Глава 183. Бах. Гольдберг-вариации

Иоганн Себастьян Бах
Гольдберг-вариации для клавесина
Силке Штрауф (виола да гамба)
Клаас Хардерс (виола да гамба)

Aelina: Прослушала все исполнения «Гольдберг-вариаций». Впечатлила игра Ситковицкого и Леонхарда. А это исполнение — самое необычное и интимно доверительное, что ли.

alexa_minsk: О, виолы... Их тембр, их диалог божествен...

reflechant: Виола может звучать как колокол, а может как орган. Для Баха орган, наверное, подойдет больше. А для этого звук должен быть ровный. А они хотят сделать его ярко фигурным, с кульминацией и затуханием, отсюда неизбежно нужен простор по громкости.

На самом деле сделать можно было лучше. Тот случай, когда просто ноты, без понимания, не спасли ситуацию. Слишком много легато. Эти удары смычком по струнам, которые так хорошо делает Саваль, подошли бы тоже. А вот арпеджированные аккорды в концовках как раз не в тему — это больше для Куперена или Марэ.

Когда два однотипных инструмента играют полифонию, это обычно проигрыш. У клавесина бас, средние частоты и верха в подавляющем большинстве случаев отличаются по тембру. Это понимание прошло даже в начальную фортепианную эпоху, когда для верхов даже материал у струн другой брали, например, серебро.

Они хорошо владеют виолой, но ничего не понимают в Бахе. Сочно, но бесформенно. Долго смаковать один тембр невозможно.

Только сейчас понял, за что я так люблю Жорди Саваля. Он перерос свой инструмент. Здесь же детская манера нажимать на все кнопки — если уж играть на фортепиано, так с постоянно нажатой педалью, а если на виоле, то надо постоянно выпячивать ее особенности.

Aelina: А можно о серебряных струнах поподробнее? Пожалуйста?!

reflechant: Просто брали серебро и все. Подозреваю, дело в несовершенстве технологии волочения (из-за чего даже первые клавесины были с жильными струнами), которая не позволяла большой натяг вкупе с маленькой толщиной струн верхних регистров.

Aelina: «Детская манера».
Может быть, поэтому и такое трогательное впечатление?.. И все-таки очень необычно!!

reflechant: Просто это не самая лучшая интерпретация.

alexa_minsk: Это мнение бесспорно. Но данная запись многим интересна, в первую очередь ценителям гамбы.

reflechant: Ну, я очень люблю гамбу. Но не считаю, что она универсальна. Универсален только клавесин. Недаром его королем инструментов называли. Оркестровое произведение можно переложить для одного клавесина. Он может быть певуч как скрипка, нежен как арфа, может достать до глубины души как гамба или быть игривым и воздушным как флейта-пикколо.

Aelina: А Шуберт и Моцарт королем музыкальных инструментов называли орган.

reflechant: Что является ярчайшей иллюстрацией распространения нигилизма в Европе. Если клавесин как соль в пищу вкрадывается в оркестр, в саму его суть, то орган по природе своей индивидуалист, огромный, давящий. Значит, во времена Моцарта и Шуберта слово король означало уже не «первый рыцарь», а, в первую очередь — «тиран».


Рецензии