Глава 197. Шуберт. Пятнадцатая соната

Франц Шуберт
Соната для фортепиано №15 до-мажор «Reliquie»
Андраш Шифф (фортепиано)

alexshmurak: Это что вообще за жесть?

precipitato: А что? До-мажорная соната, ее и Рихтер играл, и даже запись есть.

alexshmurak: Ну да, это я понимаю, но?! Что там, в первой части творится???

precipitato: Да, она такая экстремистская, поэтому ее не играет почти никто.

samlev: Шуберт написал невероятной красоты первую часть, и анданте и менуэт. Неоконченным остался только финал — Шуберт оборвал его на двести семьдесят втором такте. Там же заканчивал и Рихтер. Эффект, действительно, был убойный. Существует вариант с финалом, который дописал Бадура-Шкода. Он добавил шесть или семь страниц (что-то около трехсот тактов). Не знаю, кто это играет и кому это надо. Кстати, у Рихтера есть еще одно исполнение, где он заканчивает пьесу точно таким же образом — это, по-моему, аллегро из недописанной сонаты для скрипки и клавира Моцарта. Они несколько раз играли это с Олегом Каганом на «бис» после вечера сонат Моцарта. Там сначала, насколько я помню, обрывается скрипка, а затем — через несколько тактов — гаснет фортепиано.
 
alexshmurak: Менуэт здесь малоинтересен, а вот рондо намечалось очень хорошее, жаль, что не закончил. Вторая часть прекрасна, но все равно меркнет по сравнению с первой.

Andrew_Popoff: Меня тоже эта соната шокировала когда-то. Как Шуберт за такую короткую жизнь столько напридумывал, просто загадка. Если бы прожил еще лет тридцать, то додекафония была бы открыта в середине XIX века, а Вагнер стыдливо учил бы детей музыкальной грамоте.


Рецензии