Юмор - дивный дар судьбы

LXI. Humour – wonderful gift  of fate

In the article by B. M. Gongalo the roots of humour and jokes are analyzed.Besides,the great role of humor in persons life is summarized.
Key words: laugh,joke, humor, irony, comism, paradox, notion, performance, fear, beuty, wisdom, optimism, pessimism.

ЮМОР – ДИВНЫЙ ДАР СУДЬБЫ

1. Смех или обнаружение
парадоксальной ценностной ориентации

Все хорошие вещи смеются.
       Ф. Ницше

Мудрый, говорил  древний философ, всегда спокоен и весел. Смех есть отличительная  от всех других живых существ, черта человека. Хотя мы и любим повторять, что молчание – золото, однако, и молчание, при всей своей силе, однобоко, ибо свидетельствует  лишь о мощи разума или, иначе, о замкнутой на себе мысли, но ничего не говорит о человеческом чувстве. Возможно, поэтому  задумавшийся роденовский молчальник, назван скульптором «Мыслителем», а не «Человеком», ибо для этого ему необходимо было бы улыбнуться.
Что такое человек? И когда он лучше всего раскрывается? Одни считают, что человек  идёт к самому себе только через страдания, другие полагают, что только  через юмор.
Всем известно спокойное лицо и  оживляющая  его улыбка младенца, мы говорим, что улыбка освещает  лицо человека, наверное, это действительно так. Едва заметно улыбается Будда, так же загадочно улыбается знаменитая  Мона Лиза на полотне Леонардо да Винчи.
Смех, по мнению некоторых  эстетиков,  есть субъективное выражение объективных  моментов бытия. Если это и так, то любой вид здорового и радостного смеха может быть отнесён к смеху субъективному. На самом деле, существуют и объективные причины для смеха, но эти причины часто только поводы. Кант называл смех «игрой жизненных сил». Такой смех  вытесняет всяческие отрицательные переживания, делает их просто невозможными. Он тушит гнев, досаду,  побеждает унылость, поднимает жизненный  тонус, даёт прилив сил, вызывает новое желание жить.
О смехе как проявлении эмоции за тысячи лет написано немало, однако, в некоторых  ситуациях  смех возникает снова и снова. Вообще, хорошо  рассмеяться, значит, благополучно разрешить сложившуюся  антиномичную ситуацию. Новизна  часто только в ином расположении старого материла. Б. Паскаль  однажды написал: «Пусть не говорят, что я не сказал ничего нового: новизна в расположении материала. Когда играют в лапту, пользуются одним и тем же мячом, но один бьет лучше другого» .  И дело, вероятно, не в одной лапте. Думается, никто не станет возражать против «расположения материала», очевидно, что и лучшая книга состоит из тех же самых знаков, что и  обычная, так же и со смехом, то, что звучит смешно  из уст одного человека и в одном случае, то не будет таковым  из уст другого и в другом случае.
Суть комизма, отмечают некоторые исследователи, никто не выразил лучше, чем Аристотель, заметивший в первой части «Поэтики»: «…смешное – это некоторая  ошибка и безобразие; никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное». Разумеется, даже  определение  первого философа, возможно, не следует считать совершенным и одним из тысяч, пришедших ему на смену, однако, оно все-таки пробилось к нам сквозь тьму тысячелетий. Многие  исследователи  необходимо принимали  аристотелевское определение смеха, понимая, что ему удалось схватить главное, что есть в смехе – его парадоксальную ценностную ориентацию.
В романе «Подросток» Ф.М. Достоевского мы обнаруживаем готовую формулу, вскрывающую, разоблачающую, обнажающую душу человека: «…Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеётся. Хорошо смеётся  человек – значит хороший человек. … Смех есть самая верная проба души».
Наше хорошее настроение есть верный признак силы и здоровья, напротив, отсутствие настроения, радости свидетельствует, что в нашем организме не всё ладно, что наступает  какая-то болезнь.
Вероятно, прав заметивший, что человек рождается на свет, чтобы смеяться. Человек может злиться, как собака, быть ласковым, как кошка, уставать, как лошадь, но  смеяться и улыбаться  он будет всегда  только как человек.
Смех, может быть,  есть самое универсальное лекарство от всех болезней (поскольку продлевает жизнь). Наверное, можно было бы привести немало примеров, когда  высокий, крепкий дух в больном теле, любовь к жизни, оптимизм и вера в лучшее, вытаскивали человека из  гибельной пучины, но мы приведём  только один пример. Американский психолог Норманн Казинс вошёл в историю американской медицины как «человек, рассмешивший смерть». Около тридцати лет назад его поразил тяжёлый недуг – коллагеноз. Врачи не могли дать ему  никакой надежды на выздоровление. Больной Казинс выписался из больницы и попросил перевести его в гостиницу. Там он принялся  смотреть кинокомедии – одну за другой. Хотя  суровые прагматисты и считают, что чудес не бывает, но в данном случае чудо произошло. Через какое-то время боли перестали мучить  Казинса, а анализы показали, что воспаление тканей пошло на убыль. Еще через какое-то время он настолько поправился, что смог вернуться к работе. Не удивительно, что он стал считать смех самым лучшим  лекарством и  призывает людей смеяться на здоровье.
Этот пример показывает, что, возможно,  бывает и такое, но это  с кем-то, когда-то и где-то… А  человек,  заболев, не смеётся, ибо ему не до смеха, он идёт на приём к врачу. Врач человек серьёзный, и ему тоже не до смеха, ибо его задача в том, чтобы ставить диагноз. После этого начинается лечение, вследствие чего течение болезни  нередко только  усугубляется. Что же, если бы визиты к  врачу всегда заканчивались полным выздоровлением, то вокруг  были бы сплошь одни  только  здоровые люди.
В связи со сказанным вспоминается глубоко ироничные рассуждения  Н.В. Гоголя в его бессмертной комедии «Ревизор», который в немногих словах  даёт ёмкую характеристику больничной атмосферы. В ожидании важного проверяющего, ревизора, проводятся необходимые мероприятия  в богоугодном заведении. Как быть и что надо сделать? Лекарств  мало или их нет. Далее следует цепь умозаключений. Если больному суждено выздороветь, то он и так, без лекарств выздоровеет, а если больному суждено умереть, то он всё равно  умрёт, хотя бы и лечился, и принимал лекарства. Но что-то всё-таки надо делать, и  принимается единственно правильное в данных условиях решение: главное, чтобы у больных были колпаки чистые, ибо вот, чистота, как гласит латинская пословица, залог здоровья.
Для философов и психологов, отмечают исследователи, характерна отвлеченная характеристика смеха, Шопенгауэр, например, утверждал, что смех возникает тогда, когда мы внезапно обнаруживаем, что реальные объекты окружающего мира не соответствуют нашим понятиям и представлениям о них. Поэтому приведем очень интересную классификацию видов смеха, данную теоретиком  советской кинокомедии Р. Юреневым, который писал так: «Смех может быть  радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущённый. Можно еще и увеличить этот перечень – весёлый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый смех!»
Когда мы пугаемся, – пишет В. Пропп в книге «Проблемы комизма и смеха», – мы вздрагиваем; от страха мы бледнеем и начинаем дрожать;  когда человек  смущается, он краснеет, опускает глаза; от удивления он, наоборот, широко раскрывает глаза и всплескивает руками. От горя мы плачем, плачем также, когда бываем растроганы. Но отчего человек смеётся?»
Итак, отчего человек смеётся? Возможно, смехом он обнаруживает некий скрытый от него самого  душевный потенциал. Характернее всего для смеха проявление радости, открывая в себе клад, человек, по сути, открывает себя. Смех, как физиологическое явление, по мнению исследователей, есть проявление избытка энергии. Так что смеётся он скорее, от избытка  нахлынувших чувств, чем от недостатка, от последнего он не смеётся. Вообще, по большому счёту, смех является   наилучшим способом заявить  всему миру: «Я – есть!»
Леонардо да Винчи, как гениальный художник, не мог не обращать внимания на  физиогномические изменения смеющегося, так, он писал: «Тот, кто смеётся, не отличается от того, кто плачет, ни глазами, ни ртом, ни щеками, но только неподвижным положением бровей, которые соединяются у того, кто плачет, и поднимаются у того, кто смеётся». Однако, о том, почему столь схожи между собой  столь противоположные вещи, как смех и плач, не говорит ни  Леонардо, ни  занимавшийся  этим вопросом Дарвин, для которого  единство   выражения смеха и плача – загадка, не имеющая ответа.


2. Юмор – дивный дар судьбы

Чувство юмора превращает отрицательную эмоцию в положительную: всё жестокое смягчается, и приходит чувство солнечной радости.
 Марк Твен
Я сделала себе правилом ко всему относиться с иронией и юмором, потому что жизнь – жутчайшая штука, я вам скажу.
Т. Сёмина

Юмор не то, что вызывает безудержный  смех, и цель юмора  отнюдь не в том, чтобы смешить людей, как это порой кажется, нет, ибо,  как это остроумно замечено, юмор всегда есть немного защита от судьбы  (т.е. от ударов судьбы).
Клоун – не просто смешной чудак, но его походка,  мимика, жесты, реплики всегда глубоко  продуманы и, главное, ради чего он  исполняет  сценку, заключается не только в том, чтобы посмеяться, но чтобы  каждому было над чем подумать. Поэтому настоящий юмор тот, справедливо замечает А.М. Арканов, который заставляет человека подумать о чём-то, понять что-то в этом  мире. И в заключение можно сказать уже без шуток, что смех и юмор – это дело серьёзное.
Изменить человечество, «вылечить» невозможно, но… другого человечества у нас нет. Значит, необходимо поставить  перед человечеством зеркало . Известно, что в каждой шутке есть доля правды. Гениальный актёр-комик Р.Я. Плятт  в одной из сцен  объясняется в любви, а на вопрос возлюбленной: «Что тебе нравится во мне больше всего?», –  отвечает  одним словом: «Жилплощадь».
Имущественные  отношения и  право наследования  является предметом  многих детективных  сюжетов и историй. А.С. Пушкин  начинает  роман в стихах «Евгений Онегин» именно с этого момента:
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другом наука;
Но, боже мой, какая скука!
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу  прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт  возьмёт тебя!»

Так думал молодой повеса,
Летя  в пыли на  почтовых,
Всевышней волею  Зевеса
Наследник всех своих родных.
Друзья Людмилы  и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий,  сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда  гулял и я:
Но вреден север для меня .

Правда, здесь вопрос  о наследовании  не имеет криминальной окраски, зато человечески  эмоциональное развитие  этот же момент получает в следующих строчках:
Так! равнодушное  забвенье
За гробом ожидает нас.
Врагов, друзей, любовниц  глас
Вдруг молкнет. Про одно именье
Наследников сердитый хор
Заводит непристойный спор .

Видеть  смешное в жизни, значит, жить весело, значит, защищаться самым действенным оружием от ударов, которые выпадают на нашу долю – врождённым  чувством юмора. Вероятно, прав был Бомарше, говоря, что следует спешить рассмеяться, чтобы не пришлось  заплакать и,  действительно, лучшее лекарство от страха – смех, и кто смеётся, того, скорее всего можно отнести к  счастливым.
Кто смеётся, тот и прав, недаром  кто-то заметил, что  не всё правдивое смешно, но всё смешное правдиво. 
Ф. Ницше в своей известной книге «Так говорил Заратустра» писал: «Какой из грехов, совершённых здесь, на земле, до сих пор остаётся самым тяжким? Не слова  ли того, кто сказал: «Горе смеющимся!».
Неужели он не нашёл на земле причин для смеха? Значит, он плохо искал. Их находит даже  ребёнок.
Мало  любви было в нём, иначе он возлюбил бы и смеющихся!
…Мало в нём было любви – иначе бы он не гневался, что не любят его самого. Всякая великая любовь желает не любви, она жаждет большего» .
Человек, оставленный  Амуром, утешается  Бахусом, иронизировал  А. Шопенгауэр. 
Смеха боится даже тот, кто уже ничего не боится, замечал  Н.В. Гоголь. Разумеется, юмор это не громкий смех, недаром Ницше писал, что наиболее остроумные авторы вызывают наименее заметную улыбку. А М.А. Захаров недвусмысленно заметил: «Самое  замечательное это когда смеёшься, а хочется  плакать».
Читая всякое порядочное сочинение, замечаешь, что параллельно с этим в уме происходит своя собственная, творческая работа – направленная, нужная, необходимая и чрезвычайно интересная. Может быть, к делу следовало бы приступать не  прежде, чем иссякнут все превосходные эпитеты, которыми люди склонны обозначать малознакомые предметы и вещи? «Матушка природа есть книга, которую надо читать и видеть», - говорит герой рассказа А.П. Чехова «Письмо к учёному соседу». Вообще весь этот рассказ гениальная  пародия на «учёность» в кавычках и без оных.
И если  автор смеётся над маленьким человеком и всем тем, что тот считает несомненным достоинством, то  смеётся все же, как порядочный человек, т. е.,  сквозь слезы.
Если этот маленький человек сам, прежде всего, поражается глубине собственных  мыслей, то, тем не менее, и он, как говорится,  имеет место быть.


3. Философия и смех

Особое место в ряду авторов, наблюдающих мир сквозь  призму юмора занимает сочинение братьев Алексея, Владимира и Александра  Жемчужниковых  и А.Н. Толстого. Образ, созданный воображением этих замечательных писателей, жив и по сей день. «Мысли и афоризмы» Козьмы Пруткова ни в коей мере нельзя назвать поучительными, но в них  мы находим  полный букет  парадоксов и парадигм.  Ненавязчиво, не поучая, легко, незаметно, как бы обращаясь к самому себе, автор «изрекает»   словесные перлы, как будто бы бессмысленные,  но их внешняя  «простота»  завораживает и заставляет задуматься: как сие изречение следует понимать? И следует ли понимать что-либо  вообще? Возможно, маска  простака  как  способ выражения «мысли»  (в кавычках и без оных) – для русского  человека  наиболее   понятна и близка. Создается впечатление, что писатель  говорит так,  как говорит  народ и от имени народа. Поэтому и любим народом; а на другие языки  его юмор  не переводится.
Автор великолепной мистификации  Козьма (распространенное прежде в  среде русского  народа имя) Прутков заявил себя, прежде всего, пародистом – находчивым, метким, злободневным. При  всей его «непроходимой тупости» читателю становится «смешно», но разве этого мало?  Особенно если учесть, что способность смеяться есть сущностная  характеристика человека.
 Имеется  в виду не  «смех без причины»,  но скорее, смех сквозь слезы; гоголевский смех, вспомним слова  городничего из бессмертной комедии «Ревизор»:  «Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий!..  Сосульку, тряпку принял за важного человека!  Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище, – найдётся щелкопёр, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши.  Чему смеетесь?  Над собою смеетесь!.. Эх вы!..  Вот,  подлинно, если бог хочет наказать, так отнимет прежде разум» .
Также и Козьма Прутков, «требует от читателя особого настроения. В известном смысле, он – обманщик: его лицо обещает гораздо менее того, что может дать его книга». «Плоды раздумья» его,  «мысли и афоризмы»  известны каждому читающему человеку – как школьнику, так и взрослому.
Никакие серьёзные  доводы не звучат так убедительно, как хорошая шутка, даже если мы сами становимся объектом  насмешек, то нам  чаще всего не хватает именно такого, несколько даже легкомысленного отношения к жизни и бытию вообще.  А  если смеются  над нами, то, что же, будем любить врага его же оружием!..
Удачную шутку можно уподобить разряду грома. Любовный треугольник, например, стал основанием для следующей: узы брака оказываются порой настолько тяжёлыми, что их приходится нести втроём.
Следует смеяться и философствовать, учил Эпикур, если перевернуть слова, то получится, что следует философствовать и смеяться. Смеяться, вообще, это самое лучшее свойство человеческой природы, но следует учесть, что лучше всего смеяться не над другими, как это чаще всего бывает, но над самим собой, именно это и делает человека Человеком. Пройдёт время, мы вновь посмотрим на прошлое, на то, что так мучило нас и поймём, насколько прав был Демокрит, и все те, которые умели, что называется, посмеяться над собой. Вспомним  строчки некогда популярной песни:
Умейте посмеяться над собой,
Не надо только вешать носа,
Не надо, не надо…


4. «Себе, любимому…»

Ф. Ницше эпиграфом  к  своей книге «Весёлая наука»  избрал четверостишие, помещённое над  его входной дверью:
Мой собственный дом – моё пристрастье,
Никому и ни в чём я не подражал,
И – мне всё ещё смешон каждый Мастер,
Кто сам себя не осмеял.

Поэт и мыслитель и здесь являет образец того, как  следует смеяться над собой.
Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
Услужливо на наш аршин?
Кто клеветы про нас не сеет?
Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда?
Кто не наскучит никогда?
Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
Любите  самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его .

Во второй половине девятнадцатого века,  в США большой популярностью пользовались  юмористические лекции писателя  Самюэля Клеменса, более известного по псевдониму  Марк Твен, многие шутки  которого стали, поистине, бессмертными, например: слухи о моей смерти сильно преувеличены; он любит себя, пользуется взаимностью и соперников в этой любви не имеет; у меня, судя по всему громадные запасы знаний, для того, чтобы пораскинуть мозгами, мне требуется неделя.
Единственное, что у меня осталось, говорила актриса Рина Зелёная, глядя на себя в зеркало, это красота.
О шутках и юмористических  высказываниях актрисы Ф.Г. Раневской ходили легенды и составлялись книги, о том, что красота это страшная сила, мы узнаем от дочери бедного нефтепромышленника (так Фаина  Георгиевна отвечала на вопрос о своём социальном происхождении).
Духовный облик поэта – в его стихах, акцентах, интонациях, тонах и полутонах. Пронизаны иронией и тонким  юмором одни из последних  гармоничных стихов М.И. Танича:
Живу давно, имею взрослых внуков.
Не Прометей по линии огня,
И не дослышу всех входящих звуков,
А также исходящих из меня.
Посредство слухового аппарата
Мне было бы, возможно, не во вред,
Так я ещё и вижу плоховато –
Гармония моих преклонных лет.

Настоящий юмор всегда  содержит тонкий намёк и, как кумулятивный  снаряд, взрывается не при столкновении с объектом, но внутри него, а для этого необходимо какое-то время.
Суета сует, всё суета, – писал мудрый Соломон (см. книгу Екклесиаста или Проповедника),  однако, можно сказать с изрядной  долей уверенности сказать, что  мужество и юмор – это не суета.
Природа, как это заметили древние, не терпит пустоты, и если мы не наполняем нашу жизнь делами,  смехом, песнями, шутками, анекдотами, то автоматически впадаем  в депрессию, в тоску, в скуку – эти вечные бичи человечества.
И если  в  утверждении  учёного нельзя не заметить некоторой доли юмора, то это еще не значит, что оно легковесно и не стоит того, чтобы его рассматривать. Напротив, юмор можно и следует воспринимать как необходимую составляющую  её Величества Мудрости, ибо что ещё будит мысль так, как Юмор? Что еще приводит в движение всё наше существо, как не юмор? Что еще заставляет нас сравнивать, проводить  аналогии, параллели, что способствует  рождению новых образов, как не Юмор?
Вспомним, что Демокрита называли смеющимся философом  за то, возможно, что он находил достойными смеха  все дела человеческие. Как известно, нередко в  истории  (и в жизни) большие глупости делались с серьёзным лицом. И хотя смех и юмор не являются предметом данного исследования, то всё же не будем забывать, по крайней мере, что эти понятия единственно способны делать нашу жизнь светлее и чище. И интереснее. В этой жизни  всё часто происходит по принципу наоборот, а ещё хуже, когда всё правильно.



5. Оптимист и пессимист

Легендарный  Коркыт  всю жизнь искал  счастье – жеруйык – всю землю  объехал, но  счастья  нигде не нашёл. Однако, даже пессимизм Шопенгауэра никак не  оправдывается, более того, человек, как представляется, неисправимый оптимист – сколько его ни исправляй,  он всё равно будет верить в лучшее.
Даже в самое суровое,  военное  время, поэзия становилась тем спасательным жилетом, который помогал человеку плыть по бурному морю жизни, недаром  в  уме  поэта родились строчки:
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне .

Стихи, говорил  поэт и участник  Великой Отечественной войны А.П. Межиров, ничем не должны прерываться:
Какая музыка была,
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.

Герой  фильма «В бой идут одни старики» (актёр Л. Быков)  подарил  нам  фразу, которую  смело можно назвать крылатой: «Война преходяща, музыка вечна».
Нам было бы неразумно как разочаровываться в людях, так и обижаться на них, ибо в действительности в  мире всегда было немало смешного, но к сожалению, тонкий юмор редко замечается, и чаще  смех вызывают именно грубые  шутки.
Пусть прав Шекспир, говоря, что весь мир театр и люди  в нём актёры, – то всё же в действительности в жизни людей и обществ ничего не меняется. С  тем только различием, что если в театре актёры играют, т.е. притворяются, и вместо крови льётся красная вода, то в жизни, например,  на театре военных действий, проливаются реки  крови, ибо людей  уже не прельщает искусственная, и они требуют настоящей, человеческой крови. Слова  немецкого генерала К. Клаузевица вполне определённо характеризуют «театр военных действий»: война есть продолжение политики другими средствами.
Вид крови возбуждает и пьянит человека, подобно тому, как запах крови приводит в состояние повышенной активности любого хищника, будь то кошка, волк, медведь или акула. Недаром поэт  пророчествовал:
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъярённом  океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог .

Пессимисты всегда не правы, если  внимательно присмотреться к человеку, то станет ясно, что смех вполне соответствует его духовной природе, и смеяться для него так  же естественно, как  дышать, жить, любить и петь.
Что касается тех людей, которые избрали себе  профессией смешить людей, то вероятнее всего, что это должны быть люди большой души и  особо одарённые, ибо вполне очевидно, что смех – дело серьёзное, настолько серьёзное, что вряд ли есть ещё что-то более серьёзное. В.С. Высоцкий  в стихотворении, посвящённом памяти такого человека, клоуна Валерия Енгибарова, писал:
Умер шут, он воровал минуты,
Грустные минуты  у людей…




6. Школьная планета

Весёлость, утверждал Шопенгауэр, наличная монета счастья.
Кладезем мыслей нередко становится речь детей и школьников. Причём, смех вызывает именно «неправильная» с точки зрения  орфографии и стилистики речь, здесь и слова, придуманные детьми, и известная мысль, но своеобразно понятая, и трансформированная в сознании ребенка.
Но это всегда  речь образная, яркая, без  претензий, но тем не менее, незабываемая.
Например. Бабушка рассказывает, как тяжело ей жилось прежде, и кушать не было, и сладкого не было, и одеться не во что, и обуться не во что. Внучка говорит: «Вот видишь, бабушка, как всё изменилось, теперь ты живёшь с нами, и у тебя  всё есть».
Или еще пример. Школьник  рассказывает на  уроке: «Корова это такое животное, у которого впереди две загогулины, если кто-то на неё нападает, то она ими бодается. А сзади у неё приспособление для отгоняния мух. Корова даёт молоко, поэтому её все любят. Если корова не даёт молока, то её называют быком».
Школьные сочинения являют собой настоящие перлы, полны  детских выдумок и фантазий. Высказывания  напоминают и оговорки из цикла «нарочно не придумаешь».
 «Самым любимым временем года у него были каникулы…»
«Дело происходило в воскресный день – в понедельник».
 «Обезьяна вцепилась в дерево задними руками».
«Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала впереди».
«За кустом белело что-то синее».
 «Он сел на коня и сунул  ногу в ту штуку,  которая висит  сбоку».
 «Человек был очень высоким – не меньше двух кубических метров!»
«Володя бежал, весело перебирая двумя ногами».
 «И тогда Егорка забрался на дерево и стал снимать лыжи».
 «У него, как у всех кавалеристов, на сапогах были штопоры».
 «Уезжая, они  впопыхах забыли телёнка. Потом  вспомнили и стали вытаскивать телёнка из попыхов».
 «Зайцы тихо сидели под кустом, сложа руки».
«Он  лёг в постель и уснул изо всех сил».

В приведённых  текстах налицо  явные оговорки, но оговорка, как известно, говорит  о многом. Причём, если убрать из речи  явные несообразности, «неправильности» или заменить  их на «правильные» слова, то, увы,  шарм теряется, и уже не смешно. Например, если поправить: «Самым любимым временем года  у него было лето». «Он вскочил в седло и сунул  ногу в стремя». Или: «Он взял шпагу и бросился в бой» и т.д.
Читая  или слушая подобное, нельзя не улыбнуться. Между тем, психологи утверждают, что смех и всё то, что поднимает нам настроение, способствует выработке  гипофизом гормона счастья – эндорфина.
Говорят, что один  паяц делает для здоровья  людей больше, чем дюжина врачей. Вероятно, именно потому, что смех мобилизует  внутренние резервы, активизирует все защитные силы организма, который справляется с болезнью  самостоятельно, без  лекарств. Так что здесь достаточно оснований, чтобы сказать, что смех и есть лучшее лекарство.
Здесь налицо явный парадокс, когда две детали, два момента, два противоречия немыслимо соединены в одно целое.

ВМЕСТО  ВЫВОДОВ

Дорогие гости, не надоели ли вам хозяева?..
Шутка

У писателя  одно оружие – Слово. Говорят, что у Иосифа Шормана (прототипа Остапа Бендера) была мечта написать великую книгу о великом человеке, то есть  о самом себе. И рядом с этой мечтой всегда была другая мечта – разбогатеть. А  чтобы разбогатеть, нужна идея, которая должна стать курицей, несущей золотые яйца. Чего в этих словах больше – иронии, шутки или правды? А может быть, здесь всего понемногу?
Если верно утверждение, что в каждой шутке есть доля правды, то почему  не предположить, что будет  столь же верно и обратное утверждение, а именно: в каждой правде есть доля шутки.
Илья  Рутберг  рассказывал так: «Режиссер повёл меня  по длинным коридорам «Мосфильма», мы зашли в какой-то кабинет, и он, показывая присутствующим на меня,  сказал: «Вот он понравился Хрущёву, а вы кому нравитесь?».
Я пришёл домой, и мой длинный нос задрался и стал курносым от гордости.
Мне, самому молодому из знаменитых актёров, была положена высокая зарплата. Прошло время, Хрущёва сняли, и мою зарплату пересчитали в сторону уменьшения. Я написал заявление, в котором указывал, что достоин более высокого оклада.
Главный вызвал меня к себе в ставку и сказал: «Ты понимаешь, в какое время мы живём?! Раньше ничего нельзя было говорить, а теперь можно говорить всё! Ты должен жить и радоваться! Иди к чёртовой матери и радуйся. Я взял справку и пошёл радоваться».
Момент рождения смеха укрыт  от нас столь же надёжно, как тайна рождения мысли и слова.
Пусты слова того философа, которые никого не утешают, говорил Эпикур. Читай, не врачуют.
Знаменитое сочинение Эразма Роттердамского  «Похвала Глупости» учит  нас находить смешное в жизни, но разве это кому-нибудь повредило?
Человек без юмора умирает при жизни.
Сочинения Вольтера  пронизаны тонким изящным юмором, кажется, что если бы философ не смеялся таким  оригинальным образом, то просто бы умер  от тоски.
Когда  говорят, что всё понятно без слов, тогда очевидно, что для понимания достаточно интуиции и контекста. Молчание обретает статус высшей формы коммуникации в иерархии способов общения: знающий молчит, но его молчание красноречивее слов, ибо чревато возможными ответами на любой из вопросов.
Хорошо смеётся тот, кто не обижает смехом другого человека, а ржать умеют и лошади – но где же  проходит граница между тем и этим?..
Если  логика доказывает, писал Чарли Чаплин, что жизнь – пустая случайность, то пошлите к чёрту, но не жизнь, а логику.
Всякое исследование, отмечает  учёный  Игорь Бурцев проходит, по крайней мере, три этапа:
1) этого не может быть  при этом иногда иронично добавляют, потому что этого не может быть никогда;
2) в  этом что-то есть;
3) ну кто же этого не знает?!
Больше всего на свете человек хочет смеяться. Жить и радоваться. Причём, внешнее выражения смеха, это наименьший вид смеха, напротив, истинный, настоящий смех, смех глубокий, внутренний, хотя, внешне  он незаметен, неуловим.
Хорошо смеётся тот, кто смеётся сквозь слёзы.
Большое значение имеет юмор в разрешении конфликтов.
Бомарше писал, что нужно спешить рассмеяться, чтобы не пришлось заплакать. Исаак Бабель отмечал: «У всякого глупца хватает причин для уныния, и только мудрец разрывает смехом завесу бытия». А Бернард Шоу говорил: «Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от желания вас повесить».
Шутка, смех, указывают психологи,  ведут к сублимации конфликта. Юмор помогает навести «мосты» между оппонентами и группами.
Д. Смелзер в своём учебнике по социологии, касаясь ролевых конфликтов в семье, назвал любую шутку реальной возможностью «выпустить пар».
З. Фрейд в работе «Я и Оно» впервые рассматривал юмор как надёжное защитное средство.
В рамках межличностного взаимодействия юмору и шутке приписывается набор таких целительных качеств, что им мог бы позавидовать любой терапевт.
Смех разряжает напряжённость, вызывает  удовлетворение и способствует разрешению конфликта, правда, отмечают психологи, юмористические материалы не должны носить «националистический» характер, не должны иметь основой враждебность и агрессию.
Любой человек, контактируя с другими, стремится сохранить свой образ, престиж. Потребность в признании другими стимулируется активностью поведения.
Исследователи считают, что смех не только целесообразен, но и просто крайне необходим в вопросах видового выживания .
Известный  мастер шуток и пародий Сева Новгородцев признавался: «Я поймал себя на мысли, что я в студии настоящий, а в жизни просто притворяюсь. И, когда думаю о смерти, у меня слёзы на  глаза наворачиваются – мне не себя,  мне Севу Новгородцева  жалко».
Человека можно определить как того, кто умеет смеяться. Может быть, действительно, труд сделал из обезьяны  человека за миллионы лет эволюции, но  в  природе  человека заложено стремление смеяться, как заложено стремление к удовольствию, ведь смеющийся, по сути, счастливый человек. Смех всегда парадоксален, всегда таит в себе невероятную тайну, никто не может сказать, почему человек смеётся, еще важнее то, что вызывает у него смех. Психологи уверены, что в смехе раскрывается суть человеческой натуры.
Природа наделила нас удивительным даром – во всеуслышание заявлять миру  о том, что нам хорошо жить на свете.
Список цитируемой литературы
  Таранов П. С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями.  М., 2004. с. 498.
  См.: Вопросы философии. 2010, № 3, с. 154.
  Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. т. 2. М., 1986. с. 187.
  Там же, с. 297.
   Ницше Ф. Так говорил Заратустра.  Алма-Ата, 1991. с. 262.

  Цит. по: Гоголь Н. В. Пьесы / Примеч. Ю. В. Манна; ил. С. А. Алимова.    М., 1983.  с. 90-91.
  Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. т. 2. М., 1986. с. 248.
  Только на фронте. Слова В. Лебедева-Кумача. Музыка А. Лепина.
  Пушкин А.С. Пир во время  чумы //  Сочинения. В 3-х т. т. 2. М., 1986. с. 483.
  Конфликтология / В.И. Курбатов. Ростов-на-Дону, 2007. с. 300-301.


Из книги «Любовь и счастье – экзистенциалы человеческого бытия». 2.5.
 


Рецензии