Пророки говорят... 4

                АЛЕКСАНДР КАТЕРОВ

                (продолжение)
                ПРОРОКИ ГОВОРЯТ…
             
                КНИГА
                ПРОРОКА ИЕРЕМИИ

«И сказал Господь: отступница, дочь Израилева… возвратись… Я не изолью на вас гнева Моего… Возвратитесь, дети-отступники… потому что Я сочетался с вами… и дам вам пастырей по сердцу Моему». Вот до какого признания доходил Бог. Сочетаться – значит соединяться, стать одним целым. Вот до какой близости близок с евреями Он!

                *       *       *

И пророки, и апостолы в своих предсказаниях все-таки повторяются. Повторюсь и я. Не могу отказать себе в том, чтобы лишний раз засвидетельствовать что-то важное, например: «И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будет говорить более: «ковчег завета Господня»… его уже не будет. В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалиме и не будут более поступать по упорству злого сердца своего». Никто сегодня не станет оспаривать предсказание пророка, что оно сбылось, что устами его, значит, говорил Сам Бог Израилев, теперь наш.

                *       *       *

«Походите по улицам Иерусалима… поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истину?». Ведь вот как тоскует Его душа о праведнике. В самом деле, без благочестия, без правды и смысла в жизни нет. Иначе мы друг другу опротивели бы все.
                *       *       *

Не могут не радовать слова Бога: «если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать крови на месте сем… то Я оставлю вас жить…». Значит, Он печется не только о Своем народе Израиля. Он требует справедливого отношения с Его стороны к иноплеменникам. Больше того, Он потом пошлет га землю Спасителя мира, всего человечества, и это доказывает, что Он един для всех на земле, на то и Бог!

                *       *       *

«Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы… вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи… И потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сем, на котором наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости». Это яснее ясного говорит о том, что все наше лицемерие, вообще «все мысли и дела Он знает наперед». И нам бы всегда следовало помнить о том, а мы делаем благочестивый вид, пока находимся перед алтарем, п по выходе из храма снова окунаемся в свои грешные мысли, в мир житейских, греховных интересов, делая как бы одолжение Богу, Ему помолясь – вот что страшно. Так привыкаем верить не по любви, а как бы по долгу.

                *       *       *

«С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих – пророков». Действительно, откуда было бы взяться им, а также ясновидцам, гениям?! Из ничего не вырастает ничего.

                *       *       *

«Я спасу тебя из далекой страны и племя твое из земли пленения их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его, Ибо Я с тобою, говорил Господь, чтобы спасать тебя: Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не истреблю; Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя». И так все время у Бога; то Он истребляет избранный народ, то милует его. На будущее устами пророка предупреждает: «ненаказанным не оставлю». И об этом следовало бы помнить всегда, постоянно.

                *       *        *

«Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они Моим народом». А получилось – Богом племенам всей земли, во всяком случаи, России, во многом потому, что с русскими евреи породнились духовно и физически. Не потому ли и по отношению к русским с принятием у нас христианства Бог проявляет поистине Отеческое внимание; и гневается, и наказывает, но не дает погибнуть.


                КНИГА
                ПРОРОКА ИЕЗЕКИИЛЯ
 
«беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его». Не означает ли это, что Бог отнимает то, что дал, то есть душу?
«и низошла на меня… рука Господа Бога. И увидел я; и вот подобие мужа, как бы огненное, и от чресл Его и ниже – огонь, и от чресл Его и выше – как бы сияние, как бы свет пламени. И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня Дух между землей и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим». Что тут усматриваю я?.. Пророчество, по всей вероятности, возможно благодаря тому, что Бог истончает Его тело до видения, которое становится способом пребывать вне времени, быстро, несравненно с земным временем, преодолевать пространства. И сколько подобным образом небесные силы являли и являют себя на земле!.. Ан нет, сомнения остаются. Почему? По нашей духовной незрелости, по крайней нашей приземленности.

                *       *       *

«земля сия полна крови, и город исполнен неправды». Когда читаю об этом в Библии, невольно приходит на память ситуация, какую мы переживаем в России сегодня. Сдается, участь наша также предрешена.

                *       *       *

Оказывается, слава Господня не есть только наше славословие Ему, она может представлять собой и нечто физическое или что можно видеть: «И у каждого животного четыре лица; первое лицо – лицо херувимово, второе лицо – лицо человеческое, третье лицо львиное и четвертое лицо орлиное… И когда шли херувимы, тогда шли и колеса; и когда херувимы поднимали крылья свои, чтобы подняться от земли, и колеса не отделялись, но были при них…  ибо в них был дух животных»… Надо полагать, слава Господня – та же благодать, какой Он одаривает кого-то избранного. Им, какой-то народ. Вот это хорошо бы сознавать в государственном масштабе, с благоговением относиться к Его покровительству. А мы, люди, едва ли не во все времена все-таки больше уповали на себя, живя сиюминутными интересами, людскими. Божьи интересы чаще всего оказывались на втором плане. И не смогли мы, люди, сделать должных выводов ни из жизни Израиля, ни из собственных горьких опытов.

               
                КНИГА
                ПРОРОКА ДАНИИЛА

Самыми впечатляющими представляются пророчества Даниила, особенно – о Сыне человеческом, ибо вочеловечится. (По всей вероятности, со слов пророка Даниила и пошло это выражение в Библии, в религиозной литературе). Нелегко рождение Его происходило и на небесах, но вот «С облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями (Старец – эпитет Бога у пророка Даниила) и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки и служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится». Во-первых, как сильно сказано, мурашки бегут по спине, во-вторых, вещими ведь оказались слова, в-третьих, не представляю, чтобы кто-то, особенно из верующих христиан усомнился в исполнении пророчества, зная и помня о великом земном пути Христа. Иначе вся жизнь человеческая представляется слишком уж пустой, бессмысленной, чего просто не может быть, то есть, чтобы мы пришли в мир не для чего. Для чего же? И об этом так же сильно говорит пророк Даниил: «Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего», хотя дается это все непросто. Прежде Он соберет небесное воинство, а человечество пройдет страшное испытание во время правления антихриста, в пророчестве Даниила – это четвертый зверь: «он пожирает, сокрушает… и вот три из прежних рогов с корнем исторгнуты… В этом роге были глаза… и уста, говорящие высокомерно… И против Всевышнего будут произносить слова и угнетать святых… даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени… Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца».
Далее прямо говорится о том, что «предан будет смерти Христос Владыки, и не будет», считай: воскреснет, тем более о будущем вечном царстве уже сказано. За всем этим так ощутимо чувствуется Божья воля, Его рука, и вот как зримо-впечатляюще она является пророку Даниилу: «муж Гавриил, которого я видел прежде в ведении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня…». Каким образом? – «по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста говорить…». Как тут не вспомнить великого Пушкина:
И Он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
Вложил десницею кровавой.
Не будем забывать, что у Бога в крови – душа.
И Он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
(можно перевести как искру Божью, как мы часто говорим)
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
(пока снизошла, как на пророка, на апостолов, благодать Святого Духа)
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей…».

А вот как говорит Бог устами пророка Даниила: «И наступит время тяжкое, какого не было с тех пор, как существуют люди… «Что же после этого будет?», - спросил он «мужа в льняной одежде?» - тот, поклонившись Живущим вовеки, ответил: «Многие очистятся, убеляться и переплавлены будут в искушении (вот ведь какое значение придается всяческим соблазнам); нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеют сего… А ты (Даниил) иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней», то есть, воскреснет пророк и все будет по Слову Божию, по Священному Писанию. Как это все многозначительно, и сколько вызывает ассоциаций с нашим временем, с Россией, например: «Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь, наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народов и святых. И при уме его и коварстве будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки восстанет, но будет сокрушен – не рукою». Разве и мы через это не прошли? Прошли. До конца ли? Похоже, Голгофа продолжается.



                КНИГА
                ПРОРОКА ОСИИ

«Когда Израиль был юн, Я любил его… Я Сам приучал Ефрема ходить, носить его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их». Действительно, добра люди не помнят, забывают, что каждый шаг невозможен без того, чтобы прежде его не сделал наш пожизненный спутник – добрый ангел. Светит солнце, и хорошо, так и должно быть. Глаза видят красоту мира – замечательно. Такая способность нам дана как бы сама собой. И когда мы растем здоровыми, не горбатыми, не безобразными обезьянами, тоже все воспринимается без благодарности Творцу. А ведь Он пестовал нас как любящий вас всей душой Отец, и только когда нас постигает увечье, тяжелая болезнь, мы вспоминаем, Кому мы всем обязаны с рождения до смерти своей. Но и тогда, по выздоровлении, не делаем выводов, чтобы всегда придерживаться, например, наставления святого Старца, преподобного Антония Великого: «Где бы ты ни был, имей Бога перед очами твоими; делай только то, на что имеешь свидетельство Писания».
                *       *       *

«Народ Мой закоснел в отпалении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно. Как поступлю с тобою Ефрем?.. Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я – Бог, а не человек». Словами пророка Он напоминает нам, однако, с таким трогательным чувством, что мы целиком во власти Его. И были у него причины и основания в гневе проявить Свою власть. Человек в ярости, особенно облеченный ею, чаще всего поддается эмоциям, но Он-то – Создатель наш. Разумно ли, достойно ли Его величаю уничтожать, что создал, может быть, с великим трудом? Если только совсем без веры в свою идею…


                КНИГА
                ПРОРОКА ИОИЛЯ

«излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны наши и дочери». Вот еще указание на то, что пророчества и другие способности воздаются Богом через Его посредника – Святого Духа, пронизывающего нас, то есть нашу душу, нашу кровь.

                *       *       *

«Всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь». Под остальными мы, русские, вправе считать и себя, считать, что Он и нас призвал через посланцев-христиан Византии. Не думаю, чтобы кто-то почитал и любил Его больше, чем русские, даже сейчас, пройдя круги ада воинствующего атеизма.


                КНИГА
                ПРОРОКА МИХЕЯ

К моему стыду, Библию я читаю впервые, поэтому многое воспринимаю как собственное открытие, волнуясь до слез умиления. Пророчество Михея о явлении мессии не первое. Христа уже ждали, в том числе я, и вот… читаю: «И ты Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить». Мало того, что названо точно место рождения будущей мессии, но и Божественное происхождение Его – вневременное, и через кого вочеловечится Он. И далее предсказано то, что впоследствии сбылись, самое главное: «И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего… И будет Он – мир». Поразительно точно, емко, передана и суть Его мессианства.



                КНИГА
                ПРОРОКА ЗАХАРИЯ

И еще очень важное пророчество – о том, что «Он произрастет из своего корня и создаст храм Господень… и будет владычествовать на престоле Своем». Да, не случайно явится Тот, Который был призван спасти мир. Судя по родословной Иисуса Христа в Новом Завете, Бог делал довольно тщательный отбор, чтобы мог родиться Тот, Кто не поддастся искушениям дьявола, Кто проживет Свою жизнь, на земле без греха. И вот создан могущественнейший храм для всех народов, тоже с великими трудностями, с великими испытаниями, без чего не было бы и такой великой веры.

                *       *       *

«се Царь… грядет… праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице… Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли». Как будто списано все с земного Христа: как Он спасал души, исцелял, каким был кротким по характеру, и что сидеть предпочитал не на троне – на осле. Тем не менее, как мы теперь знаем, с благовествованием Своим о вечной жизни, с заповедями любить ближнего, как самого себя Он захватил весь мир. Все в нашей земной жизни обрело смысл.
«и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единственном сыне». И это предсказание о распятии, увы сбылось, пронзая и поныне в сердце каждого уверовавшего в Него.


                Н О В Ы Й   З А В Е Т
                ЕВАНГЕЛИЯ
                ОТ МАТФЕЯ

И вот то, что предсказывали пророки наконец, свершилось, и стало это главным событием на земле, что сами израильтяне поняли: некоторые после казни и воскрешения Иисуса Христа, некоторые гораздо позже, а иные (иудаисты) до сих пор не признают Его за Бога. Вот ведь и правда какой народ «жестоковыйный»! Никакие знамения и чудеса, какие раньше не совершал никто, ни один пророк, не убедили их в том, что в Иисусе Христе вочеловечился Сын Божий. Думается, что так возгордиться могли люди, несколько своеобразно осознавшие свою богоизбранность.
Нелишне заметить и о том, что первыми поклониться младенцу Христу пришли пастухи и волхвы-язычники, на что указывает, например, богослов Б. И. Гладков: «Богу угодно было призвать» их, потому что пастухи менее всего были заражены фарисейским лжеучением евреев, и волхвы-ученые язычники, наиболее способные уверовать в Христа, Сына Божия. Значит, мы в прошлом язычники, у Бога не какой-то второстепенный материал. Да и Сам Иисус Христос явился Богом не для одних евреев (каким бы маленьким божком оказался Он тогда1), а – Спасителем для многих народов и племен.

                *       *       *

«да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Как все оказалось, считайте, со всем народом на земле. С этого времени мы, в России во всяком случае, стали с благоговеным страхом говорить, что все мы ходим под Богом, с тем значением, что у нас появилась надежная защита для каждого человека на всю жизнь и на все времена – для страны.


Рецензии