Апельсин. Рассказ в двух частях

Часть первая, реалистическая

Май выдался неожиданно теплым. Мой рабочий день вдруг закончился к обеду, я неторопливо шла домой по солнечной улице. К вечеру обещали дождь, и на горизонте уже синели тучи, но сейчас город радовался погоде. Взрослые старались в перерыв выбраться в цветущий сквер. Дети стройными группами шли с учителями в парк или, чуть менее организованно, бежали на спортплощадку после школьных занятий. Рыжий мяч подкатился к моим ногам, и сразу меня окружила стайка мальчишек лет 8 – 12, потребовали: «Дайте денег!».

Я растерялась, потому что наблюдала похожие ситуации в начале девяностых, и приготовилась читать мораль: «Вы знаете, что попрошайничать некрасиво? Вот ваши родители сейчас, наверное, на работе…». Ребята загалдели, перебили меня: «Мы не для себя, мы вон для него». Поодаль стоял бомж. Он был небольшого роста, чуть выше мальчишек, худой, нетрезво покачивался у входа в магазин. Я развела руками: «Он соберет себе на выпивку, это разве хорошо? Возьмите-ка лучше вот что» – я достала из сумки апельсин. Через минуту ребята весело и удивленно засмеялись, замахали руками в мою сторону. Я присмотрелась. Бомж держал апельсин двумя руками, жмурился и восторженно улыбался.

Редкие капли зашелестели в листве. Мальчишки убежали, я тоже заторопилась домой, оглянулась. Бомж все стоял с апельсином в обеих руках и улыбался, не замечая начинающегося дождя.

Часть вторая фантастическая

Скорая приехала, когда дождь стал проливным. Бомж по-прежнему держал апельсин и улыбался, в скорую сел, не слишком понимая смену обстоятельств. Врачи усадили его в кабину с экраном, закрепили на голове электроды и начали обследование.

- Ну что же, результат любопытный – комплексная эмоция на три уровня: удивление, восхищение и благодарность с высокими показателями интенсивности.
- В диссонансе?
- Нет, уровни абсолютно естественно связаны. Предположительно, базовая эмоция личности, если личность сохранена.
- Да, но эмоция только одна, и он ее не контролирует. Она фиксирована на одном объекте, на другие стимулы реакции нет.
- Эмоциограмма дает еще вероятность четвертого уровня.
- Что там?
- Сложно сказать, вытесненные воспоминания.
- А по окраске?
- На нашем оборудовании не определить, но точно не спектр жестокости.
- Хм. Ну, тогда отправляй карту в центр Гааза, может, примут.

Центр оказался похожим на детский сад. В холле было много зелени, висели рисунки, из зала доносился нестройный хор, в комнате за приоткрытой дверью пациенты выполняли физзарядку. Откуда-то послышался звон колокольчика, хлопнула дверь, и в холл вошел доктор, кивнул врачам скорой и подошел к пациенту. Тот стоял у рисунка с новогодней елкой. Доктор внес пометку на планшете, подошел к коллегам.

- Можете оставлять, проведем дополнительные обследования и дальше уже сами решим. Пару лет назад был похожий случай.
- И что с ним?
- Ну, полной ресоциализации не случилось, увы. Ряд когнитивных способностей серьезно повреждены. За пределами рабочего места ему требуется опека. Но работает, может сам оплачивать счета. Выбрал вакансию в ананасной оранжерее. Показатели тестов по профзадачам дают хорошую динамику. Наблюдаем дальше.

Скорая уехала. Бомж стоял у рисунка, смотрел на елку и улыбался. Потом повернулся и протянул апельсин доктору.

Предыстория

Если есть возможность, я стараюсь просящим давать продукты, так как видела, что деньги у них забирают.  Несколько раз подряд случалось, что в сумке был апельсин вместо привычного яблока. Я отдавала его и наблюдала разные эмоциональные реакции, иногда полярные: от восторга до злости. Иногда эмоциональный отклик отсутствовал. А потом вдруг натолкнулась на историю про доктора Гааза, раздававшего апельсины каторжникам. Я просмотрела еще несколько источников, и мне подумалось, что его деятельность была в чем-то похожа на научное исследование взаимосвязи эмоционально-волевой сферы личности, социализации и здоровья. Так сложился рассказ.


Рецензии