Пушкин Путеводитель Эрота
План (содержание)
1. Штудиии. Древние теперь об Эроте
2. Пушкин и Эрот с стихо-творениях эротомана
3. Википедник
4. Словари
(1)
ШТУДИИ: Древние об Эроте Эросовиче
ГЕСИОД (величайший из великих о! теогонистов)
Первые боги. В самом начале мироздания возникли спонтанно четыре существа: первым был Хаос (Хазм); потом появилась Гея (Земля), «основа всего»; потом Тартар в глубинах Земли; а затем Эрос (Делание) «самый справедливый среди бессмертных богов». Первые боги
Первые существа: Хаос, Гея, Тартар, Эрос, Ночь.
Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
[Вечных богов — обитателей снежных вершин олимпийских.]
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос
Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру
Гесиод истолковывал Эрос в космическом плане: в «Теогонии» он отнес его появление к истокам мироздания и объявил его той порождающей силой, которая способствовала зачатию у всех последующих поколений богов. От Гесиода представление о космогоническом Эросе перешло к раннегреческим философам, например, к Пармениду и Эмпедоклу. У Гестода Эрос вызывает сладкоистомное состояние (ибо сношаться полами (сексами) это сдадко как ...), отключая при этом рассудок и лишая сладко истомившихся всякой способности рассуждать
Так и у Пушкина - истомившаяся Татьяна Ларина (по офиц. отцу), увы не сладко, была остановлена автором в 13-летнем развитии аппарата рассудочных суждений и оставлена в таком статусе даже в положении жены и княгини
Алкей. ГИМНЫ БОГАМЪ. КЪ ЭРОТУ.
Вс;хъ силъ безсмертныхъ юный тотъ богъ страшн;й,
Кого — богиня въ легкихъ сандаліяхъ —
Отъ златокудраго Зефира
Радуга намъ родила, Ирида.
Vjatcheslav Ivanov Research Center in Rome, Исследовательский центр Вячеслава Иванова в Риме, 2007-2013.
Феокрит. Сапфо
Идиллия XIII ГИЛАС
Был не для нас лишь одних, как мы думали, Никий, с тобою,
Эрос рожден — кто б ни был тот бог, что родил это чадо.
Вовсе впервые не нам красивое мнится красивым.
Отпрыск Амфитриона, чье сердце из кованой меди,
Дикого льва одолевший, к прелестному Гиласу тоже,
К мальчику в длинных кудрях, был жаркою страстью охвачен.
Феокрит, Мосх, Бион Идиллии, эпиграммы =
Сапфо
Схолии к ФЕОКРИТУ, XIII,2 [из Теона]: Он [Феокрит] сомневается, чьим сыном ему назвать Эрота: Гесиод [Теог.,] [называет его сыном] Хаоса и Геи, Симонид [фр. 43 В. =575/70 Page] — Ареса и Афродиты, Акусилай — Ночи и Эфира, Алкей — Ириды и Зефира, Сапфо — Афродиты и Урана и т. д. Ср.: АНТАГОР у Диогена Лаэртия, IV, 26.
Фрагменты ранних греческих философов Изд. Подг. А.В. Лебедев. М., 1989
Симонид. ;;;;;;;;; ; ;;;;;
Жестокое дитя,
От злоумной Афродиты
Злоискусному рожденное Аресу...
Одна из генеалогий Эрота. http://www.novemlyrici.net/index.xps?2.7
Акусилай (Аркесилай)
По мифографу 5 в. до н.э. Акусилаю, Э., Эфир и Метида («мысль») — дети Эреба и Ночи, происшедшие от Хаоса.
В. Д. Гладкий. Эрот // Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. — 1998. https://rus-drevniy-mir.slovaronline.com/
Крантор
Смерть — людской удел… Говорят, у поэта Антагора есть также слова Крантора о Любви: Дух мой сомненьем объят: Любовь, из какого ты рода? То ли назвать тебя богом из тех, кто первыми в мире Были Эребом седым рождены и царственной Ночью В давние веки в бескрайной пучине глубин Океана? Или Киприда тебя родила многоумная? Или Гея-Земля, или Ветры над ней? Такое ты людям Благо приносишь и зло, что видишься нам ты двуликой
Лаэртский Диоген. Жизнь, учения и изречения зна. https://studfile.net/preview/9697005/page:30/
Орфики
У орфиков Эрот - Протогон («перворождённый»), Фанет («явленный»), Фаэтон («сияющий»); смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мёртвых и тартара
(Hymn. Orph. 58 Abel)
Аристофан. Птицы 694—699
Ночь, от ветра зачав, первородок-яйцо принесла. Но сменялись годами
Быстролетные годы, и вот из яйца появился Эрот сладострастный.
Он явился в сверкании крыл золотых, легконогому ветру подобный.
С черным Хаосом в Тартаре сблизился он, в беспредельной обители мрака,
И от этого мы появились на свет, первородное племя Эрота.
Все смешала Любовь. И уж только потом родились олимпийские боги.
Ферекид
«Ферекид говорил, что собираясь творить мир, Зевс превратился в Эрота: создав космос из противоположностей, он привел его к согласию и любви и посеял во всем тождественность и единение, пронизывающее универсум» (Прокл. Комментарии к «Тимею» 32 с. - 11, 54, 28)
Прокл Диадох. Комментарий к Тимею. Книга 1 – 2012
Парменид
В космогонию доксы встроена политеистическая теогония (В13; А 37): «боги» понимаются как аллегории стихий, светил, страстей и т.д.; тем самым традиционная мифология низводится до уровня «мнения толпы», а метафизика истины приобретает характер новой, рациональной, монотеистической теологии (отсюда и сакральный язык вступления). «Бестрепетное сердце истины», «неуязвимость» и «незыблемость» сущего в этическом сознании претворяются в «невозмутимость» мудреца, железную мораль, презрение к чувственным удовольствиям и боли как нереальным и т.д.
Вот три качества, которыми должен обладать тот, кто достоин узреть высшую природу: одаренность, опыт и стремление. И благодаря своей одаренности он поставит на первое место естественную веру в божественное, по причине опытности он будет легко овладевать ясной истиной парадоксальных теорем, а вследствие стремления в нем пробудится к созерцанию его эротическое начало.
<Парменид> описывает то, каким должен быть человек, преподающий теорию эйдосов: одаренным и склонным к изысканию новых подходов к обучению: дар такого человека еще более удивительным.
Ведь он занимает положение, аналогичное Поросу, обучающийся же подобен Пении; следовательно, между ними располагается Эрот, приводящий несовершенное в соприкосновение с совершенным).
Прокл подг. Лукомский - Комментарий к _Пармениду_ Платона (2006)
Фр.11 ... как Земля и Солнце с Луною,
Общий для всех Эфир, Небесное Млеко, а также
Крайний Олимп и звезд горячая сила пустились
Вдруг рождаться на свет...
Фр.12 Те, кто поуже венцы, огнем беспримесным полны,
Те, что за ними - Ночью, но брызжет пламени доля,
А посреди них - богиня, которая всем управляет.
Всюду причина она проклятых родов и случки,
5 Самку самцу посылая на случку, равно и наротив:
Самке - самца.
Фр.13 Первым из всех богов она сотворила Эрота...
Фр.14 Свет ночезарный, чужой, вкруг Земли бродящий...
Фр.15 Вечно свой взор обращая к лучам лучезарного Солнца.
Фр.16 Смесь какова всякий раз многоблужных членов, такая
Людям и мысль приходит на ум: тождественна, право,
С тем, что она сознает, природа членов и в людях,
И во всех, и во всем, ибо мысль - это то, что в избытке.
Фр.17 Мальчиков справа, а девочек слева...
Фр.19 Так родились эти вещи согласно мненью и ныне
Суть, а потом, коль скоро однажды возникли, - и погибнут,
Люди же каждый из них нарекли приметное имя.
Парменид. О Природе.
МИР МНЕНИЯ: СОСТАВ МИРОЗДАНИЯ
50Здесь пресекаю свое к тебе достоверное слово
Думы об Истине. Ныне узнай же и мненья людские,
Внемля обманчивый склад моей украшенной речи.
Смертные в мыслях своих положили считать два обличья —
В этом их заблужденье: одно из них вовсе не нужно.
Каждое каждому рознь, и особый у каждого признак,
По рас¬суж¬де¬нию их: там — эфир¬ное тон¬кое пла¬мя,
Самый лег¬кий огонь, сам себе повсе¬мест¬но подоб¬ный
И не подоб¬ный ино¬му; ему же во всем супро¬тив¬на
Тем¬ная Ночь, тяж¬ка и густа по телес¬но¬му виду.
Я рас¬ска¬жу тебе все, чем мнит¬ся такой рас¬по¬рядок,
Чтобы из смерт¬ных никто не умел обо¬гнать тебя думой.
9 (9)
Если, одна¬ко же, все име¬ну¬ет¬ся Све¬том и Ночью,
И по зна¬че¬нию их — как те, так и эти пред¬ме¬ты, —
Ста¬ло быть, все пол¬но и Све¬том и Ночью незря¬чей,
Тот и та наравне, никто ни при чем не остал¬ся.
10 (10)
Будешь знать есте¬ство эфи¬ра, все зна¬ки в эфи¬ре,
Будешь знать, как све¬точ чистей¬ший бле¬стя¬ще¬го солн¬ца
В небе незри¬мость тво¬рит и откуда она воз¬ни¬ка¬ет,
Знать, в чем труд ски¬таль¬че¬ских троп круг¬ло¬вид¬ной Селе¬ны,
В чем ее есте¬ство; позна¬ешь, откуда яви¬лось
Небо, объ¬яв¬шее всё, и как нудит его Неиз¬беж¬ность
Звезд¬ный дер¬жать пре¬дел…
11 (11)
…как зем¬ля, и солн¬це, и месяц,
И сопри¬су¬щий эфир, и небес¬ное мле¬ко, и оный
Край¬ний Олимп, и ярые звезды в горя¬чей их силе
Рину¬лись, чтобы воз¬ник¬нуть.
12 (14)
Свет заем¬ный, ски¬та¬лец ноч¬ной, обхо¬дя¬щий всю зем¬лю…
13 (15)
…и вечно вперяясь в сияние Солнца…
МИР МНЕНИЯ: СОСТАВ ЧЕЛОВЕКА
14 (14)
Более узкий круг огнем несмешанным полон;
В тех, что далее, — Ночь, там доля пламени меньше;
А в середине кру¬гов — Боги¬ня, кото¬рая пра¬вит
Всем: от нее — нача¬ло сли¬я¬ний, мучи¬тель¬ных родов,
Это она посы¬ла¬ет сме¬сить¬ся муж¬нее с жен¬ским,
Женское с муж¬ним.
15 (13)
Первым среди богов измыслила бога Эрота.
16 (16)
Ибо когда како¬во сме¬ше¬нье в измен¬чи¬вых чле¬нах,
Точ¬но таков и ум пред¬ста¬ет в чело¬ве¬ке измен¬чив:
Чле¬нов люд¬ских есте¬ство и то, что мыс¬лит, — еди¬но
В каж¬дом и во всех, ибо мысль — это то, чего боль¬ше.
17 (17)
…справа мальчиков, девочек слева.
18 (18)
Женщина с мужем когда мешает Венерино семя,
То если разная кровь соблюдает в смешении меру,
Сила ее, творя, порождает складное тело;
Если же, семя смешав, в нем силы враждуют и спорят
И не сливают себя воедино в смешанном теле,
То народившийся пол двояким семенем страждет.
19 (19)
Так, по мненьям людским, и рождается это, и длится
Ныне, и будет взрастать, и встретит урочную гибель.
Каждой из этих вещей люди дали отдельное имя.
Парменид «О природе» Мир мнений https://vk.com/wall-217613267_677
Эврипид
ПЕРВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНТРАКТ
Хор
Строфа I О Эрот! О Эрот!
На кого ополчился ты,
Тем глаза желанье туманит,
В сердце сладкая нега льется...
Но ко мне не иди, молю тебя,
Ни с бедой, Эрот, ни в ярости.
Нет такого огня, и лучи светил
Со стрелой не сравняются горние,
Что из рук своих мечет в нас
Дня сын, и стрелой Кипридиной...
Антистрофа I Слепота! Слепота!
Аполлону кровавые
Мечем мы на бреге Алфея
Бычьи туши в Пифийских храмах...
А Эрота, царя над смертными,
Ублажить, дитя Кипридино,
Не хотим. Пусть ее теремов любви
Он ключарь, но для нас он жестокий бог:
Сеет смерть и проклятия,
Куда ступит Эрот, Зевесов сын...
Как радуга, яркий Эрот
На быстрых крылах пролетает...
И если он бурный полет
На чье-нибудь сердце направит,
То дикое пламя мгновенно
От золота крыльев
Там вспыхнет любви и безумья,
А чары его
И в чаще, и в волнах таимых
Зверей укрощают и все,
Что дышит в сиянии солнца,
И люди ему
Покорны. Твоя, о Киприда,
Весь мир наполняет держава.
Трагедия Ипполит
Павсаний
Перед входом в Академию есть жертвенник Эрота с надписью, гласящей, что Харм — первый из афинян посвятил (жертвенник) Эроту. Тот же жертвенник, в городе, который носит название жертвенника Антиэрота, как говорят, является посвящением метеков (не-полноправных поселенцев) вот по какому случаю: в афинянина Мелета был влюблен метек Тимагор….Сила богини проявляется главным образом при влюбленности, по этой причине придали Немезиде
крылья, как и Эроту.Эрот принимает выходящую из моря Афродиту,
XXVII
1 . И з б о г о в ф е с п и й ц ы б о л ь ш е в с е х и з д р е в л е ч т у т Э р о т а ; у н и х е с т ь д р е в н е й ш е е и з о б р а ж е н и е в в и д е н е о б д е л а н н о г о к а м н я . К т о у ф е с п и й ц е в у с т а н о в и л п о к л о н е н и е Э р о т у б о л ь ш е , ч е м в с е м д р у г и м б о г а м , — я н е з н а ю . Н о н и ч у т ь н е м е н ь ш е , ч е м о н и , ч т у т е г о ж и т е л и П а р и я н а Г е л л е с п о н т е , б ы в ш е г о н е к о г д а к о л о н и е й Э р и т р в И о н и и ,
в м о е ж е в р е м я э т о б ы л а р и м с к а я к о л о н и я . 2 . Э р о т а б о л ь ш и н с т в о л ю д е й с ч и т а е т с а м ы м ю н ы м и з б о г о в и п о л а г а е т , ч т о о н с ы н А ф р о д и т ы . Н о О л е н и з Л и к и и , н а п и с а в ш и й д л я э л л и н о в с а м ы е д р е в н и е г и м н ы , э т о т О л е н в с в о е м г и м н е , п о с в я щ е н н о м И л и т и и , г о в о р и т , ч т о м а т е р ь ю Э р о т а б ы л а И л и т и я . П о с л е О л е н а б ы л и п о э т ы П а м ф и О р ф е й : у т о г о и у д р у г о г о е с т ь г и м н ы , н а п и с а н н ы е в ч е с т ь Э р о т а , ч т о б ы Л и к о м и д ы
п е л и и и х в о в р е м я с в я щ е н н ы х т а и н с т в . Я и х ч и т а л , к о г д а м н е п р и ш л о с ь б е с е д о в а т ь с д а д у х о м ( ф а к е л о н о с ц е м ) . Н о п о д р о б н е е о б э т о м я г о в о р и т ь н е с т а н у . Г е с и о д ж е и л и т о т , к т о п о д и м е н е м Г е с и о д а с о с т а в и л « Т е о г о н и ю » , я з н а ю , н а п и с а л , ч т о в н а ч а л е б ы л Х а о с , а з а т е м я в и л и с ь Г е я , Т а р т а р и Э р о т . С а п ф о с Л е с б о с а н а п и с а л а м н о г о
3 г и м н о в в ч е с т ь Э р о т а ; н о к а к о н а в н и х г о в о р и т о б Э р о т е , п р о т и в о р е ч и т
о д и н г и м н д р у г о м у
Илифия (др.-греч. ;;;;;;;;;) — персонаж древнегреческой мифологии, богиня родов
Павсаний. Описание Эллады
Сократ
Жизнь, будучи единой, предоставляет от себя эротическую общность, а согласие в познавательных подходах приводит к предпочтению одних и тех же догматов. Потому совершенно естественно, что Сократ говорит о близости этих мужей в двух отношениях (…Зенон, как сказано выше, был возлюбленным Парменида),Сократ будет приятно поражен, если кто-нибудь сможет доказать, что умопостигаемые эйдосы одновременно и объединены, и разделены и что они в своем единстве не теряют собственной несмешанной чистоты, а в раздельности сохраняют божественную общность, и что они одновременно разделены и соединены, как гласит оракул, «связью Эрота чудесной» С1):
. . . он, от ума появившись, во-первых,
В будущем смог меж собою огонь и огонь сочетать,
В кратер-источник внеся их, где огненный цвет сохранился ...
Красоте, говорит Сократ в «Федре», выпало на долю быть наиболее зримой и эротичной
Сократ в «Федре», когда дает одно толкование имени «любовь» (то; едсота ), обращая внимание на божественного Эрота и называя его Птеротом (Птерагго;), и совсем другое — рассматривая его подобие и подчеркивая, что любовью в этом случае называется мощь вожделения.
Прокл подг. Лукомский - Комментарий к _Пармениду_ Платона (2006)
Платон
Платон называл «любящими мудрость» двух богов — Эрота и Афину, но по разным причинам: Эрота — как середину всеобщих причин и как возводящего к умозрительной мудрости, а Афину — как вершину и единство демиургической мудрости. Ведь Демиург есть одновременно
и Мэтис-первородитель и Эрос многоусладный. И в качестве Мэтис он порождает Афину, а в качестве Эрота — возглавляемую Эротом серию [сущего].
Прокл Диадох. Комментарий к Тимею. Книга 1 – 2012
Эрос в Пире Платона
Федр в манере софистов цитирует высказывания древних поэтов и, ссылаясь на Гесиода и другие авторитеты, приводит мифологическую генеалогию Эроса «как старейшего из всех богов». Он придает Эросу (и в этом основная мысль его речи) политическое значение: он прививает людям честолюбие и арете, без которых не могут существовать дружба, общество и государство19. Таким образом речь Федра с самого начала служит нравственному возвеличиванию Эроса. При этом он вовсе не стремится дать точное определение его сущности и установить все его виды.
Павсаний - второй оратор (участник диалога = речевого спора) - дает идеальное истолкование эротическим отношениям и называет двух Эросов: Эроса Пандема и Эроса Урана = что соответствует двойной природе Афродиты, ведь Эрос — помощник в ее делах. Гесиод ведь тоже в своей книге «Труды и дни» говорит о двойственности Эриды. Именно эта раздвоенная (добрая и злая), а не единая богиня Эрида сохраняется в традиции21. Платон, по-видимому, следует примеру Гесиода. Общеизвестный Эрос, воплощающий в себе пошлые, непритязательные инстинкты, достоин осуждения. Все его побуждения направлены на удовлетворения чувственных желаний. Другой Эрос имеет божественное происхождение и старается служить истинному Благу и совершенствованию предмета любви. Такое понимание Эроса требует «совмещения» чувственного влечения с идеальными мотивами. Павсаний проповедует спартанские обычаи, например, любовь к мальчикам, пришедшую из лагерной жизни кочевых племен (для дорийцев это время не было столь отдаленным, как для остальных греков) и нашедшую свое продолжение в жизни спартанских воинов. Этот обычай был широко распространен и в других местностях Греции, но в Спарте он сохранился до эллинистического периода. В «Этике» и «Политике» Аристотель не рассматривал педерастию как положительное явление. Старый Платон в своих «Законах» объявил этот обычай противоестественным …
Третьим выступил Эриксимах и он говорил о третьей форме духовной традиции = он восхваляет Эроса как могущественного бога несмотря или как раз благодаря его универсальной двойственности. Эриксимах систематически проводит мысль о порождающей силе Эроса, рассматривая эту силу как принцип становления всего материального мира, как творческую потенцию той исходной любви, которая пронизывает весь мир и оживляет его своим ритмом наполнения и опорожнения. В речи Эриксимаха Эрос превращается в аллегорическую всеобъемлющую потенцию, собственная его сущность грозит раствориться
Аристофан же важно прежде всего найти объяснение таинственной, ни с чем не сравнимой власти Эроса над человеком: этот могучий инстинкт в человеке можно объяснить лишь поняв особую природу человеческого рода. Аристофан рассказывает гротескный миф о первобытном человеке. Эрос родился из метафизического стремления человека к цельности своего существа, которой как раз и лишена природа человека. Он лишь фрагмент целого, которому присуще врожденное стремление соединиться со второй половиной. Любовь к другому человеку здесь рассматривается как желание совершенствовать свое «Я». Этого можно достигнуть, лишь соотнеся свое «Я» с «Ты». Благодаря этому силы, присущие каждой из частей, соединяются и начинают активно действовать. Эта символика вводит Эрос в процесс формирования личности. Аристофан всесторонне рассматривает эту проблему. Его интересует не только однополая любовь. Он говорит о любви во всех ее проявлениях. Очевидно, не физическая близость заставляет их так стремиться друг к другу. Их души хотят чего-то другого, что они не могут назвать и о чем они только смутно догадываются, не будучи в состоянии решить эту жизненную загадку. Физическое единение, которое восстанавливается благодаря слиянию двух половинок, — это лишь гротеск и комическое отражение душевной гармонии и целостности, которую нельзя передать и которую поэт считает истинной целью Эроса. Эрос означает тоску по первоначальной цельности, существовавшей в прежней природе человека. Уже в мире Аристофана тема Эроса, выйдя за рамки мужской дружбы, превратилась в проблему любви
Юный Агафон наделяет своего Бога либо чертами любимого, либо чертами любящего человека. Агафон приписывает Эросу черты любимого. Он наделяет его качествами, свойственными тому, кто достоин любви. Эрос у него представляет собой как бы зеркальное отражение его самого. Подобно Нарциссу, он любуется им. Он не терпит принуждения, его царство — это царство свободного выбора. Он обладает всеми добродетелями: справедливостью, рассудительностью, храбростью и мудростью. Он сам великий поэт и учит поэзии других. Как только Эрос поднялся на Олимп, царство богов стало прекрасным (прежде оно было ужасным). Эрос научил бессмертных богов искусствам. Заключительные слова восторженного почитателя Эроса подобны гимну, который по своим размерам и своему музыкальному звучанию может сравниться с любым произведением искусства
За поэтом Агафоном выступил аскет-философ Сократ … и логикой возвращает нас с высот поэтических преувеличений речи Агафона на реальную почву психологической аргументации. Эрос — это желание, а желать можно лишь того, чего у тебя нет и что ты хотел бы иметь. Если Эрос желает красоты, то сам он не может быть красивым, как это утверждает Агафон, он нуждается в красоте. Такой диалектический подход позволяет Платону изложить учение Сократа и прорицательницы Диотимы об Эросе, пересказывая миф, который противопоставлен рассказу Агафона, — о происхождении Эроса от Пороса и Пении. Диотима постепенно подводит нас к глубинам познания Эроса. Читатель, пройдя низшую и высшую ступень посвящения, достигает последней ступени — эпопсии. Мистерия в греческой религии была наиболее личной формой веры. Платон так изображает подъем философа на самую высокую вершину, где исполняется заложенное в любом Эросе стремление к вечно прекрасному. Эрос – не бог: он занимает промежуточное положение между прекрасным и безобразным, представляет собой нечто среднее между смертными и бессмертными, великий гений, посредник между богами и людьми, заполняет промежуток между богами и людьми, соединяя всю вселенную. Его природа двойственна: он ведь произошел от разных родителей — от бедности и от богатства. Он всегда беден, но в то же время безмерно богат, он всегда в постоянном поиске, он искусный ловец, постоянно строящий козни. Он неиссякающий источник духовной энергии. Он всю жизнь стремится к духовному совершенству, великий чародей и маг. Эрос – философ: Он всегда находится посредине: между прекрасным и безобразным, между мудростью и невежеством, между божественным и земным, между богатством и бедностью. Его промежуточное положение позволяет Сократу перекинуть мостик между Эросом и философией. Боги не занимаются философией и не стремятся к мудрости, ибо они и так мудры. Глупцы и невежды вовсе не стремятся к познанию. Тем и скверно невежество, что невежественные люди, не обладая знаниями, считают себя вполне образованными и знающими. И лишь философ стремится к познанию. Он — любящее начало, а не предмет любви. Он вечно стремится к совершенству и благодати, никогда не успокаиваясь. . Свойству Эроса любить прекрасное Диотима дает истинное сократовское толкование — это любовь к Благу, к евдаймонии. Так Эрос у Платона становится символом любви человека к Благу. Сократовский Эрос — это стремление к духовному самосовершенствованию с ориентацией на идею. Эрос и есть то, что Платон понимает под философией — стремление к формированию подлинного человека в человеке
Боу А. Йегер В. Пир Платона - Эрос в понимании Платона
<Платон> в «Горгии» рассказывает миф — который является не просто мифом, но истиной ,— о трех демиургах и о демиургическом жребии среди них37 и когда в «Пире» он говорит о единстве Эрота, а в «Протагоре» — об устроении жизней смертных благодаря богам, он тем самым символически зашифровывает истину, относящуюся к божественному, и в рамках прозаического описания делает собственную цель понятной наиболее близким из своих слушателей.
в «Федре» его рассуждение посвящено умопостигаемой красоте и участию в прекрасном, пронизыва- ющем благодаря горнему все вещи, а в «Пире» оно касается положения Эрота.
Все божественное эротично благодаря своей высшей красоте = Федр * * * .
Пусть эти два признака красоты будут приняты во внимание. Третий же — это ее э р о т и ч н о с т ь , на которую, как мне кажется <Платон> указал, назвав красоту в только что приведенном отрывке более всего эротичной 7*; во многих других местах он также соотносит с красотой любовное безумие, а саму любовь ставит в зависимость от монады красоты: «Ибо Эрот — это любовь к прекрасному». Итак, поскольку красота обращает все к себе, приводит его в движение, возбуждает божественную одержимость и призывается при помощи Эрота, она эротична, так как возглавляет всю любовную последовательность; она словно подкрадывается на цыпочках и вызывает у всего вожделение и изумление. Поскольку она насыщает последующее радостью и божественной легкостью, очаровывая и прельщая все и возвышая ведомое и сопровождаемое ею своими высшими сияниями, она нежна и так о ней и говорит Платон. Далее, поскольку красота завершает рассматриваемую триаду собственных признаков, словно бы склоняется перед неизреченным единством богов и в умопостигаемом сиянии освещает таинственную благость и сообщает о ней, она также
именуется сияющей, блистающей и зримой = Федр, Пир. В «Пире» * матерью Эрота представлена Пения; то же самое имеет место не в мифах, но при философском умозрительном рассмотрении сущего, как об этом написано, например, в «Тимее», где сущее именуется отцом, а материя — матерью и кормилицей становления. Пения — персонаж из мифа Платона, рассказанного им в диалоге «Пир», олицетворяющий собой бедность, нужду. Эрот оказывается сыном Пороса (избытка) и Пении (недостатка) — с явным намеком на миф о рождении Эрота от Пороса и Пении
из диалога Платона «Пир».
Эрот, именуемый Диотимой не просто демоном, но великим демоном, стоит выше всех демонов и оказывается богом, а вовсе не относится к роду демонов, точно так же и Зевс, воспеваемый как в е ли к и й в о ж д ь
Прокл подг. Лукомский - Платоновская теология (2001)
II. ГИМН К АФРОДИТЕ
Гимн посвящаем цепи многославной Рожденной из пены,
Славим источник великий и царственный, миру явивший
Всех Эротов бессмертных, крылатых, что мысленным жалом
Стрел своих души разят, без промаха их посылая,
С тем, чтобы души, приняв острие возвышающей страсти,
Тотчас зажглись увидать озаренный чертог материнский.
Стрелы иные пускают Эроты по воле отцовской,
Чей отвращающий зло божественный промысел - множить
Мир бесконечный рождением новых людских поколений,
К радостям жизни земной зажигают такие Эроты.
Есть средь Эротов и те, что жен наблюдают замужних
Разные жизни пути неустанно, чтоб в смертном народе
Вечно рождалось бессмертное племя мужей-страстотерпцев.
Все они делают дело родящей любовь Кифереи.
Слух твой поистине все и везде уловляет, богиня,
Небо ли ты обнимаешь великое, где, по преданью,
Стала душою ты мира божественной, вечноживущей,
Иль пребываешь в эфире, где семь кругов обращенья,
Вашей цепи соблюдая вовек некрушимые силы,
Слух и ко мне преклони, мой жизненный путь многотрудный
Сделай прямым справедливыми стрелами мне, о царица!
Всех недостойных страстей уйми леденящую силу!
Прокл подг. Лукомский - Платоновская теология (2001)
<в Фанете> предсущностно наличествовали и Солнце, и Луна, и небо, и стихии, и Эрот,
дарующий единство,— и вообще все как единое;
в «Федре» <П латон> называет Зевса великим вождем как раз потому, что тот превосходит всех остальных вождей и возвышается над ними, поскольку возглавляет их. В «Пире»
он именует Эрота великим демоном потому, что тот воплощает в себе все высшие демонические качества.
к р а с о т а - в - с е б е оказывается для эйдосов хорегом соразмерности и единства, а также эротического совершенства.
В «Пире» речь идет о посреднической роли Эрота в общении между богами и людьми. Впрочем, Платон там говорит о связующей функции, которой обладает лишь демонический, а отнюдь не какой-либо божественный чин. К интерпретации указанного термина, связанной с отнесением его к демоническому чину,
Прокл подг Лукомский - Комментарий к _Пармениду_ Платона (2006)
В «Комментарии на «Алкивиад»» речь идёт о трёх основных способах, о трёх науках (;;;;;;;;;;), которыми владеет Сократ и с помощью которых очищаются души его учеников. Это — диалектика, майевтика и эротика (;;;;;;; ;;;;;;;;). В данном диалоге первое место занимает, по Проклу,
эротическое восхождение и эротическая наука (; 7Г;р1 TO; ;ptOTO; ;;;;~ ;;;€;;), или эротический вид жизни (тоито ... то еТбос ;;\; ;;;?). Любящие, подражая эросу, присоединяют к себе возлюбленных, а затем возводят их к божественной красоте, одному из основных трёх аспектов божественной реальности наряду с благом и истиной или мудростью. Именно к этой триаде направлено всякое восхождение и через неё происходит спасение души
О природе Эрота = Прокл. Комментарий к «Алкивиаду I», 6 7. 1 9 - 3 4 . 1 9
Учение Прокла об эросе
Эрос занимает особое место и выполняет особую функцию среди прочих богов, действия которых пронизывают весь космос: «Одни порождают всё и поддерживают форму сущего и присущий ему порядок (;;;;;;;;;;), ДРУ™^ предводительствуют жизни и порождают различные её виды, третьи сохраняют непоколебимым порядок вещей и надёжно защищают нерушимую связь..., а весь эротический разряд — причина возвращения к божественной красоте для всего сущего, возводящая к ней всё вторичное, соединяя его с ней и водружая в ней. Этот разряд наполняет красотой всё следующее за ней и выявляет происходящие свыше дары божественного света. Важно отметить здесь то, что эрос, возвращая к красоте, тем самым ведёт и ко всему божественному и к благу как к аспекту божественного, поскольку «всё благое желанно, всё желанное любимо, а всё любимое прекрасно». Сам эрос находится в середине между обращающимся и объектом обращения , поэтому Платон и назвал эрос «великим демоном» , показывая, что в нём впервые явлена способность или сила быть посредине. Эрос, выступая в качестве такого среднего члена, представляет собой «парадигму всего демонического чина», поскольку он «имеет то же среднее положение в божественной сфере, что и демоны между богами и смертными.
Уже было сказано, что эрос занимает середину между возвращающимся и объектом возвращения, образуя особый эротический разряд (Tt;;L;, (JCipd). Этот разряд простирается от божественной сферы вплоть до человеческих душ, связывая воедино своих членов стремлением к красоте. Начало этого эротического ряда, его вершину (;;;;;;?), единовидную и тайную, мы можем помыслить (yof)Oi;\±€v) «неизреченно водружённым в самых первых чинах богов и объединённым с наипервейшей и мыслимой красотой отдельно от всего сущего». Вторая ступень (тгрообос, ;;;;;;;;?) этого разряда «видна» в «докосмических богах»• Она в свою очередь подразделяется на три ступени, первая из которых мыслящая (vocp;;), вторая получила в удел руководство (f\y€\±OVlKbv eLSo;), а третья отрешённо возвышается над внутрикосмическими богами, доходя до конца всего второго разряда. Последняя же ступень находится уже в самом космосе. Здесь появляются многообразные множества эротов, которые воздействуют на ангельские, демонические и героические разряды, наполняя их своим присутствием и обращая к умной красоте. Человеческие же души, будучи причастными к эротическому вдохновению, спускаются в мир становления и, подражая божественному провидению, обращают к себе несовершенные души, чтобы затем обратить и себя, и их к божественной красоте .
Таким образом, эрос представляет собой связь всего сущего через красоту, «единые оковы и единую дружбу» всего ко всему и к самой красоте. Однако как и у Плотина (см. ниже), деятельность эроса ограничена: поскольку его главная функция — соединять раздробленное, он не может действовать в сфере мыслимого (та ;;;;;), которая проникнута «несказанным единством» (;;;;;;;; ;vuKTlv) деятельность связана с существованием едино-многого, с разделившимся единством, устремлённым к своему истоку: «ведь там, где единство и различение в сущем, и эрос появился в середине, ибо он связывает разделённое, соединяет то, что следует после него, с тем, ; ; ДО него, обращает вторичное к первоначалам, ведёт горе и усовершает несовершенное».
Эрос у Прокла охватывает сферу ума (за исключением ;;;;;) и присутствует в самих богах: «и боги любят богов, высшие низших промыслительно (;;;;;;;;;;;), а низшие высших «обратительно» (;тотр;7ГТ1Ки)с)» Этот божественный эрос, пример которого создатели мифов дали в любви Зевса к Афродите и Коре, служит образцом для эроса у людей, поскольку «всё, что имеет отношение к благу и спасению в душах, от богов приняло определённую причину». И поэтому эрос — не просто движение снизу вверх, к умной красоте, но и своего рода ;V€;>ycid ;;;;;;;, которая обращена на низшее промыслительно, а на высшее — «обратительно», обеспечивая, таким образом, связь всего (;^;;;;; ;;;;;;;).
Провидение богов и благих демонов свыше доходит до самых последних пределов сущего, не оставляя ни малейшей части вне своего попечения. Но при этом природа или сущность высшего остаётся несмешанной с низшим, чистой и недоступной ни для какого зла: «божественный и демонический промысел проходит через всё свыше вплоть до самого последнего, не оставляя ни малейшей части своим участием. Но также он ничего не воспринимает от того, через что он проходит, не наполняется его природой и не смешивается с ним "».
Плотин и Прокл об эросе
Нетрудно заметить общие моменты в учении двух философов-платоников об эросе. Также как Прокл, Плотин говорит, что эрос существенно связан с самой красотой, что, впрочем, неудивительно для любого платоника. Кроме того, Плотин определяет эрос как ипостась, расположенную «между вожделеющим и предметом вожделения, являясь как бы оком вожделеющего». Эрос и для Плотина — бог.
Однако эти два учения об эросе кардинально различаются тем, что их творцы изначально мыслят различными системами категорий. Для Плотина определяющим моментом всегда остаётся наличие трёх изначальных ипостасей, которые также являются и принципами объяснениями. Эрос, абстрактно связанный с красотой, определяется более точно как взгляд души, «энергия души, обращенная ко благу». И градация эротов, определяющая, кто из них — бог, а кто — только демон, объясняется отношением душа — мировая душа — индивидуальные души. Эта связь души и эроса, кроме того, объяснима из установки Плотина на онтологизацию опыта сознания и самосознания, которая, тем не менее, всё ещё сохраняет связь с данными внутреннего, иногда мистического опыта. В этом отношении Прокл ушёл далеко от первоначальных установок отца неоплатонизма. Нельзя, конечно, сказать, что эрос не дан Проклу во внутреннем опыте как стремление души к красоте, но напряжённости и интимности здесь уже очень мало. Прокл движется не снизу вверх, а спускается свыше, добираясь до внутреннего опыта только после тщательного описания трансцендентных психологическому «первооснов теологии». Поэтому эрос у него теряет связь с душой, будь то душа как ипостась или индивидуальная душа, и занимает место в строгом формализме новых категорий ;;;;; ~~ ;;;/d;LC ~~ ;v;pyCLGL или ;;;;; ~ ;;;;; ~~ теХос. Тем самым он может занять более высокое место в иерархии, поднявшись из третьей ипостаси во вторую и проникая даже в божественные порядки. Он становится у Прокла, конечно, более универсальным и более определённым в силу большей определённости и развёрнутости самой онтологии Прокла, и даже приобретает новые определения, например, он становится в смысле, указанном выше, циклической деятельностью, но перестаёт быть напряжённым нервом философии. Тем не менее нельзя недооценивать место эроса в трактовке восхождения-возвращения души у Прокла. Он играет исключительную роль прежде всего потому, что начало разряда, к которому принадлежит эрос, т.е. красота, является первым планом божественного, который может быть достигнут душой, она первая является, как было сказано выше, восходящим душам, поэтому и эрос как её потенция и соединяющее звено необходим всем тем, кто отвернулся от мира становления и начал путь к божественному. Поэтому эрос продолжает выполнять важные функции в философском познании, обращая душу от чувственного мира к миру умопостигаемой красоты, и становится важнейшим элементом восхождения души посредством диалектического познания.
Бугай Д.В. Прокл Диадох как комментатор Платона (Диссертация)-2006
Симий Родосский
«Глянь на меня! Некогда был силой моей свергнут Уран; царь я Земли широкой.
Ты не дивись, видя мой лик; он еще юн, но опушен бородкой;
Был я рожден в мраке веков, в царстве Ананкэ древней.
Было тогда гнету ее подвластно
Все на Земле живое,
Даже эфир.
Хаоса сын
Я, не Киприды чадо
И не дитя с крыльями, сын Ареса;
Я, не гневясь, власти достиг, я завлекаю лаской;
Недра земли, глуби морей, купол небес – воле моей покорны.
Я у богов отнял их жезл, древнюю мощь их захватил, стал я судьей над ними»
Симий Родосский «Крылья Эрота». «Глянь на меня!
Цицерон
(60) Купидон пер¬вый, гово¬рят, родил¬ся от Мер¬ку¬рия и Диа¬ны пер¬вой. Вто¬рой — от Мер¬ку¬рия и Вене¬ры вто¬рой. Тре¬тий, Ант¬эрос, — от Мар¬са и Вене¬ры третьей.
Эти и дру¬гие подоб¬но¬го рода вымыс¬лы были заим¬ст¬во¬ва¬ны из Гре¬ции, и ты пони¬ма¬ешь, Бальб, как важ-но про¬ти¬во¬дей¬ст¬во¬вать им, чтобы они не заму¬ти¬ли рели¬гию. А ваши115 не толь¬ко не опро¬вер¬га¬ют эти [бас-ни], но даже укреп¬ля¬ют веру в них, тол¬куя что к чему. Одна¬ко воз¬вра¬тим¬ся к тому, на чем мы оста¬но¬ви-лись.
Марк Туллий Цицерон ФИЛОСОФСКИЕ ТРАКТАТЫ О ПРИРОДЕ БОГОВ Марку Бруту КНИГА III1
(2)
Пушкин и Эрот
В сборнике все стихи в одном томе находим Эрота :
Рассудок и любовь
Младой Дафнис, гоняясь за Доридой,
"Постой, – кричал, – прелестная! постой,
Скажи: «Люблю» – и бегать за тобой
Не стану я – клянуся в том Кипридой!"
«Молчи, молчи!» – Рассудок говорил,
А плут Эрот: "Скажи: «ты сердцу мил!»
«Ты сердцу мил!» – пастушка повторила,
И их сердца огнем любви зажглись,
И пал к ногам красавицы Дафнис,
И страстный взор Дорида потупила.
«Беги, беги!» – Рассудок ей твердил,
А плут Эрот: «Останься!» – говорил.
Осталася – и трепетной рукою
Взял руку ей счастливый пастушок.
"Взгляни, – сказал, – с подругой голубок
Там обнялись под тенью лип густою!"
«Беги! беги!» – Рассудок повторил,
«Учись от них!» – Эрот ей говорил.
И нежная улыбка пробежала
Красавицы на пламенных устах
И вот она с томлением в глазах
К любезному в объятия упала…
«Будь счастлива!» – Эрот ей прошептал.
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.
Опытность
Кто с минуту переможет
Хладным разумом любовь,
Бремя тягостных оков
Ей на крылья не возложит.
Пусть не смейся, не резвись,
С строгой мудростью дружись;
Но с рассудком вновь заспоришь,
Хоть не рад, но дверь отворишь,
Как проказливый Эрот
Постучится у ворот.
Испытал я сам собою
Истину сих правых слов.
"Добрый путь! прости, любовь!
За богинею слепою,
Не за Хлоей, полечу,
Счастье, счастье ухвачу!" —
Мнил я в гордости безумной.
Вдруг услышал хохот шумный,
Оглянулся… и Эрот
Постучался у ворот.
Нет! мне, видно, не придется
С богом сим в размолвке жить,
И покамест жизни нить
Старой Паркой там прядется,
Пусть владеет мною он!
Веселиться – мой закон.
Смерть откроет гроб ужасный,
Потемнеют взоры ясны,
И не стукнется Эрот
У могильных уж ворот!
Зоинька
Зоинька тут призадумалась:
За спасибо в темну яму сесть!
Это жестко ей казалося.
Но, имея чувства нежные,
Зоя втайне согласилася
На такое предложение.
Так, ты прав, оракул Франции,
Говоря, что жены, слабые
Против стрел Эрота юного,
Все имеют душу добрую,
Сердце нежно непритворное.
К Батюшкову
В уединенном кабинете,
Волшебной внемля тишине,
Слезами счастья грудь прекрасной,
Счастливец милый, орошай;
Но, упоен любовью страстной,
И нежных муз не забывай;
Любви нет боле счастья в мире:
Люби – и пой ее на лире.
Но что!.. цевницею моею,
Безвестный в мире сем поэт,
Я песни продолжать не смею.
Прости – но помни мой совет:
Доколе музами любимый,
Ты Пиэрид горишь огнем,
Доколь, сражен стрелой незримой,
В подземный ты не снидешь дом,
Мирские забывай печали,
Играй: тебя младой Назон,
Эрот и Грации венчали.
А лиру строил Аполлон.
Леда (Кантата)
В темной рощице таится
Часто пламенный Эрот;
С хладной струйкою катится,
Стрелы прячет в пене вод.
Сим примером научитесь,
Розы, девы красоты;
Летним вечером страшитесь
В темной рощице воды.
Городок (К * * *)
Блажен, кто веселится
В покое, без забот,
С кем втайне Феб дружится
И маленький Эрот;
Блажен, кто на просторе
В укромном уголке
Не думает о горе,
Гуляет в колпаке,
Пьет, ест, когда захочет,
О госте не хлопочет!
Никто, никто ему
Лениться одному
В постеле не мешает;
К Пущину. (4 мая)
Не видишь у порогу
Толпящихся забот;
Нашли к тебе дорогу
Веселость и Эрот;
Ты любишь звон стаканов
И трубки дым густой,
И демон метроманов
Не властвует тобой.
Ты счастлив в этой доле.
Скажи, чего же боле
Мне другу пожелать?
Придется замолчать…
Мое завещание. Друзьям
Зовите на последний пир
Спесивой Семелеи сына,
Эрота, друга наших лир,
Богов и смертных властелина,
Пускай веселье прибежит,
Махая резвою гремушкой,
И нас от сердца рассмешит
За полной пенистою кружкой.
Когда ж нечаянной порой
Стихи кропать найдет охота,
На славу Дружбы иль Эрота, —
Тотчас я труд окончу свой.
Семела (др.-греч. ;;;;;;, лат. Semela, Semele) — мифологическое имя[1]; принадлежит к циклу фиванских легенд о Дионисе. Происхождение имени фрако-фригийское; означает, возможно, «земля», и в таком случае происходит от того же праиндоевропейского корня, что и русское «земля». Семела — четвёртая[2] дочь мифического основателя Фив Кадма и Гармонии, мать Диониса, которого она зачала от самого Зевса[3]. Гера, божественная супруга Зевса, в гневе на соперницу решила погубить Семелу. .. Зевс спас от гибели недоношенный в лоне матери плод, вложив его в своё бедро и, когда наступило время, произвёл на свет Диониса. Согласно более древнему варианту, сохранённому Еврипидом в его трагедии «Вакханки», Дионис, уже способный к жизни, вышел из пламени невредимым; колонны царского покоя выпустили из себя зелёные ветви плюща, под прохладной сенью которого и спасся ребёнок.
А не перепутал ли Наш Весь Эроса и Дионисом… ?
Фавн и пастушка Картины. I
Уж Лилу не пленяет
Веселый хоровод:
Одна у сонных вод,
В лесах она таится,
Вздыхает и томится,
И с нею там Эрот.
Когда же ночью темной
Ее в постеле скромной
Застанет тихий сон,
С волшебницей мечтою;
И тихою тоскою
Исполнит сердце он —
И Лила в сновиденьи
Вкушает наслажденье
И шепчет «О Филон!»
V.
Эроты златокрылы
И нежный Купидон
На помощь юной Лилы
Летят со всех сторон;
Амур и Гименей
Сегодня, добрые мужья.
Повеселю вас новой сказкой.
Знавали ль вы, мои друзья,
Слепого мальчика с повязкой?
Слепого?.. Вот? Помилуй, Феб!
Амур совсем, друзья, не слеп:
Но шалуну пришла ж охота,
Чтоб, людям на смех и на зло,
Его безумие вело.
Безумие ведет Эрота:
Торжество Вакха
Его младые тигры
С покорной яростью влекут;
Кругом летят эроты, игры —
И гимны в честь ему поют.
(3)
Вики. Эрот
Эрос
рис Купидон и Психея
Бог любви
Мифология Греческая
Греческое написание ;;;;
Латинское написание Eros
Имя на других языках Амур, Купидон
Пол Мужской
Занятие Бог любви
Отец варианты: Арес, Гермес, Гефест, Зевс, Зефир, Кронос, Порос, Уран, Хаос, Эреб или особое происхождение
Мать варианты: Артемида, Афродита, Гея, Ирида, Илифия, Нюкта, Пения или особое происхождение
Братья и сёстры Антерос[1], Гимерот[1], Потос, Нюкта, Гея и Эреб
Супруга Психея
Дети Волупия
Связанные персонажи Афродита
Период жизни Бессмертен
Связанные понятия Любовь
Связанные события Гигантомахия
Атрибуты Пылающий факел, стрелы любви в колчане и лук.
Происхождение неоднозначно
В иных культурах Амур, Купидон
Эрос, Э;рот (др.-греч. ;;;;), Амур (лат. Amor), Купидон (лат. Cupido) — божество любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле[2][3].
Происхождение
Схватка Эрота и Пана. Римская мозаика из Вилла дель-Касале близ Пьяцца-Армерина (Сицилия). IV в. н. э.
Существовало множество вариантов происхождения Эрота:
• У Гесиода — одна из четырёх первых космогонических потенций(по А. Ф. Лосеву [1]) наряду с Хаосом, Геей и Тартаром: «между вечными всеми богами прекраснейший — Эрот. Сладкоистомный, у всех он богов и людей земнородную душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает» («Теогония», 120—122)(в переводе В. В. Вересаева).
• По Алкею, сын Зефира и Ириды[4].
• По Сапфо, сын Афродиты и Урана[5].
• По Симониду, сын Ареса и Афродиты[6].
• По Акусилаю, Эрот, Эфир и Метида — дети Эреба и Нюкты, в свою очередь происшедших от Хаоса[7][8].
• По орфической космогонии, родился из яйца, снесённого Ночью[9] или сотворённого Хроносом[10]. Именуется великим даймоном[11].
• Вслед за орфиками пифагорейцы считали, что душа каждого человека двупола и в ней есть мужская и женская половины, которые зовутся Эротом и Психеей[12].
• По Ферекиду, «Зевс, намереваясь быть демиургом, превратился в Эрота[13]: создав космос из противоположностей, он привёл его к согласию и любви и посеял во всем тождественность и единение, пронизывающее универсум[14]»[15][16].
• По Пармениду — создание Афродиты, в своей космогонии он пишет, что она сотворила его «первым из всех богов»[13][17].
• По Еврипиду, сын Зевса[18], или Зевса и Афродиты[19].
• По Павсанию, сын Илифии[20].
• У Платона — сын Пороса-богатства и Пении-бедности («Пир» 203b, далее — по Диотиме), почему его двойственная природа предназначает его — быть медиумом, посредником для людей в стремлении к благу и для богов в нисхождении к людям[21].
• Сын Хаоса[22].
• По некоей версии, сын Геи[23].
• Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.
• По Эврею, сын Гефеста и Афродиты.
Согласно речи Котты[24], их было три:
• Сын Гермеса и первой Артемиды.
• Сын Гермеса и второй Афродиты.
• Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.
Согласно Нонну, родился у города Берои[25].
Основные мифы
Геральдический амур
Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви[26] или пылающим факелом.
В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эрота празднество — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрот как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эрота ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эроту жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию[27].
Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антероса, находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антероса, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота»[28]. Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте[29].
В астрономии
• В честь Эрота назван астероид (433) Эрос, открытый в 1898 году, а также астероид (763) Купидон, открытый в 1913 году.
• В честь бога любви назван также спутник Урана Купидон, открытый в 2003 году.
амур в образе ребёнка (работы Фальконе) (вар.)
В массовой культуре
В искусстве
Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. В древности были знамениты статуи Эрота Праксителя и Лисиппа V—IV вв. до н. э. Павсаний писал о статуе Праксителя, подаренной феспийцам и вывезенной римлянами. Эроту посвящён LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и пленённой ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.
Образ Амура в виде нагого ребёнка — путто — используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель[30]. Образ Амура-юноши был популярен у римлян как символ возмужания и перехода от детства и юности к зрелости. Миф об Амуре и Психее повествует о единстве духовного и физического при верховенстве духовного начала у человека. Картины Рафаэля, Рубенса, художников «галантного века», скульптуры Кановы в большинстве своем иллюстрируют именно этот миф.
В литературе
• Гесиод, «Теогония»
• Аполлодор, «Мифологическая библиотека»
• Апулей, «Метаморфозы, или Золотой осёл»
• Платон, «Пир»
См. также
В Викисловаре есть статья «эрос»
• Эроты
• Эротика
• Камадева
• Гомосексуальность в Древней Греции
• Агапэ
• Людус
• Путти
• Сторге
• Афродита, Пан и Эрос
Примечания
• Гесиод ;;;;;;;; — 0700.
• • Тахо-Годи, 1988.
• • Любкер, 1885.
• • Алкей, фр.8 Диль = Плутарх. Об Эроте 20
• • Схолии к Феокриту. Идиллии XIII 2 // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. — С. 91
• • Симонид, фр.70 Пейдж
• • В. Д. Гладкий. Эрот // Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. — 1998.
• • Акусилай, фр. В3 Дильс-Кранц = Схолии к Феокриту. Идиллии XIII 2 (из Теона); Диоген Лаэртский IV 26, из Крантора у Антагора
• • Аристофан. Птицы 694—699
• • Орфика, фр.70 Керн
• • Орфика, фр.83 Керн
• • Миф об Орфее в литературе первой половины XX века
• • http://iph.ras.ru/page50581478.htm
• • 4.2. Ферекид и Пифагор — ученики финикийцев. | Румянцевский музей
• • Ферекид Сирский, фр. В3 Дильс-Кранц; Комм. к Платону
• • ЭСБЕ/Ферекид — Викитека
• • Парменид, фр. В13 Дильс-Кранц
• • Еврипид. Ипполит 533
• • Лактанций. Божественные установления I 17, 9
• • Павсаний. Описание Эллады IX 27, 2
• • Ю. В. Мельникова история и миф в творческом наследии а. Ф. Лосева — страница 10. Дата обращения: 25 августа 2014. Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года.
• • Симий Родосский. Крылья Эрота 7
• • Диоген Лаэртский IV 27
• • Цицерон. О природе богов III 60
• • Нонн. Деяния Диониса XLI 128
• • Эсхил. Агамемнон 744—745
• • Павсаний. Описание Эллады I 30, 1
• • Овидий. Фасты IV 1
• • Фемистий. Речи, стр.367 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. — С.585
Литература
• Эрот // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
• Эрот / Тахо-Годи А. А. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 668—669.
• Эрот // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1904. — Т. XLI.
• ;;;; // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
• Эрот. Дата обращения: 15 ноября 2010. Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года., «Большая советская энциклопедия»
• Платон. Пир
(4)
Словари и энциклопедии:
Реальный словарь классических древностей (Фридрих Любкер, 1854 / Филологическое общество, 1885)
;;;;, ;;;;, Amor, Cupido, бог любви. У Гомера он еще не упоминается; у него одна лишь Афродита является богиней-возбудительницей любви. Гесиод, напротив, относит его к числу древнейших богов (theog. 120): сначала был Хаос, затем Земля, Тартар и Эрот. Следовательно, Эрот является здесь соединяющею и творящею, образующей силою, которой производятся все существа мира и приводятся в гармонический порядок. В Феспиях чтили этого древнего стихийного бога и через каждые 5 лет праздновали в честь его Эротидии (;;;;;;;; или ;;;;;;). Совершенно отлично от этого космического Эрота представление Эрота, являющегося у позднейших поэтов в качестве самого молодого из богов. Здесь он — прекрасный мальчик, близкий то к юношеству, то к детскому возрасту, полный хитрости и лукавства, жестокий мучитель людей и богов; он не щадит даже Зевса и своей матери Афродиты. Вооруженный луком и колчаном, полным стрел, летает он повсюду на золотых крыльях и поражает все, что живет на земле и в небесах, в море и подземном мире. Родителями его считаются, обыкновенно, Афродита и Арей, но также и Зевс, Афродита и Гермес и Афр., Зефир и Ирида, или говорится, что родители его неизвестны, что он имел мать, но не было у него отца и т. п. В позднейшие греч. и римск. времена Эрота представляли окруженным множеством подобных ему существ, молодых эротов, амореттов и давали ему в товарищи брата Антерота, бога взаимной любви, который своим соревнованием заставлял возрастать маленького Эрота. — Эрот был не только богом любви между обоими полами, но также и богом любви и дружбы между мужчинами и юношами и мальчиками. Поэтому священный отряд фиванских юношей был посвящен Эроту, и в Афинах чтили его как освободителя города, потому что дружеская чета, Гармодий и Аристогитон, освободила город от тирании Писистратидов. — В позднейшее время Эрота ставили в различные отношения к Психее, олицетворяющей человеческую душу и представляемой часто в виде бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. Эрот является то соединенным с ней любовью, то мучителем ее, причем она является особенно в виде бабочки, которую он держит над факелом, вырывает у нее крылья и т. п. Апулей в своих «Метаморфозах» соединил разнообразные элементы этого мифа в прелестной сказке следующего содержания: у одного царя были три дочери, из которых Психея была самая молодая и самая прекрасная. Ее полюбил Эрот и унес в уединенное место, где она жила в любви с ним, но не видела, не знала его. Но злые сестры, посетив ее, уговорили рассмотреть, вопреки запрещению Эрота, его лицо, и Эрот покинул ее. Психея искала его, вынесла множество разного рода бедствий, но, наконец, очищенная от проступка испытанными страданиями, соединилась с ним навеки. Дочь ее названа была Счастием. Апулей вложил в этот рассказ философский смысл; Эрот здесь — великий дух (демон), который воспитывает людей к добру, а через это и к блаженству, — представление, составившееся уже до Апулея у других философов, напр. у Платона (в «;;;;;;;;;»). — Художники представляют Эрота то в виде прекрасного отрока, то в виде прелестного крылатого дитяти. Последнее представление принадлежит позднейшим временам. Атрибуты его — лук, стрелы, колчан и факел. Кроме Феспий и Афин, особенно чтили его в Спарте, на Крите и Самосе, в Мегарах и прочих местах. Вместе с ним являются иногда ;;;;; и ;;;;;;, — олицетворение страсти и желания, ;;;;, — счастья, ;;;;;, хариты и музы. — Римский Амур или Купидон — простой снимок с греч. Эрота, часто равнозначащий Пофосу и Гимеросу.
А. А. Тахо-Годи https://www.peoplesmyths.com/e-2/erot.html Эрот
Эрот, Эрос (‘Er;;, «любовь»), в греческой мифологии бог любви (здесь будет рисунок). Одно из четырёх космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром (Hes. Theog. 116-122). По мифографу 5 в. до н. э. Акусилаю, Эрот, Эфир и Метида («мысль») — дети Эреба и Ночи, происшедших от Хаоса. У Парменида Эрот мыслится также древнейшим божеством, которое создала Афродита. У орфиков он Протогон («перворождённый»), Фанет («явленный»), Фаэтон («сияющий»); Эрот — смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мёртвых и тартара (Hymn. Orph. 58 Abel). По Ферекиду (6 в. до н. э.), сам Зевс, создавая мир, превратился в Эрота. Эрот, таким образом, мыслится всевластной мировой силой. Традиция классической поэзии делает Эрота сыном Зевса (Eur. Hippol. 533), порождением Ириды и Зефира (Alc. frg. 8D), сыном Афродиты и Ареса (Simonid. frg. 24), так что он постепенно принимает черты «златокрылого» (Aristoph. Av. 1738), «золотоволосого» (Anacr. frg. 5), «подобного ветру» (Sapph. frg. 50) бога, знаменуя постепенный переход к изящному, лёгкому, капризному Эроту эллинистической поэзии. У Аполлония Родосского это хитроумный, но жестокосердный малыш, помыкающий Афродитой, своей матерью (III 111-159).
Классика создаёт также своеобразную мифологическую символику бога любви. Оригинальный миф об Эроте. не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, даётся Платоном. У него Эрот — сын Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу, бездомность (Conv. 203 b-e). Однако даже в поздней античности существовал архаический культ Эрота, которого почитали в Феспиях (Беотия) в виде необработанного камня (Paus. IX 27, 1); в Феспиях же находились изваянные Праксителем и Лисиппом статуи Эрота, изображавшие его в виде прекрасного юноши (IX 27, 1 след.). Характерно, что для Павсания (2 в.) не возникает сомнения, что Эрот — самый юный из богов и сын Афродиты, хотя существовали разные генеалогии Эрота (напр., сын Афродиты и Гермеса, Артемиды и Гермеса и др., Cic. De nat. deor. III 23, 59 след.). Символическо-аллегорическое изображение Эрота даётся Апулеем в «Метаморфозах» (см. в ст. Психея). Эроту соответствуют римские Амур и Купидон.
БСЭ:
ЭРО;Т, Эрос (;;;;;, род. п. ;;;;;;;), в греч. ми¬фо¬ло¬гии бог люб¬ви, бо¬же¬ст¬во лю¬бов¬но¬го вле¬че¬ния. Со¬глас¬но «Тео¬го¬нии» Ге¬сио¬да, Э. – бо¬же¬ст¬во кос¬мич. по¬ряд¬ка, од¬на из пер¬во¬по¬тен¬ций (вме¬сте с Хао¬сом, Ге¬ей, Тар¬та-ром), ор¬га¬ни¬зую¬щей су¬щий мир. Рас¬су¬ж¬де¬ния о про¬ис¬хо¬ж¬де¬нии и зна¬че¬нии Э. встре¬ча¬ют¬ся в про¬из¬ве¬де¬ни¬ях мн. ан¬тич¬ных ав¬то¬ров. Обыч¬но Э. счи¬тал¬ся сы¬ном Аф¬ро¬ди¬ты, хо¬тя су¬ще¬ст¬во¬ва¬ли и др. ге¬неа¬ло¬гии (напр., у Пла¬то¬на Э. – сын Бед¬но¬сти и Бо¬гат¬ства). Э. – не¬пре¬мен¬ный спут¬ник сво¬ей ма¬те¬ри. В ли¬те¬ра¬ту¬ре Э. изо¬бра-жал¬ся ша¬лов¬ли¬вым, под¬час ка¬приз¬ным, «зла¬то¬кры¬лым» маль¬чи¬ком (или юно¬шей), ко¬то¬рый по¬ра¬жал свои¬ми стре¬ла¬ми лю¬дей и бо¬гов, вну¬шая им лю¬бов¬ную страсть. В сво¬ём про¬из¬ве¬де¬нии «Ме¬та¬мор¬фо¬зы» Апу¬лей по-мес¬тил по¬этич. сказ¬ку о мно¬же¬ст¬ве ис¬пы¬та¬ний, ко¬то¬рые при¬шлось пре¬одо¬леть Пси¬хее, что¬бы вновь об¬рес¬ти сво¬его по¬те¬рян¬но¬го суп¬ру¬га Э. В эпо¬ху Рим. им¬пе¬рии по¬лу¬чи¬ло рас¬про¬стра¬не¬ние пред¬став¬ле¬ние о су¬ще¬ст-во¬ва¬нии мно¬же¬ст¬ва де¬тей нимф, эро¬тов, ко¬то¬рые за¬ни¬ма¬лись де¬ла¬ми лю¬дей, в то вре¬мя как не¬бес¬ный Э. свя-зан толь¬ко с ми¬ром бо¬гов. Культ Э. был сла¬бо рас¬про¬стра¬нён в Гре¬ции. В Фес¬пи¬ях (Бе¬о¬тия) по¬чи¬та¬ли Э. в ви¬де не¬об¬ра¬бо¬тан¬но¬го кам¬ня. В греч. иск-ве осо¬бен¬но сла¬ви¬лись изо¬бра¬же¬ния Э., соз¬дан¬ные Прак¬си¬те¬лем (из мра¬мо¬ра) и Ли¬сип¬пом (из брон¬зы). В рим. ми¬фо¬ло¬гии Э. со¬от¬вет¬ст¬ву¬ет Амур.
Ж. Л. Давид. «Амур и Психея». 1817. Музей искусства (Кливленд).
В иск-ве на¬чи¬ная с ан¬тич¬но¬сти по¬лу¬чи¬ло рас¬про¬стра¬не¬ние два ти¬па изо¬бра¬же¬ния Э. Пер¬вый – Э. в ви¬де кры-ла¬то¬го маль¬чи¬ка (час¬то с кол¬ча¬ном и лу¬ком и с за¬вя¬зан¬ны¬ми гла¬за¬ми); та¬ким он изо¬бра¬жал¬ся в т. ч. вме¬сте с Аф¬ро¬ди¬той (Ве¬не¬рой) («Ал¬ле¬го¬рия с Ве¬не¬рой и Ку¬пи¬до¬ном» А. Брон¬зи¬но, ок. 1545, Нац. га¬ле¬рея, Лон¬дон, и др.), а так¬же ес¬ли изо¬бра¬жа¬лись мно¬го¬числ. Э. («По¬кло¬не¬ние Ве¬не¬ре» Ти¬циа¬на, 1518–19, Пра¬до, Мад¬рид, и др.). Вто¬рой – Э. в ви¬де кры¬ла¬то¬го юно¬ши: крас¬но¬фи¬гур¬ный аск с изо¬бра¬же¬ни¬ем Эро¬та (3-я четв. 4 в. до н. э., ГМИИ) и др. Та¬кой тип ис¬поль¬зо¬вал¬ся гл. обр. в про¬из¬ве¬де¬ни¬ях на сю¬жет ми¬фа об Аму¬ре и Пси¬хее, по¬лу¬чив-ший ши¬ро¬кое рас¬про¬стра¬не¬ние в ев¬роп. иск-ве на¬чи¬ная с эпо¬хи Воз¬ро¬ж¬де¬ния: фре¬ски Дж. Ро¬ма¬но в за¬ле Пси¬хеи на Вил¬ле Те в Ман¬туе (1526–28), «Ку¬пи¬дон и Пси¬хея» Дж. М. Крес¬пи (1707–09, га¬ле¬рея Уф¬фи¬ци, Фло¬рен¬ция), «Амур и Пси¬хея» А. Ка¬но¬вы (1794–99, мра¬мор, Эр¬ми¬таж, С.-Пе¬тер¬бург) и мн. др.
Мифы народов мир Энциклопедия. Гл.ред. С.А.Токарев. 2008 (Сов.энциклопед, 1980):
ЭРОТ, Эрос ( ";;;, «любовь»), , «любовь»), в греческой мифологии бог любви. Одно из четырёх космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром (Hes. Theog. 116–122). По мифографу 5 в. до н. э. Акусилаю, Э., Эфир и Метида («мысль») – дети Эреба и Ночи, происшедших от Хаоса. У Парменида Э. мыслится также древнейшим божеством, которое создала Афродита. У орфиков он Протогон («перворождённый»), Фанет («явленный»), Фаэтон («сияющий»); Э. — смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мёртвых и тартара (Hymn. Orph. 58 Abel). По Ферекиду (6 в. до н. э.), сам Зевс, создавая мир, превратился в Э. Эрот, таким образом, мыслится всевластной мировой силой. Традиция лассической поэзии делает Э. сыном Зевса (Eur. Hippol. 533), порождением Ириды и Зефира (Alc. frg. 8D), сыном Афродиты и Ареса (Simonia, frg.24), так что он постепенно принимает черты «златокрылого» (Aristoph. Av. 1738), «золотоволосого» (Anacr. frg. 5), «подобного ветру» (Sapph. frg. 50) бога, знаменуя постепенный переход к изящному, лёгкому, капризному Э. эллинистической поэзии. У Аполлония Родосского это хитроумный, но жестокосердный малыш, помыкающий Афродитой, своей матерью (III 111–159). Классика создаёт также своеобразную мифологическую символику бога любви. Оригинальный миф об Э. не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, ыыражающем вечное стремление к прекрасному, даётся Платоном. У него Э.— сын Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу, бездомность (Conv. 203 be). Однако даже в поздней античности существовал архаический культ Э., которого почитали в Феспиях (Беотия) в виде необработанного камня (Paus. IX 27, 1); в Феспиях же находились изваяные Праксителем и Лисиппом статуи Э., изображавшие его в виде прекрасного юноши (IX 27, 1 след.). Характерно, что для Павсания (2 в.) не возникает сомнения, что Э. — самый юный из богов и сын Афродиты, хотя существовали разные генеалогии Э. (напр., сын Афродиты и Гермеса, Артемиды и Гермеса и др., Cic. De nat. deor. III 23, 59 след.). Символическо аллегорическое изображение Э. даётся Апулеем в «Метаморфозах» (см. в ст. Психея). Э. соответствуют римские Амур и Купидон.
Свидетельство о публикации №223053001171