Оловянная чума или Псковский детектив

                «Там с утра над церковными главами
                Голубеет небесный песок,
                И звенит придорожными травами
                От озер водяной ветерок...»
                (Сергей Есени)

Мой приятель купил дом в деревеньке, затерявшейся в лесах Псковщины. И вот мы едим из Питера туда на моей машине.

На краю деревни, на опушке елового леса, небольшая церковь, срубленная из толстых брёвен. Приятель уверял, что с этой деревней и церковью связана какая-то детективная история, подробности которой ему неизвестны.
Меня же распирало любопытство и, побросав в доме вещи, я пошёл прогуляться по деревне.

Около церквушки ко мне подошёл худощавый пожилой мужчина с седой реденькой бородкой. Облачён он был в чёрную рясу. Человек заговорил со мной:
- Здравствуйте! Я дьякон сего храма. По старости сюда определён на постоянную службу. А Батюшка-то бывает у нас только наездами. Если обвенчать кого или младенца крестить. А уж кто на смертном одре, то и мне отпевать дозволено.  А Вы внутрь проходите.

Церквушка снаружи казавшаяся небольшой из-за высоких елей, растущих вокруг, внутри была довольно просторной. На стенах висели различные иконы.
- А эта икона, украшенная еловыми ветвями, - сказал дьякон - самая почитаемая здесь. Церквушка - то была слажена ещё в 19 веке. За свою жизнь она много раз ремонтировалась, но внешне осталась такой, как и во время его постройки. На иконе этой - наш покровитель, и прозывается он КолдАн. Это не общепризнанный Святой, но для нас таким считается. С Колданом связано разыгравшееся в этих стенах преступление. Видите на столе, под стеклом, лежит старинная книга. Брать её в руки не дозволенно. В ней история деревни нашей.

Случилось это ещё в 19 веке. Тогда деревня и её жители принадлежали одному местному помещику. Барин тот был выпивоха, хозяйство всё запустил. Чтобы хоть как-то поправить свои дела, он продал деревню вместе с крепостными, живущими в ней. Приобрёл её, оставивший военную службу, небогатый дворянин.

Новый барин привёз с собой из заграницы полуметровое металлическое распятие Иисуса Христа. Тогда-то жители и срубили для распятия эту церкву. Статуя Христа была установлена на высоком плоском камне в Алтаре.

При церквушке жил тогда горбатый старик, который следил за порядком: убирал пыль, зимой топил печь, голенищем от старого валенка полировал статую. Отзывался дед на имя КолдАн.

Так и жила деревня, гордясь своей церквушкой, до одной зимней ночи. А случилось это аккурат на десятый год после войны с Наполеоном. Зима тогда выдалась лютая.  Деревенские, не увидев дыма из трубы церкви, пошли навестить Колдана. Нашли они горбуна у поленницы дров - мёртвым. В ту ночь, когда Колдан отдал богу душу, печь в храме осталась нетопленная. Когда люди открыли промёрзшую церковь, то обмерли. Из церкви исчезла статуя распятого Христа. На её месте осталась лишь горка седого пепла. Пепел тот и теперь ещё в туеске берёзовом, рядом с книгой храниться. Стало загадкой, как же злоумышленники смогли вынести хранительницу? Знамо дело, что только свой такой грабёж сотворить мог. Помещик учинил дознание, и собирался обыски по домам крестьян проводить, да в пору нужную, приехал в деревню Батюшка. Тот всех убедил, что это знак Божий. А Колдан-то - Святой, и уходя в мир иной, забрал статую с собой.

Люди тогда, словно ополоумевшие, пали на колени и молились этому чуду несколько дён кряду. Уверовал народ наш в святость церквушки, и камня, что в алтаре стоит. Да и как не уверовать-то, когда даже после революции большевики объявив вражду всей Святости, сожгли все храмы окрест, а наш не тронули. Да и немец, когда в войну тут бесчинствовал, тоже не тронул. А камень-то этот Священным считается. Говорят, что если его потереть ладонью, то исполнится твоё желание. Кто-то трёт для исцеления, а кто и просто от сглазу. А от болезни, лучше, говорят, больным местом к камушку приложиться. Вот если, к примеру, женщине, которой никак не забеременеть, так она к камню нужным местом прижмётся, камень и помогает, коль не в мужике загвоздка. Вот такая детектива. Чудо, одним словом.

Я, конечно же, догадался, что произошло с тем распятием, но поостерёгся рассказывать это дьякону. По-видимому, увидев мою улыбку, старик сказал:
- Да знаю я, что приключилось здесь той холодной зимой. Я тот пепел во Псков на экспертизу возил, там и объяснили, вор тот Дедом Морозом прозывается. Крест оловянный от мороза превратился в порошок. Это ещё называют «оловянная чума».

Я людям правду не рассказываю. Пусть веруют в целительные свойства камня. А то у нас, почитай, на много вёрст округ ни врача, ни фельдшера...


Рецензии
Всё с упоминанием про Псковские места,
Скобарю, по определению, интересно.
Да и написано не скучно.
Хотелось бы район
уточнить.

Василий Овчинников   07.06.2023 20:09     Заявить о нарушении
Спасибо Василий, что прочитали!
Этот рассказ вымысел, район может быть любой.
О Псковской у меня есть несколько рассказов, где есть и упоминания района действия.
Захотите прочитать, дам сноску.
С Уважением!

Эгрант   07.06.2023 20:31   Заявить о нарушении
Я не художественный.
беллетристику, то есть
"вымыслы", не очень люблю.
Оловянное распятие.
На кой? Бронза
дешевле и
прочнее.

Василий Овчинников   08.06.2023 06:04   Заявить о нарушении
За сноски-ссылки,
коль не вымысел,
буду благодарен.

Василий Овчинников   08.06.2023 06:08   Заявить о нарушении
Вот один из рассказов. В тексте есть название деревни. Рассказ написан давно и не короткий. Попробуйте почитайте.
http://proza.ru/2011/01/02/916

Эгрант   08.06.2023 08:48   Заявить о нарушении
Вот ещё один, написанный не так давно.

http://proza.ru/2022/04/24/1588

Эгрант   08.06.2023 09:08   Заявить о нарушении
Рассказ про оловянный крест, мной написан под заказ для конкурса в одном журнале, как деревенский детектив. Количество слов ограниченно.
В основу его лёг действительный случай, произошедший в Скотл Ярде ( Лондон) в 19 веке.

Эгрант   08.06.2023 09:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.