Глава 289. Бетховен. Пятнадцатый квартет

Людвиг ван Бетховен
Струнный квартет №15 ля-минор
Государственный квартет имени А.П. Бородина
Рубен Агаронян (скрипка)
Андрей Абраменков (скрипка)
Игорь Найдин (альт)
Валентин Берлинский (виолончель)

sir Grey: Иногда кажется, что Бетховен не музыку сочиняет, а латает дыры. Какое-то у него здание, которое все норовит рухнуть, и он все его то там, то здесь подправит, подоткнет, подставит что-то. Что я имею в виду? Скажем, пишет он гамму, обыкновенные группы по четыре ноты, но почему-то всегда получаются лишние; так он напишет вместо четырех — пять в следующей группе. Но глядь — к концу опять не сошлось. Пришлось писать уже шесть нот, чтобы хоть как-то прийти к финишу. Я больше сужу по фортепьянным вещам, там мне проще увидеть что-то. В аккордах постоянно то лишняя нота, то пальцев не хватило или слишком далеко получилось, так он пропустит. Впечатление, что все время приспосабливается к обстоятельствам, все время спохватывается в последний момент. Выходит, что вся его мощь — кажущаяся, всё держится на ниточках, тронь — и рассыплется. Но ниточки эти — подобны тем, на которых держится наша Вселенная. Там вообще не видно, чем планеты друг к другу привязаны, а ведь работает, не рассыпается! Уже много лет работает и не ломается конструкция!

Моежт быть, Бетховен нарочно усыпляет слушателя какой-то белибердой, чтобы потом, когда он не ожидает, убить его уже наповал, чтобы он не встал больше? Может быть, в Седьмой симфонии в первой части — отвлекающий маневр, усыпил бдительность. Во второй — убил, что уж не встанет. А последние две — пляска на трупе. Но кто же тогда будет слушать эти две части???

Отсюда вывод: музыка Бетховена — это доказательство живучести человека.


Рецензии