Спасение от Иудеев
Сказал Бааль Сулам, что «сначала будет исправление мира, а потом будет полное избавление, что означает приход Машиаха, как сказано: «и очи твои будут видеть Учителя твоего»[2], «ибо полна будет земля знанием Господа (;;;;;;;)»[3]. И он же писал, что сначала исправится внутренняя часть миров, а потом внешняя часть миров. Однако до;лжно знать, что внешняя часть миров, – когда они будут исправлены, – это ступень бо;льшая, чем исправление внутренней части.
Корень Исраэля [исходит] из внутренней части миров, и это называется: «ибо вы малочисленнее всех народов»[4]. Но благодаря тому, что они исправляют внутреннюю часть, будет исправлена также и внешняя часть, только маленькими частями. И всякий раз от исправлений внутренней части [внешняя часть] будет исправляться (пока монетка к монетке не соберется в [большой] счет), пока не исправится вся внешняя часть». <…> Поэтому, когда исправятся отдельные элементы всего Исраэля в целом, автоматически исправится весь мир в целом. Получается, что в той мере, в которой мы [Исраэль] исправляем себя, в той же мере будут исправлены и народы мира. И в этом смысл сказанного нашими мудрецами: «удостоился – склонил себя и весь мир на чашу заслуг»[5]. И не сказали они: «склоняет весь Исраэль в целом», но сказали: «и весь мир на чашу заслуг», то есть, как сказано выше, внутренняя часть исправит внешнюю»[6].
Распространение света от свойств «Исраэль», именуемого в Новом Завете «Иудеи», в свойства «народы мира» происходит посредством парцуфа, именуемого «десять потерянных колен», о коих сказал рабби Акива: «десять колен в будущем не вернутся, как написано: «и бросил Он их в землю другую, как этот день»[7] – как день уходит и не возвращается, так они ушли и не вернутся». Однако сказал рабби Элиэзер: «как этот день» – как в дне тьма сменяется светом, так и десять колен: покрыты мраком, но в будущем будут освещены». И ещё сказал рабби Акива, что нет у десяти колен доли в будущем мире. И возразил ему рабби Шимон, сказав, что так это – если только останутся они на том же низком духовном уровне, как в момент изгнания. Если же исправят свои деяния, будет у них доля в будущем мире[8].
Исправление же свойств («деяний») народов мира, то есть их исправление путём покрытия желания получать намерением на отдачу, происходит, как сказано Бааль Суламом, «маленькими частями», то есть согласно общему правилу: от лёгких (чистых, прозрачных) к тяжёлым (замутнённым, плотным).
Намёк на первый этап этого исправления содержится в Иерусалимском Талмуде, где сказано, что десять потерянных колен пребывают за рекой Самбатион, через которую невозможно переправиться в будние дни из-за бурного течения и камне, которые она выбрасывает. В субботу река успокаивается, но переправиться через неё нельзя, не нарушив субботы[9]. И «переправу» через эту «реку» наводит Иисус:
«В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу»[10], поскольку срывание и растирание колосьев для отделения зерен от шелухи приравнивалось к молотьбе зёрен, которая была одною из 39 рядовых работ, запрещенных в субботу[11]. У Матфея же прямым текстом сказано, что настало «то время», «ибо Сын Человеческий есть господин и субботы»[12], а Марк предваряет это речение Иисуса ещё более общим тезисом: «суббота для человека, а не человек для субботы»[13]. О том же говорят и исцеления, которые совершал Иисус в субботу. Таким образом, «переправа через Самбатион» является действием, предваряющим «выход за поток Кедрон»[14].
Однако между «Исраэлем» и «десятью потерянными коленами» есть ещё промежуточный парцуф, через который осуществляется связь между ними, и этот парцуф – Павел (;;;;;;,), урождённый Шауль (Савл), «Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова»[15]. В переводе с латинского языка (паулюс) означает «маленький», да и сам он называет себя «наименьшим из Апостолов»[16], но это не означает, что его имя/прозвище свидетельствует о малом состоянии парцуфа (катнут), поскольку Павел порождал новые духовные ступени (к примеру: «прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих»[17]), а маленький (катан) порождать не способен. Речь идёт о дополнительном уменьшении света высшим до той меры, в которой нижние могут его принять, и степень уменьшения зависит от свойств принимающих: «ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»[18].
О том же свидетельствует и указание на то, что Павел был из колена Биньямина (Вениамина), поскольку Биньямин – это Есод Нуквы[19].
Свидетельство о публикации №223053001359