Люблю тебя, Краков...

В Кракове я был до сих пор, кажется, пять раз...
В 2000, 2002, 2006 или 2007, 2009 и 2019-м (проездом)...
Конечно, этот город нравится, причем  не только мне. Но я в нем бываю спорадически, поэтому меня с ним связывает не столь долгая история как с Варшавой и с подваршавским Пултуском.
В своем очерке, датированном 2002 годом, я упоминаю Марию Рыдлову, которая скончалась, в возрасте 97 лет, совсем недавно, в декабре 2021 года...
Совсем недавно я прочитал в интернете, что Мария Рыдлова отличалась довольно-таки резким характером, и могла без обиняков указать гостям на дверь. Однако в своем очерке я не соврал: действительно, она встретила меня приветливо и даже сфотографировала автора этого очерка на фоне упомянутой избы в Броновицах - самой литературной избы в Польше!

Привожу очерк из "Литературной страницы - 148" - приложения к газете "Калининградский университет", № 24(786) от 27 ноября 2002 года.

"Культурную столицу сегодняшней Речи Посполитой, город Нобелевских лауреатов Шимборской и Милоша, город молодости Иоанна Павла II посчастливилось посетить дважды. Это истинный дар судьбы, поскольку быть здесь - значит приобщиться к древней истории в изящной архитектуре и богатейшей литературной традиции. Именно в Кракове - как, пожалуй, нигде, - органичен переход от прошлого к настоящему. К счастью, город избежал участи Варшавы 1944-го: молниеносной операцией войска маршала Конева спасли от гибели Краков и его многочисленные исторические ценности.
Знаменитый Вавель располагается на взгорье южной части Старого Города. Русский турист подметит не одно сходство с московским Кремлем: и польский "царь-колокол" Зыгмунт, и королевский замок с собственными аналогами "грановитой" и "оружейной" палат. В подземелье вавельского кафедрального собора находятся королевские надгробия, символические гробницы исторических деятелей. Это своего рода "мемориальная" история Польши: Ян Собеский, Тадеуш Костюшко, Владислав Сикорский... Отдельно - склеп Адама Мицкевича и Юлиуша Словацкого, поэтов-пророков, прах которых был перенесен из Парижа соответственно в 1898 и 1929 годах. Польское почитание поэтов будит отклик в славянских душах: и мы точно так же находим в русском литературном наследии ориентир национальной духовности.
Выдающийся краковянин Станислав Выспяньский (1869-1907) укреплял польские сердца в условиях несвободы. Его творчество определило маршрут моего второго краковского путешествия в мае этого года. Поэт, драматург, художник, режиссер, театральный декоратор, мастер прикладного искусства - Выспяньский "сросся" с городом, ставши для поляков одним из его символов. Детство провел "у стоп Вавеля", что подтверждает мемориальная доска дома-мастерской его отца. Выспяньский исповедуется спустя годы: "Люблю тебя Краков, ведь не от камней бед я изведал, а от живых людей". Именно поэтому драматург-художник многократно "оживлял" краковский "акрополь", приобщая историю к современности.
Краков Выспяньского открывается его работами в соборе францисканцев, витражами святого Франциска, Саломеи, Иоланты, Кинги и - знаменитым витражом Бога-Отца. Также в городском центре, на ул. Канонича, расположен музей Выспяньского. Комплект мебели в народном стиле "салоник Желеньских", сценография драмы "Болеслав Смелый", макет-план неосуществленной реконструкции Вавеля - вот лишь несколько примеров этой многогранной деятельности. В одном из залов воспроизводится обстановка "сапфировой" мастерской, с которой были связаны последние плодотворные годы жизни Выспяньского.
Главный пункт экскурсии - Малые Броновицы, окраина города. Уголок, некогда малозаметный, стал в конце позапрошлого столетия целью паломничества художников, охваченных идеей "хождения в народ". Влодимеж Тетмайер, один из них, обосновавшись в Броновицах и женившись, построил избу в полушляхетском и полукрестьянском стиле, по образцу архитектуры в родных Татрах. Здесь после обручения в Мариацком костеле Кракова поэта-шляхтича Люциана Рыделя и крестьянки Ядвиги Миколайчик состоялось "торжество с большим размахом", оставившее долгий след в литературе.
Сегодня это музей Рыдлювка, рассказывающий об истории создания самобытнейшей драмы Выспяньского "Свадьба". Ее автор был в числе гостей и с интуицией, присущей гению, заметил в небольшом вечное. Герои "Свадьбы" становятся неожиданно для себя свидетелями национальной мистерии, в коллективном и индивидуальном подсознательном "воскресают" королевский шут Станьчик, рыцарь из Грюнвальда, вождь кровавого крестьянского восстания Якуб Шеля, украинский лирник Вернихора и др. Видения из прошлого заставляют критически переосмыслить судьбу целого поколения...
Я познакомился с госпожой Марией Рыдель, исследователем литературы и гостеприимной хозяйкой, как бы олицетворяющей традицию этого замечательного дома. Осмотрел интерьер "избы весельной", устроенной в точном соответствии с драматургическими ремарками: образы Богоматери Ченстоховской и Остробрамской (последний - работы Выспяньского), копии полотен "Вернихора" и "Рацлавице" Яна Матейко, наставника Выспяньского. На месте даже сундук, в котором по сюжету была спрятана золотая подкова. В "танцевальном" зале на балке традиционная для броновицких хат надпись: "Господи, благослови нас и наше жилище. Сохрани от огня, святой Флориан. Лето Господне 1894. Дня 5.II.M".
Ноябрь для Малых Броновиц замечателен сразу двумя датами. 20-го, в день уже давней свадьбы, ежегодно совершается насадка на куст розы защитного соломенного покрытия - обряд, символичность которого установил сам автор драмы. 28 ноября этого года отмечается 95 лет со дня смерти Выспяньского. Его имя прочно сохранилось в культуре Польши и, может быть, оно когда-либо станет известно и за рубежом.
Откройте для себя Краков и полюбите его. Убедитесь, вслед за Юлиушем Словацким, что у Польши, при всех противоречиях, воистину ангельская душа".

2002


Рецензии