Глава 517. Бетховен. Десятый квартет

Людвиг ван Бетховен
Струнный квартет №10 ми-бемоль мажор
Государственный квартет имени А.П. Бородина
Валентин Берлинский (виолончель)
Рубен Агаронян (скрипка)
Игорь Найдин (альт)
Андрей Абраменков (скрипка)

sir Grey: Одним нравится ранний Бетховен, другим — поздний....

А по мне на черной земле всех краше — Средний Бетховен!

Тут хвалят разные исполнения. Мне, честно говоря, почти все нравятся, но это я бы отметил особенно (и в других квартетах тоже). Интересно было бы услышать мнения на этот счет. Надежды немного, конечно...

Romy_Van_Geyten: Такач-квартет и Будапештский квартет в равных долях.

sir Grey: Причем Будапештский — более ранняя запись получше будет, да?

Честно говоря, я бы поставил это исполнение на второе место. Может быть, тут не слышна каждая нота, каждое движение смычка, но есть какое-то живое дыхание. Если сравнивать это с ткачами, то я бы сказал, что это живое любительское исполнение против филигранного профессионального, но уж слишком отчаянно отточенно хорошего.

И еще — не могу, конечно, объяснить откуда — но есть ощущение целого: все части складываются в одно произведение.

Мне кажется, было у нас, русских, что-то особенное в то время. Делали мы ракеты и перекрывали Енисей, хотя и холодно купаться.

В начале финала первой части (где появляются шестнадцатые в первой скрипке, идущие уже почти до конца) я не слышу, что пиццикато внизу играются разными инструментами (и мне кажется, это услышать невозможно и по замыслу — не должно). Для меня — большая разница, когда я вижу, как исполняется это место, и когда только слышу. Этот эффект перехватывания мелодии напоминает мне аналогичный в вольном ямбе Грибоедова:

3-я княжна:
Какой эшарп cousin мне подарил!
4-я княжна:
Ах! да, барежевый!
5-я княжна:
Ах! прелесть!
6-я княжна:
Ах! как мил!

Если не видеть это на сцене, все три реплики вполне могла сказать одна княжна.

Может быть, Бетховен и в этом опередил свой век и писал не только музыку, но и еще своего рода действо, представление, которое надо смотреть?

Что же мне делать? Жить или слушать музыку?

 


Рецензии