Каспийские монстры. Морпех

   Астрахань.
   Начало осени, вторая декада двухтысячных.



   Пятница.
   Настойчивый стук в высокую дверь кабинета заставил отвлечься от документов, разложенных на столе. Заместитель командующего флотилией капитан первого ранга Сергей Петров машинально взглянул на часы, висевшие на стене рядом с окном – шестнадцать десять. Петров громко пригласил стучавшего войти в дверь.
В кабинет вошли двое - начальник отдела береговых войск флотилии подполковник Александр Леднёв и его заместитель майор Юрий Калиничев. В руках у офицеров карты, папки и какие-то канцелярские принадлежности.

- Товарищ замкомандующего, во вторник проводим учение с ротой … в Дагестане … с морпехами, - спутанно объясняет Леднёв, - вы руководитель.

- Толково! – Петров посмотрел на календарь, висевший у него за спиной, - то есть через три дня. Толково!

   Подходила к концу вторая неделя, как Петров принял должность заместителя командующего. Завершив обучение в московской академии Генерального штаба, Сергей вместе с семьёй переехал «к новому месту службы». Сын и дочь уже ходят в школу, жена завершает устройство быта, а он с утра до ночи вникает в «новое хозяйство».
А «хозяйство флотилии» не маленькое: бригады кораблей, батальоны морской пехоты, гидрографы, спасатели, посты наблюдения и много чего ещё.
   При том, часть «хозяйства» находится в Астрахани, а часть в Дагестане. Путь в Махачкалу не близкий – на поезде четырнадцать часов или на машине – десять.

- Так что ж вы раньше не пришли, - удивляется Сергей, - надо же вникнуть, раскладывайте документы.

   Вошедшие в кабинет офицеры переглянулись и молча начали разворачивать карты.
«Встреча» продлилась больше часа. Документы Сергей изучил быстро – принципы всех учений одни и те же, что у корабелов, что у пехоты.
   Уже через полчаса Сергей засыпал вопросами офицеров: почему нет высадки «на плав», где обеспечение ВАИ, аппарат руководства … оценочные ведомости.
Не ожидавшие такого напора от «моряка» береговые офицеры «пятились» и пожимали плечами.

- Ясно! – заключил Петров, - Александр Геннадьевич, давайте поступим так – завтра суббота, на десять утра собирайте аппарат руководства. Инструктаж, я так понимаю, никто не проводил? … А после с документами поработаем: возьмите рукдоки и всё, что разработали. Выезжаем в воскресенье … в понедельник на месте готовность к учению проверяем.


   Суббота.
   На часах двадцать часов десять минут.

- Коля, я так понимаю, боевую подготовку у нас – на флотилии - не любят, - делится впечатлениями Сергей в кабинете у начальника штаба флотилии, - что-то морпехи тумана наводят, … то не так … это ни это.

- Вот именно, что не любят, - отзывается начштаба, - ты с ними построже, а то начнут «береговики» рассуждать – «у нас не так … как на кораблях».
Начштаба тоже сегодня «припозднился» … дел невпроворот - очередная проверка едет.

   Знакомы офицеры давно – лет пятнадцать уже, вместе в питерской морской академии учились, и после учебы неоднократно на учениях и совещаниях встречались. В общем, «не терялись из виду» - перезванивались частенько – новостями делились. А теперь Николай охотно Сергею «тонкости флотилии» рассказывал – вводил в курс дела…

- Ну, вот пора и морпехом становиться, - мысленно рассуждал Сергей, устроившись в час ночи на нижней полке поезда «Астрахань – Махачкала».
«Профессий» в военно-морском флоте пришлось Петрову осваивать много – «противолодочник», «противоминщик», «десантник», «ракетчик». Кем только не был? И вот – морская пехота.
   «Где - мы – там – победа» - постукивают колеса поезда в такт мыслей капраза и девиза «птенцов Петра Первого».


   Понедельник. Пятнадцать тридцать.
   Впечатления от первой встречи оказались противоречивые.
   Петров, оставаясь верным военной службе в «лихие девяностые» и «мутные двухтысячные», повидал разное...
Но «черные береты» - это же сила, мощь, элита и … всё такое.
Опять же – «пехота», должна бросаться в глаза особая строевая обученность и выправка … «шик, блеск, красота».

- А точно эта лучшая рота? - с сомнениями растягивает слова Петров, обращаясь к командиру батальона морской пехоты майору Сергею Комыкову, - что-то вопросов много осталось без ответа?

- Так точно, товарищ заместитель командующего, - браво отвечает комбат. С первых минут знакомства комбат произвел впечатление знающего и опытного офицера.
Подтянут. На вопросы отвечает спокойно, со знанием дела.
Да и командир роты капитан Сухарев показался Петрову «крепким» командиром.

   Петров сам прокомандовавший тремя кораблями и двумя соединениями кораблей, не понаслышке знает про «крепких» командиров. Он сразу заметил - один взгляд Сухарева и подчинённые вытягиваются «по – струнке». Жест рукой или кивок головой и морпехи бегом исполняют молчаливый приказ.
   Много командиров встречал Сергей на своём «военном веку». Кто-то орет, как резанный, перед проверяющим свою удаль напускную показывает. Другой стоит как вкопанный, краснеет и бледнеет перед начальством – «виноват» шепчет.
   А «крепкий» командир промахи и замечания на подчинённых не перекладывает - сам за всё ответ держит!
   За словами – «крепкий командир» скрывается тяжёлый каждодневный труд. Достигается такое «звание» лишь глубокими знаниями и уважением подчинённых, да ещё личным примером.
   И не забыть ещё надо, личный состав батальона – дагестанцы. А это отважные и смелые люди, их криком и визгом не убедишь.
   История помнит, как пару десятков лет назад соседи пытались. Результат не забыт и сегодня.

- «П-о-д-г-о-т-о-в-о-ч-к-а» у нас Александр Геннадьевич, - расстроено тянет капраз начальнику отдела береговых войск после того как «обучаемые» вышли из кабинета, - ух! …

   Выговаривая Леднёву, Петров конечно осознавал, что теперь это его «головная боль». Он «главный боевик» и теперь именно он частенько будет являться руководителем таких вот учений.

- Ладно, учение начинаем по плану, торопиться не будем, - заключил Петров, скорее даже для себя, чем для подчинённых, - всё что не получается - исправляем на месте. Договорились?

- Так точно, - встрепенулся Леднёв, - всё нормально будет … не в первый раз … проведем как-нибудь.

- Как-нибудь? – удивился Петров, но продолжать разговор не стал. Остаток дня он решил посвятить изучению документов морских пехотинцев. Негоже «невеждой» ходить. Сергей уже припас изрядную «библиотеку» по тактической, инженерной, огневой, технической подготовке морских пехотинцев.
   У капраза возникло острое ощущение, что «береговики» решили его «дурить», понимая, что его прошлая служба была сплошь «корабельной».


   Вторник. Шесть утра.
   Жаркое махачкалинское солнце уже во всю припекало.
   Начались учения с ротой морской пехоты. Цель - проверить и научить. Поначалу всё пошло неплохо. Командир роты, как и следовало, поднял роту по тревоге.
   Изредка, поторапливая бойцов, Сухарев вывел роту к парку машин, построил колонну техники, доложил решение на марш. Даже ВАИ не подвело.
   Но тут выяснилось, Петров проверил второй взвод, что боекомплект не полный.

- Я же вас спрашивал – цинки брать? – почти шепотом Сухарев обращается к Леднёву. Подполковник в ответ пожал плечами и отошел в сторону.

   Отказавшись от УАЗ-ика, марш боевых машин капраз провел – «на броне». Сорок километров рядом с командиром роты преодолели за полтора часа и на полигон прибыли вовремя.
   «Береговики» продолжали «дурить»: «засаду противника» первым обнаружил капраз, «химически зараженный» участок … просто проехали.

- Так на скорости же, - продолжали убеждать помощники руководителя.
Но самым запоминающимся стал «учебный» бой. Рота морской пехоты заняла назначенный рубеж и «доблестно отражала» атаки противника. Руководство учением расположилось на горе – наблюдая «картину» боя с дистанции двух километров.
Что такое – «радио-игра», Сергей знал еще, будучи начштаба кронштадтской бригады. Когда прибывал «пустой» проверяющий Петров располагал пост контроля около средств связи и по командам-докладам предлагал «оценивать» действия проверяемых. Доложил «что всё хорошо сделал» - оценка пять. Частенько срабатывало.

   Вот и здесь на полигоне он сразу понял, что ему пускают «пыль в глаза».
   Спустившись на автомобиле к командирскому бронетранспортёру Петров увидел «картину маслом». Командир роты сидел перед «передним краем» в белом кресле (в уличном кафе одолжил) и вёл «неравный бой» с воображаемым противником. Четкие доклады летели в эфир.
   Капитан Сухарев как раз «отразил» контратаку на правом фланге, когда Петров тронул его за плечо.
   Немая сцена как в «ревизоре» затянулась надолго.

- Учение останавливаю, оценка «неудовлетворительно» - объявил капраз «черным беретам» на «поле боя», - даю полчаса … следуем в ППД (пункт постоянной дислокации). Девиз менять надо: «Где Вы там – … беда!»

Отойдя в сторону, морпехи принялись громко обсуждать «достигнутый результат».
До Сергея доносились обрывки фраз:
- …кто говорил, … что он никуда не полезет?
- … откуда я знал?
- … предыдущий-то … не лез, а этот видишь.

   Поздно вечером, уже в ППД, в кабинет зам командующего постучали. Вошли двое - командир батальона и роты.

- Разрешите повторно провести учение, - Сухарев первым начинает разговор.

- А сумеете, капитан? – резко спрашивает Петров.

- Сумею! – краток командир роты.

- Сумеем! – подхватывает Комыков.

   Замкомандующего оценивающе смотрит на «двоечников». Обида за «двойку» и решимость показать себя с лучшей стороны, доказать, что готовы на большее написана на грязных лицах морпехов.

- Хорошо, - смягчается Петров, - четыре дня на подготовку, в понедельник начнём.

- Есть, - синхронно ответили офицеры.


   Четверг. Двенадцать тридцать.

   Завершились повторные учения с ротой морской пехоты на полигоне Республики Дагестан.

- Общая оценка «хорошо», - подводит итог Петров, - сразу надо было за голову браться.

- Да мы это … не учли … что вы …это, - снова спутанно объясняет начальник отдела береговых войск флотилии.

- Я не это … я не то, - Петров жмет руки комбату и командиру роты, - возвращаю первый слог «по-» … « п о б е д а!».

   Настроение офицеров хорошее, продолжают обсуждать различные эпизоды учения.
Для отличной оценки по огневой – двух попаданий не хватило.
   «Засады» замкомандующего сам на местности размещал, но Сухарев не прост оказался, в обход прошёл.
   И на перевале «противника» разгадал.
   От «воздушного налёта» роту под кроны деревьев увёл, беспилотники мимо пролетели.

   Знакомство с морской пехотой для Петрова наконец-то состоялось. «Черные береты» показали, что и как умеют делать. Семь последующих лет судьба накрепко связала Сергея с Комыковым и Сухаревым. Много учений и боевых задач довелось выполнять им вместе. Иногда, ставя задачи по предстоящим действиям, Петров добавлял: «Белое кресло не брать!».
«Есть, кресло не брать» с улыбкой отвечали подполковники Комыков и Сухарев.


   Никто тогда не мог предположить, что спустя почти десятилетие начштаба флотилии будет вручать орден Мужества вдове командира батальона морской пехоты подполковника Алексея Сергеевича Сухарева…

   Он погибнет при проведении специальной военной операции. Комбат, как и всегда, лично поведет вперед своих морпехов и добудет, … ценою жизни, – ПОБЕДУ!


                Морским пехотинцам, выстоявшим до конца, посвящается!

«09» июня 2022 года


Рецензии
Отличный и поучительный рассказ.
Светлая и вечная память нашим героям!

Еквалпе Тимов-Маринушкин   12.09.2023 18:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.