сыграть хороший ученик музыкальной школы.

Правда, не скрою, аналогичные мысли были у меня, когда я первый раз, много лет назад (когда вышли комплекты) услышал Рихтера. Тоже была мысль: Ну и что? И что он делает особенного?

Не знаю, не знаю… Хотелось бы, чтобы те, кому нравится этот пианист, высказались, чем он хорош. Для меня все либо нейтрально, либо душа не принимает. Например, ре-минорную. Либо сыграно правильно по нотам, либо что-то придумано неестественное и ненужное. Может, вживую у него звучит как-нибудь особенно хорошо, но не думаю.

Но, соглашусь, в основном музыканту удается удерживать абсолютно нейтральное, ни на что не претендующее исполнение, и в этом смысле оно может показаться интересным. Пример — Ми-мажорная. В качестве любопытного (но для меня не убедительного) варианта приведу ми-минорную прелюдию. Но здесь я остановлюсь, дальше слушать не буду.

Я только хочу сказать — в споре с самим собой — когда появились пластинки Рихтера, то первое впечатление было — И?

У Королева есть свой замысел, он мог бы всех взбудоражить, но не захотел.


Рецензии