О воплощении личностью жизни своего духа и разума

Исследовательский научно-популярный проект интеграции знаний науки и искусства и универсальной методологии, К. Мира

Заметки философии воплощения жизни человеческого духа и разума


Заметка
О воплощении личностью жизни своего духа и разума


        «Вокруг трагедии человеческого духа
        кишит земная жизнь с ее бедствиями» [1]
        (К.С. Станиславский о постановке пьесы Кнута Гамсуна «Драма жизни»)


Эта заметка - продолжение исследований и разработки философии воплощения жизни человеческого духа и разума.

Данная философия – это не только философия жизни человеческого разума и духа и их действия в целом, но и личностное воплощение людьми их жизни и их опыт.

Каким образом осуществляется воплощение самой жизни духа и разума личности – так же многообразное понятие, поскольку это и деятельность, и идея. У К.Станиславского это жизнь в искусстве и сама теория воплощения, ставшая практикой – и в одной жизни духа и разума совершилось многократное их воплощение. У мыслителей и деятелей науки также воплощение духа и разума устремляется к воплощению в идее, информации, которые обретают уже жизнь своего духа.

Жизнь разума и духа – «действовать оправданно изнутри». И в «Этике» [2] есть соответствующие этюды на оправдание того или иного движения. Смысл, который необходимо понимать, ощущать, создавать, чувствовать – это все есть в упражнениях и этюдах К.С. Станиславского.

Из «Этики» К.С. Станиславского можно проследить, каким образом эту самую линию жизни сделать непрерывной и длить ее с помощью методов для развития духа, разума и тела – энергии, информации и материи – тех самых первокатегорий в их философском и физическом понимании устройства мира. Из упражнений и этюдов в «Этике» можно почерпнуть несколько направлений развития, которые необходимо применять в комплексе для полноты совершенствования – в устремлении к совершенству.

Фундаментально феноменология и философия духа разработана Г.В.Ф. Гегелем, но необходима философия воплощения этого духа и разума, их действия в жизни. И сама жизнь философа и мыслителя и воплощение его духа и разума как раз претворились в трудах, посвященных феноменологии и философии духа, это его интеллектуальное воплощение. Но нас интересует также все линии этого общего направления жизни, которые привели Г.В.Ф. Гегеля к такому воплощению жизни его духа и ума. Из биографических исследований [3] мы можем узнать об этом. Например, о своем учителе и наставнике, как об одном из лучших примеров, Вильгельм Гегель в своем дневнике оставил запись: «честнейший и беспристрастнейший человек… главной задачей его было принести пользу своим ученикам, себе и миру (имеются ввиду знания и учение)». И он сам стал учительствовать в Швейцарии, где на него оказала влияние философия, после чего он переехал во Франкфурт и приступил к наброскам к своему учению, начиная с религии и философии и движению к идее абсолютного духа, занимаясь литературной и академической деятельностью, написанием философских сочинений и ведением лекций.

У Льва Николаевича Толстого [4] в его переписках есть рассуждения о материальной форме и пределе духа. И писатель мыслит жизнь как преодоление ограничений материи, и для духа она безгранична. И писатель также рассуждает о периодах падения духа, боязни смерти, но так как его вера в жизнь духа сильна, то он советует в такие моменты человеку относиться как к заболевшему и врачевать себя от таких мыслей.

Из истории мы можем узнать о воплощении жизни духа и разума как отдельной личности, так и общества. В курсе лекций профессор В.О. Ключевский [5] на разных этапах развития русской истории отмечает именно явление жизни общества, которое отличается в контексте культурного развития и перехода этих границ семисферы. Так, например, в период влияния норм Русской Правды как правового источника, историк отмечает выражение в этом своде законов «господствовавших житейских интересов, основных мотивов жизни» старого общества. Здесь можно привести мысли Г. Гегеля о том, что «дух, поскольку он является непосредственной истиной», должен составлять нравственную жизнь общества.

Обращаясь к воплощению духа и разума личности в истории, следует рассмотреть различные примеры, но главное, что в любой сфере происходит взаимодействие личностного духа и разума с этой областью действительности, в которой жизнь воплощается, от искусств и наук до целого хода истории, во временной ленте которого оказалась эта человеческая жизнь. Например, из книги о жизни императора Александра I [6] , опубликованной на следующий год после его смерти, мы узнаем, что воплощение жизни его духа и разума происходило через государственные деяния, что звучит и в названии книги. В издании можно найти рассуждения автора о духе государственных правителей и покорения необходимости, и приводится в пример цитата Г. Николаева о том, что «великая душа сей крайности не знает», и это весьма похоже на свободу духа Николая Бердяева.

Книга жизнеописания или своя «книга жизни» помогает восстановить историю воплощения разума и духа в действиях, идеях и мыслях и их ходе, переходящих в действие или сохраняющихся для их развития, а философия воплощения жизни человеческого духа и разума должна помочь этому совершенному воплощению жизни свершиться...

2023, Ксения Мира, отрывок из исследования

Литература

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Издание третье. ACADEMIA, 1936. – 669 с.: ил.
Станиславский, Константин Сергеевич. Процесс творческого воплощения. Этика / Константин Станиславский. – Москва: Эксмо, 2018. – 384 с.
Куно Фишер. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. Полутом первый. Перевод с немецкого издания пр., доц Н.О. Лосского. С.-Петербург: Издание Д.Е. Жуковского, 1902. – 760 с.
Сочинения графа Л.Н. Толстого. XVI. Воскресение, роман. Ч. 1, 2 и 3. Москва, Издание книгопродавца М.В. Клюкина, Моховая, д. Бенкендорфъ, 1900.
Древняя Русская история. Курс лекций профессора В.О. Ключевского, читанный в 1884-1885 академическом году в Императорском Московском Университете. Издатель Веселовский. С. 119.
Жизнь, знаменитые деяния и достопамятнейшие изречения императора Александра I. Москва: Типография П. Кузноцова, 1826. – 116 с.


Рецензии