Рюриковичи или Игоревичи?
На самом деле, данное утверждение зиждется на довольно сомнительном, с точки зрения исторических фактов, сообщении древнерусского летописца о призвании трёх братьев варягов, Рюрика, Синеуса и Трувора, представителями восточно - славянских и финно-угорских племён.
По моему мнению, если оставаться на твёрдой почве исторических фактов, то необходимо признать, что подчинение Киева князьями северо-западной Руси произошло на полстолетия позднее, и не при князе Олеге, которого древнерусский летописец называет родичем Рюрика, а при князе Игоре, которого, также, вряд ли стоит считать сыном этого легендарного предводителя варягов - руси.
В библиотеке Кембриджского университета хранится один немаловажный документ, который позволяет пролить свет на некоторые тёмные страницы древнерусской истории. Это рукопись на древнееврейском языке, представляющая собой фрагмент письма анонимного еврея, подданного хазарского царя Иосифа, к своему адресату, секретарю Хасдаю ибн Шапруту, секретарю Кордовского халифа Абд-ар-Рахмана III.
В 1912 г. указанное письмо было обнаружено учёным С. Шехтером среди прочих рукописей, хранившихся в каирской синагогальной библиотеке. Находка сразу же вызвала живой интерес со стороны научной общественности.
В 1913 г. письмо анонимного еврея было переведено на русский язык П. К. Коковцовым.
В своём письме еврейский аноним, в частности, сообщает о том, что византийский император Роман I Лакапин ( годы правления: 17 декабря 920 – 16 декабря 944) послал большие дары Хельгу (Олегу), царю Руси, подстрекая его напасть на хазар.
Следует внести одно немаловажное уточнение. Вопреки мнению сторонников теории норманизма, имя «Хельгу» не обязательно свидетельствует о скандинавском происхождении «царя Руси», о котором упоминает анонимный автор письма. Покойный русский историк А.Г. Кузьмин считал, что оно происходит от иранского имени «Халег», «Улуг». Это говорит о том, что правившая в Киеве династия, скорее всего, имела тюрко-иранские корни. Неспроста, многие современные антропологи считают, что поляне, обитавшие в Киеве, являлись славянизированными потомками скифов, которые, в свою очередь, принадлежали к числу иранских народов.
Под покровом ночи, говорится в тексте письма, Хельгу пришёл к Тмутаракани – городу, расположенному на Таманском полуострове и принадлежавшему в то время хазарам. Хельгу взял Тмутаракань «воровским способом», воспользовавшись отсутствием хазарского военачальника, способного организовать оборону города.
Однако, Хельгу недолго наслаждался своей победой. О случившемся узнал хазарский полководец, «досточтимый Песах». Сперва он жестоко отомстил византийцам, которых считал подстрекателями данного похода, разграбив и опустошив их владения в Крыму, а потом обратил своей меч против русов. Хельгу должен был подчиниться Песаху, который велел ему воевать против Византии. На протяжении четырёх месяцев русы воевали на море с византийцами. Война была крайне неудачной для русов. Они потерпели поражение. Вместо того, чтобы вернуться на Русь, Хельгу отправился в Персию, где и сложил свою голову вместе со своими воинами.
Сведения еврейского анонима о походе русов в Персию находят подтверждение в персидских источниках.
Об этом походе рассказывает персидский историк Ибн Мискавейх (ум. В 1030 г.): в 332 году хиджры (943–944 гг.) армия народа, названного русскими, вторглась в Азербайджан, где они атаковали и захватили богатый торговый город Бердаа. Позднее руссам пришлось выдержать жестокую осаду со стороны мусульман. Русы попытались с боем прорваться из осаждённого города, но были перебиты своими врагами. В этом бою, вероятно, погиб предводитель русов Хельгу.
Еще одно сообщение об этих событиях оставил Лиутпранд, епископ из Кремоны, который побывал в Константинополе дважды с дипломатической миссией (в 949 и 968 гг.). Лиутпранд называет имя «короля русов» — Игоря. В 944 г. Игорь, после неудачной войны с византийцами на море, заключил с ними мирный договор.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что в период с 939 г. по 945 гг. в Киеве произошла смена власти. Вместо Хельгу (Олега), погибшего в походе, на киевский престол вступил князь Игорь.
Имя князя Игоря указывает на его неславянское происхождение. Возможно, он был выходцем из финно-угорских племён, обитавших на северо-западе Руси. Тот же Кузьмин полагал, что этимология имени Игорь объясняется уральским «инг» – муж, герой. Связано это имя могло быть либо с Ингрией (Ижорой) либо с Ингарией – областью в Роталии (совр. Эстония).
Но тогда рушится вся общепринятая концепция возникновения Древнерусской государственности, основанная на определённой последовательности занятия киевского престола первыми рюриковичами. Согласно нашему летописцу, сперва киевский престол занимал «родич Рюрика» Олег, а потом «сын Рюрика» Игорь. Однако, опираясь на другие источники, мы видим, что Олег или Игорь никакого отношения к Рюрику не имели. Это были самостоятельные правители, принадлежавшие к разным княжеским родам. Если учесть, что именно потомкам князя Игоря суждено было обосноваться на киевском престоле на несколько столетий, то и правившую в Киеве династию надлежит всё же называть не Рюриковичами, а Игоревичами.
Свидетельство о публикации №223053001318