Новые приключения Фили и его старых друзей

                Манама тоскует

Дело шло к осени. Госпожа устала от длительного путешествия и решила отдохнуть дома. Манама, верно ей служившая, явно  затосковала по родным краям. Ее взгляд зачастую застывал на месте. И было понятно, что она не смотрит ни на что вокруг себя, а находится мыслями где-то очень далеко.
- Манама, что с тобой? – спросила однажды Асунсьон.
- Простите меня, Госпожа.  Я уже не так молода как раньше. Я чувствую, что мне пора посетить родные края перед тем, как предстать перед мышиным всевышним судом с отчетом о моей жизни.
- Что же ты хочешь? Говори, и я постараюсь помочь тебе обрести душевный покой.
- Вы так добры, но я не решаюсь просить Вас отпустить меня в край моего детства. Я бы хотела вновь почувствовать себя молодой и счастливой, возможно, найти родных даже через столько лет. Или просто пробежаться по родным полям, заглянуть в знакомый чулан, где я родилась вместе с десятком других мышат, моих кровных братьев и сестричек. Возможно, кое-кто из них еще живет там. Тогда я буду самая счастливая мышь на белом свете!
Манама так размечталась, что не заметила, как крошечные мышиные слезинки скатились с ее глаз прямо к ногам Госпожи.
- Ну, вот еще, - улыбнулась Асунсьон, - теперь ты хочешь затопить соленой влагой мое жилище. И так дождь на дворе, осень же. Конечно, милая Манама, я тебя отпускаю. Возьми с собой наш маленький клубочек из шерсти яков. Надеюсь, он поможет тебе добраться в край твоего детства кратчайшим путем.
Тут Асунсьон открыла свой бездонный ридикуль и извлекла из него моток шерсти. Когда-то он здорово выручил ее из беды, указав дорогу домой из горной сакли старушки, волею судеб оказавшейся причастной к исчезновению ее сестры.
Настал черед Госпожи загрустить. Она вспомнила, что уже предприняла столько безуспешных попыток вызволить свою сестру на волю. Но пока ни  одна из них не увенчалась успехом.
- Ничего, - подумала Асунсьон,  - придет и мой победный час. Я не сдаюсь и не теряю надежду.
- Я буду ждать тебя, Манама. Иди, радуйся жизни и помни, что я жду тебя домой всегда. И если тебе вдруг понадобится моя помощь, знай, что я у тебя в долгу и постараюсь помочь чем смогу. Возьми на дорогу столько сыра, сколько можешь унести.
- Госпожа, - вдруг, откуда ни возьмись, выкатился зеленый шарик Джуба.
- Позвольте мне сопровождать нашу милую Манаму, ведь она уже находится в столь почтенном возрасте. А в пути могут возникнуть разные неприятности. Тем более, что я очень нуждаюсь в новой практике, чтобы стать таким же опытным, как наш друг Бастер.
- Отличная идея, - только и промолвила хозяйка черной вуали. Я горжусь тобой, Джуба. Утром же отправляйтесь.

               Домой, в родные поля

На следующее утро Госпожа и Бастер проводили отбывающих путешественников и пожелали им легкой дороги.
Манама бросила впереди себя клубок одряхлевших ниток с опасеним, что он не сможет никуда двинуться от старости. Но клубок почувствовал запах приключений. Ему ужасно надоела спокойная жизнь без движения в ридикюле Госпожи. Запахло ветром перемен, и он, почуяв свободу каждой шерстяной ворсинкой, покатился вперед, увлекая за собой мышь и зеленый светящийся шарик.
Команда из трех спутников быстро удалилась от насиженных мест и очутилась на незнакомых просторах. Мимо них медленно проплывали непроходимые чащи, зеленые луга, болота и холмы. Но все они были незнакомы Манаме, ни в одном месте не дрогнуло ее мышиное сердечко.
Ночевать они останавливались под какой-нибудь корягой или в заброшенной норе полевых мышек. Когда кончились припасы захваченного с собой сыра, Манама стала подбирать на брошенных полях забытые пшеничные колоски. Джуба подзаряжался энергией утренней зари или вечернего заката. А вот клубок, и без того стартовавший очень маленьким, стал терять свои ворсинки так быстро, что иногда уже не мог быстро пускаться в путь на следующий день. Он явно ослабевал без заправки.
Манама терялась в догадках, как ему помочь. Но, как всегда это бывает, кто ищет что-либо и настойчив в своих поисках, тот находит решение обязательно.
- Не надо паниковать, нет смысла паниковать,  - повторяла про себя мышь, озираясь глазами по сторонам. И вот! За небольшим холмом откуда-то показались два яка, спокойно щиплющих сочную траву на лугу.

                Яки

- Господа яки, не будете ли вы так любезны помочь мне? – обратилась к ним Манама  очень вежливо. А как известно, вежливость любят не только образованные люди, но и воспитанные яки. Они оторвались от поедания травы и своими глазами-блюдцами уставились на маленькую мышь, пищавшую им что-то очень вежливым тоном.
- Что надо? Говорите прямо, без обиняков! – воскликнули яки. – Мы очень заняты, надо нагулять новый подшерсток к зиме и успеть подняться в горы к наступлению холодов.
- Не могли бы вы нам уступить немного своей шерсти или подшерстка? – пропищала Манама.
-Да сколько угодно! Видите эти свалявшиеся клочья нашего подшерстка, висящие везде на кустах колючек? Этим летом было жарко, и нам пришлось сбрасывать его, чтобы не страдать от жары. А зачем вам это?
Манама немного рассказала о себе, своем путешествии и о печальной участи растрепавшегося мотка пряжи.
Широко расставленные рога яков зашевелились, хвосты их замотались из стороны в сторону, явно выдавая волнение своих хозяев.
- Постойте, нам что-то рассказывали родители о клочках шерсти, которую они подарили доброй женщине за то, что она спасла их высоко в горах от укусов ядовитых змей. Она всегда помогала путникам, хоть животным, хоть людям.
- Я знаю о ком вы говорите, - восхитилась Манама. Она и ко мне была очень добра, приютила меня в холодную зиму и позволила жить у себя под саклей. Значит, этот растаявший моточек шерсти принадлежал вашим родителям. Он и нам служил верой и правдой, пока совсем не растрепался в пути.
- Ничего, мы попробуем сейчас это исправить.
И яки подцепили рогами крошечный клубок и стали катать его по клочкам своей отвисшей шерсти. Маленький моточек на глазах у всех распушился, закрутился и стал мгновенно расти в размерах, пока не превратился в очень тугой блестящий ком.
- Ну вот, -  весело сказали яки. – Все и устроилось. А теперь нам пора, надо что-то решать и с нашей проблемой. У нас шерсть за лето так наэлектризовалась от трения о высокую летнюю траву, что боимся, в любой момент, если случится гроза, не миновать нам возгорания.
- Ой, я могу вам помочь, - засиял зеленым светом Джуба. Мне как раз нужно подзарядиться. И он кинулся кататься по шкурам яков, заряжаясь сам и разряжая их шерсть.
Яки сразу повеселели, замахали своими длинными рогами и радостно замычали, прощаясь с нашими путниками.

                Фунафути


- Да и нам пора, уже солнце садится, а мы пока не нашли еще укромного ночлега, - заявила на правах старшей Манама. Ей почему-то казалось, что ее родные края уже близко. Уже похоже колосились травы на лугах, щебетали знакомыми голосами местные птички. И ее бедное маленькое сердечко стучало сильнее в груди и как-то волнующе щемило все сильнее и сильнее.
- Завтра, конечно, завтра я наконец-то увижу родных и близких, - думала она, засыпая на сухой траве в найденной заброшенной норке. Там же она нашла заботливо оставленные последними жителями этой норы запасы зерна. Так поступали полевые мыши в ее краях при переселении. У них в роду тоже было заведено думать о заблудившихся путниках, страдающих от голода.
Манама крепко спала, уставшая от длительного похода. Моток шерсти служил ей ночной подушкой. Джуба не нуждался во сне, он продолжал слабо светиться, отгоняя от норы хищников. Как известно, ночные звери боятся огня и света. И только редкие мотыльки налетали на его свет и кружили вокруг, будто танцуя.
Манама внезапно проснулась, услышав шорох где-то в глубине норы. Кто-то явно скребся, прокладывая себе путь. Она насторожилась и приготовилась к любой неожиданности. Жизненный опыт подсказывал, что бояться особенно нечего, но осторожность всегда не помешает.
Чутье не обмануло ее и на этот раз. Вскоре в норе показалась головка с усиками, а затем и весь маленький мышонок.
-Ой, - пискнул его тонкий голосок, - извините, я не знал, что квартира моей бабушки уже занята.
- А что ты тут делаешь один, без мамы? – участливо спросила его наша мышь.
Мышонок тут же расстроился, его усики намокли в накатившихся слезах.
- Нет у меня больше мамы, и папы тоже.
- Но не можешь же ты быть один, где-то у тебя есть родные?
Мышонок совсем сник и залился слезами.
- Да, должны быть. И были еще совсем недавно. Но на горе моей большой семье в наши края пожаловала огромная гадюка, да еще не одна, а со своей дочерью – оборотнем. Ее помощница превратилась в красивую девушку с сияющими голубыми глазами. Но эти прекрасные глаза излучали только злобу и злорадство. Они вдвоем опустошили наши края, истребив всех мышей, и забрали в плен только малышей, чтобы дать им сначала подрасти, а потом погубить и их. Я не знаю, кто еще спасся, кроме меня. Я сам бежал в темноте, потому что знал о зимней норке моей бабушки, где я и нашел вас.
- Ой, Вы очень похожи на мою бабушку, - воскликнул он, когда его глаза привыкли к темноте и немного просохли.
- Как тебя зовут, малыш?
- Мамочка звала меня Фунафути. Но… у меня нет больше мамочки. И бабушки тоже.
- Хочешь, я буду твоей бабушкой? У меня никогда не было ни детей, ни внуков. Я буду счастлива называть тебя своим внуком и заботиться о тебе.
Фунафути немного успокоился, прижался дрожащим тельцем к своей новой бабушке и заснул.

                На Родине

Остаток ночи Манама пролежала без сна, ласково прижимая к себе малютку, но с тревогой ожидая рассвета, который не сулил ее компании ничего радостного.
Едва забрезжили первые лучи солнца, Манама выкарабкалась из норы; и ее взору предстала удручающая картина: везде вокруг были видны разрушенные норы и следы борьбы с  превосходящим по силе противником. Мышей не было нигде. Они исчезли.  Там, где кончалось мышиное поле, стояло такое родное старое загородное поместье, то самое, в чулане которого родилась и выросла наша путешественница. Клубок пряжи добросовестно выполнил свою миссию : он привел Манаму домой, ни разу не сбившись с пути.
По описаниям Фунафути, она сразу догадалась, кто разорил ее семейное гнездо.
- Гюрза, подожди, придет твой час расплаты. Уж я постараюсь лишить тебя силы, которую ты черпаешь из бедной порабощенной тобой Валлетты.
Манама вернулась в норку, обняла покрепче Фунафути и приготовила ему завтрак из оставшихся зерен пшеницы.
- Бабушка, как тебя зовут? – спросил малыш.
- Манама. Это редкое имя для мыши, но мой отец был заядлым путешественником и большим выдумщиком. Навряд ли ты когда-либо слышал это имя.
- Манама? Я как раз слышал от моей родной бабушки, что у нее сестра звалась этим странным именем. Она еще в молодости покинула наши края, когда ее друг попался в мышеловку. Никто ее больше никогда не видел.
- Тогда ты точно мой внук, хоть и не родной, но двоюродный. Как же замечательно, что мы с тобой встретились, - искренне обрадовалась Манама.
- Теперь, когда нас много, мы должны найти способ, как отомстить гюрзе за все ее злодеяния против моей семьи и  друзей. – Старая мышь подумала о Госпоже и Валлетте.

                Пленники амбара

Валлетта сидела у норы своей духовной матери гюрзы. Она должна была выполнить одну не очень приятную работу: пересчитать вчерашнюю добычу – отловленных и загнанных в пустой амбар мышей. Но мыши явно не хотели быть пересчитанными. Они постоянно перемещались по сараю в поисках остатков  зерна.
Амбар, когда-то доверху наполненный зерном с полей, уже давно пустовал. И причина тому – повадившиеся в эти края гадюки, которые истребляли мелких грызунов, но вполне могли укусить и детей фермеров. Особо опасной для человека и домашних животных считается гюрза. Она способна совершать броски на длину своего тела в сторону противника. Фермеры не хотели рисковать здоровьем и даже жизнью своих детей и поэтому решили покинуть опасные места.
Амбар опустел, поля перестали давать урожай зерна, а потом эти голодные края начали покидать грызуны, последовавшие за людьми. И только несколько семей полевых мышей еще с трудом умудрялись добывать себе пропитание. Но их мирной жизни вчера наступил конец.  Гюрза, проползавшая по их жилищам, решила сделать из них себе запасы на надвигающуюся зиму. Она бы сама не справилась, но ей помогала юная красавица с голубыми глазами, горящими ненавистью ко всему живому.
И теперь помощница гюрзы сидит рядом и пытается их пересчитать. Валлетте очень надоели эти вечно суетящиеся мыши, которые никак не хотели сидеть смирно.
- А ну, постройтесь в шеренгу! – крикнула она грызунам.
- Вам выпало счастье кормить мою хозяйку. А это большая честь для таких ничтожных тварей, как вы.
Но мыши никак не хотели понимать своего особенного положения и норовили забиться в любую щелку амбара.
- Бесполезно! Я вас насквозь вижу! – кричала им еще более озлобленная девушка.
Устав, она закрыла амбар на ключ, решив закончить учет добычи на следующий день. Все равно гюрза была сейчас занята подготовкой к линьке своей кожи, которая состарилась и ороговела.

                Гюрза собирается линять

Гюрза линяла три раза в год. Валлетта видела весь процесс линьки своей правительницы уже много раз. Сначала гюрза немного теряет свою обычную гибкость и скорость. Это означает, что ее кожа перестает быть эластичной и нуждается в замене. Гюрза находит камень побольше и начинает тереться головой об его острые края, пока не треснет старый кожный покров. После этого, стремясь избавиться от состарившегося наряда, змея пролезает между камней, чтобы треснувшая кожа смогла слезть с нее, как рваный чулок.
Вот этого момента Валлетта ждала последнее время с особым нетерпением. Она давно почувствовала, что гюрза в момент линьки ослабевает не только телом, но и духом. Несколько дней после линьки змея ведет себя осторожно и старается держаться в укрытии незаметно. Но вскоре вновь обретает былую силу и уверенность, начинает  властвовать над всеми вокруг, и над Валлеттой тоже.
А красавице самой хотелось распоряжаться собой все больше и больше. Она давно уже повзрослела и стала тяготиться своей духовной матерью, которая пыталась уже много лет полностью завладеть духом девушки до того, как состарится сама.
Что-то подсказывало Валлетте, что она не для того была рождена, чтобы постоянно прислуживать злу. Она порой вспоминала глаза своей матери, женщины, которая вырастила ее, как родную дочь. Иногда ей снилась сестра, мечтавшая вызволить ее из чар гадюки. Особенно голубоглазке хотелось вырваться на волю в те дни, когда влияние гюрзы на нее ослабевало из-за линьки.
Завтра как раз начинается время ее большей свободы, и этот период очень недолгий, всего несколько дней.
- Надо что-то менять в своей жизни. Но как и что? – задумалась Валлетта и не заметила, как заснула у входа в амбар.

               Фунафути  выручает пленников

Фунафути очень хотел показать своей новой бабушке, что он не слабак и многое может. Мышонок видел накануне, что многих его соплеменников гнали по пути в  зернохранилище .Он привел своих новых друзей по только ему известной дороге в амбар в обход стражей гюрзы. Но тут, у самого порога, они наткнулись на главного помощника гадюки – спящую голубоглазую девушку. Передвигаясь почти бесшумными шагами, им удалось обойти ее и проскользнуть в амбар через щели. Обниматься и радоваться встрече с  родственниками было некогда. Они вместе прорыли под землей новый выход из амбара и по одному выскользнули из темницы на свободу.
- Молодец, внучек! – похвалила мышонка Манама.
- Бабушка, но я же не один рыл выход из тюрьмы. Мне все пленники помогали. Почему же они не смогли это сделать сами до нашего прихода?
- Потому что их парализовал страх, и они мысленно смирились со своей участью. Чтобы выстоять в борьбе, надо уметь этот страх преодолеть и поверить в свои силы. Вера в себя поистине может творить чудеса! Научись доверять себе и ничего не бойся.
Фунафути, окрыленный похвалой, кинулся обниматься с освобожденными.
- Не радуйтесь раньше времени, - сказал самый старший из пленников.
- Голубоглазка наверняка скоро кинется нас искать и, если не найдет, то пожалуется самой гюрзе! Давайте лучше разбегаться врассыпную, может, кому-то удастся выжить.
- Нет, нет, - возразил Фунафути.  – Нам надо держаться всем дружно.  Вместе мы – сила. Мы же одна семья!
- Да, верно, мой храбрый внучек. Ты все правильно сказал. Вы пока отдохните, а я попробую убедить Валлетту оставить свою злобную наставницу. Ведь мы  все знаем, что если не пробовать изменить мир к лучшему самим, то как ожидать этого от других, не правда ли?

                Пробуждение Валлетты

Манама осторожно подошла к спящей голубоглазке и впервые близко рассмотрела ее.
- Ну, копия наша Госпожа, только бледнее, как-будто кровь застыла в ее жилах и не подступала близко к коже, - подумала старая мышь.
Она кинулась массировать виски Валлетте, натирая их защитным кремом, с которым никогда не расставалась. Потом перешла к лицу, затем к шее. И вскоре уже не осталось на коже девушки незащищенных мест. Но что делать с глазами, ведь они пока были закрыты. А крема в дорожном тюбике осталось совсем мало.
- Валлетта, проснись, - позвала мышь.
- Только не  спеши открывать глаза.  Расскажи, что ты чувствуешь.
- Матушка, не бросай меня. Помоги мне снять мою застарелую кожу, она совсем ороговела, - медленно произнесла Валлетта.  Потом она качнулась вперед и попыталась встать. Но что-то мешало ей, не давало проснуться.
- Гюрза, где сейчас гюрза? Матушка, берегись ее. Она еще не совсем ослабла, надо немного подождать.
Манама молча наблюдала за просыпающейся девушкой и ничего не говорила ей в ответ. Она просто ждала, потому что и сама не знала, как поступить.
Валлетта снова погрузилась в сон ненадолго. Потом она вдруг резко подскочила, широко раскрыв глаза, озираясь по сторонам, как бы боясь увидеть что-то или, может, кого-то.
- Пора, - сказала она. – Если не сейчас, то опять надо ждать следующей линьки. И снова придется подчиняться хозяйке и подавлять себя. Не хочу больше! Любви хочу, света, душевного тепла. Матушка!!!
Тут Манама почувствовала, что пора подать свой голос.
- Валлетта, твоя матушка не дождалась твоего пробуждения и ушла рано от горя и вины в мир иной. Но у тебя есть я, мои друзья, любящая тебя сестра Асунсьон.  Ты совсем не одна. Мы поможем освободиться от злых чар гюрзы. Ты только скажи, есть ли у нее слабое место, ты же знаешь ее столько лет!
- Матушка, прости меня, я причинила невольно тебе много горя, - расплакалась голубоглазка. Ее горячие слезы полились ручьем на бледные бескровные щеки и шею. И тут вся ее кожа стала медленно розоветь, как будто кровь, долгое время хранящаяся внутри ее тела, наконец-то хлынула по всем артериям и капиллярам, проникая в самые кончики ее пальцев. Горячительные исцеляющие слезы омыли ее застывшие голубые глаза; и эти самые глаза, столько лет сверкавшие злобой, вдруг засияли чистотой и надеждой.
- Кто ты? – спросила Валетта,  глядя на мышь. – Нет, постой, я тебя где-то раньше видела. Это не ты ли жила в сакле моей матушки в горах? Как ты нашла меня здесь?
Манама вкратце рассказала о своей жизни с тех пор, как покинула вместе с Асунсьон дом старушки в горах.
- Асунсьон, сестрица моя, как же я найду тебя? Хитрая гюрза забрала у меня моток шерсти, оставленный матушкой мне в наследство. И где ты сейчас? Смогла ли спуститься с гор без этого мотка? Я же забрала его у тебя, совершенно не думая о твоей дальнейшей судьбе.
- Не беспокойся, мы  нашли дорогу вместе. А сейчас, мне кажется, нам лучше поторопиться.
- Да, сейчас! Именно сейчас! – воскликнула Валлетта.  У гюрзы наступило время линьки и она как раз занята собой. Период линьки и есть ее слабое место.  У нас есть два дня, чтобы убежать от нее.

                Бегство

Компания храбрецов росла, как грибы после дождя. Все друзья, как по команде, побежали прочь от коварной гюрзы, пока та занималась своей линькой. Гадюка уже освободилась полностью от старой кожи. Но ее новая нежная кожица еще была очень тонка и ранима, поэтому гюрзе приходилось временно отсиживаться в укрытии в кустах, чтобы самой не стать добычей ежей и ласок.
- Поторапливайтесь, друзья, - подгоняла голодных мышат Манама. - Как доберемся домой, я вас всех накормлю сыром досыта.
Она кинула впереди себя моток пряжи, и тот резво покатился в обратную сторону, увлекая за собой беглецов. Компания друзей передвигалась так быстро, как могла. Но все равно за день они не ушли так далеко, как им хотелось бы.
Валлетта к ночи стала чувствовать нарастающую тягу вернуться назад. Глаза ее стали холодеть и смотреть более жестко. Манама уловила разницу, происшедшую в настроении голубоглазки и поняла, что гюрза начинает крепнуть и даже на расстоянии влиять на свою духовную рабыню. Надо было найти выход как освободить Валлетту от влияния гюрзы. Она поделилась своими опасениями с Джубой, рассчитывая на его молодую смекалку.
- Надо слетать на разведку, посмотреть на гюрзу живьем. Может, на месте я и придумаю что-нибудь.
- Но как ты доберешься до нее?
- Ты забыла, Манама, что я был отличником в телепортации. Пора снова попрактиковаться.
После этих слов Джуба стал раздуваться и быстро превратился из маленького шарика в большой зеленый шар. Потом он взлетел высоко и скрылся за облаками. Остальным друзьям оставалось только продолжать путь домой, останавливаясь на редкие перевалы для отдыха.

                Гюрза в новой коже

Джуба еще с неба заметил переливающуюся на солнце блестящую кожу гадюки почти черного цвета, но с фиолетовым оттенком. Брюхо змеи было совсем светлое, с мелкими темными пятнышками. На ее голове проступал сложный рисунок в виде дуг и пятен.
- Зачем такая красота злобному созданию? – подумал Джуба.
Гюрза нежилась на теплой траве под лучами утреннего солнца и не подозревала, что за ней наблюдают. Вдруг что-то ее забеспокоило, она стала вращать своими вертикальными зрачками, стараясь понять, откуда исходит опасность.
- Валлетта! Я не чувствую ее так сильно, как раньше. Что-то мешает мне ее контролировать. Неужели нашелся кто-то, сумевший завладеть ее вниманием? Надо бы это проверить, - быстро соображала змея. Ей хотелось еще посидеть в тепле, не напрягаясь. Но предчувствие беды уже нависло над ней неотвратимо.
Гюрза медленно выползла из укрытия и осмотрелась вокруг. Не видя никакой опасности для себя, она стала быстро ползти к амбару, где оставила девушку охранять пойманных мышей.
- Заодно и подкреплюсь парочкой, - подумала она. Но вскоре у амбара змея не обнаружила ни Валлетты, ни мышей.
- Куда все подевались? – неприятно удивилась она. И тут же заметила много незнакомых следов. Почуяв недоброе, она стала развивать бешеную скорость, скользя по траве вдогонку беглецам.
Джуба сначала издалека наблюдал за гадюкой, стараясь быть незамеченным. Но змея мчалась по следам его друзей с нарастающей быстротой.
Тогда он телепортировался назад к мышиной команде и доложил Манаме о стремительно надвигающейся беде. Друзья еще прибавили скорость, но расстояние между змеей и беглецами неумолимо сокращалось.
- Бегите скорее, я постараюсь ее задержать, - крикнула Валлетта.
- Нет, нет, она не простит твоей измены и расправится с тобой, - заявила старая мышь. – Мы не бросаем своих друзей. Что-нибудь придумаем.
Джуба предложил слетать за помощью  к Госпоже. Он мгновенно телепортировался и предстал перед дамой в вуали через несколько мгновений
- Что случилось, Джуба? – спросила она. -Почему ты один? Где Манама?
Когда зеленый шар рассказал обо всем, Госпожа вскочила на ковер-самолет и направилась на помощь незамедлительно.  Джуба едва успел запрыгнуть к ней в ридикюль.

                Асунсьон против гюрзы

Благодаря Бастеру и Джубе ковер-самолет летел на помощь друзьям со скоростью реактивного самолета.
Асунсьон едва успела перекинуться взглядом со своей сестрой, как из кустов на нее выскочила гадюка. Гюрза приняла ее сначала за Валлетту и попыталась воздействовать на свою рабыню привычными методами подавления ее воли: пронзительным взглядом своих вертикальных выпученных глаз. Асунсьон упорно смотрела ей в лицо, не отводя взгляда своих карих глаз.
- Берегись, сестра, она очень коварна! – закричала Валлетта.
- Нет такой силы, которая может противостоять сестринской любви! – гордо произнесла Асунсьон, не отводя глаз от гадюки.
Началось напряженное противостояние двух миров: добра и зла, отзывчивости  и коварства, любви и ненависти. Длительная осада взглядами была похожа на игру в гляделки, где два человека пристально смотрят друг другу в глаза и проигрывает тот, кто первым отведет взгляд или закроет веки. Только тут ситуация была очень рискованной, потому что гюрза – одна из самых опаснейших из семейства гадюк и может нападать совешенно внезапно. Не зря ее еще называют «гробовой гадюкой" или «мгновенной гадюкой". Сколько бы ни было имен у гюрзы, неизменным остается одно – ее смертельная опасность.
Асунсьон, не отводя взгляда от соперницы, приоткрыла свой ридикюль и выпустила давно рвавшихся на помощь Джубу и Бастера и очень вовремя! Гюрза как раз прыгнула вперед, пытаясь сбить свою соперницу хвостом. Но тут наши маленькие электрические шарики с молниеносной скоростью ослепили ее вращающиеся глаза и на какое-то время буквально парализовали врага. Электрический шок подействовал! Змея свернулась в огромный клубок и с шипением отползла в колючие кусты. Но ее молодая кожа не выдержала трения о колючки и покрылась ссадинами. Гюрзе пришлось временно отступить. Но она не любила проигрывать и стала готовиться к новому нападению.
Передышкой в борьбе воспользовались наши друзья. Они не собирались сдаваться! Гюрзу надо было нейтрализовать, но как? Если она сумеет кого-нибудь укусить, то.. Все знали, что ее укус смертелен.
- Мы не можем ее убить, - сказала Асунсьон. Гадюки занесены в Красную Книгу. Нам нужно рептилию нейтрализовать и поместить в безопасное место.  Ее яд – отличное лекарство от боли в мышцах и суставах. Довольно она причинила вреда, пусть теперь производит яд на пользу больным людям.
- Я знаю, кто нам может помочь, - пропищала Манама.
- Филя – очень сообразительный парень, он многое знает. Давайте свяжемся с ним, наверняка он что-нибудь придумает.
- Я могу пробраться к его стиральной машине ночью, но дальше я не пойду. Кто-то должен телепортироваться вместе со мной, но только очень маленький, чтобы у меня хватило моего заряда на двоих, - произнес Джуба.
- Я, я, я, позвольте мне, - пропищал храбрый Фунафути.
Раздумывать было некогда. Змея могла выползти из своего укрытия в любой момент. Джуба и Фунафути обнялись крепче самых близких друзей и исчезли.

                Фунафути в гостях у Фили

Вскоре они очутились в Филиной квартире, где стояла полная тишина. Джуба остался в кладовой, прихватив один из папиных носков и подзаряжаясь энергией на обратный путь. Фунафути, не знакомый с расположением спален в квартире, сначала запутался и стал щекотать хвостом няню, которая как раз осталась ночевать с малышкой. Няня спала крепко, и, в ответ на щекотку, только громче захрапела. Раскаты ее храпа так испугали мышонка, что он хотел уже бежать назад. Но чувство долга перед друзьями заставило его пересилить первую панику и овладеть собой.
- Так, Филина спальня должна быть там, где на полу валяются книжки и одежда для мальчиков, - подумал осмелевший мышонок. Но он не знал, как выглядит эта одежда! Зато когда-то давно его пропавшая бабушка (тут Фунафути всплакнул, вспомнив своих родных) читала ему книжки, вынесенные хозяевами поместья в подвал. Особенно он любил книжку с картинками, где было много еды: сыра, колбас, хлеба. Но бабушка говорила, что такая еда мышам не полезна. Лучше есть семена, овощи и фрукты. Приходилось верить бабушке, но все равно очень хотелось попробовать сыра.
Фунафути стряхнул с себя груз воспоминаний и направился в другую спальню. Там полно было разбросанных  книг и одежды, но уж очень длинной выглядела кровать. Да и компьютер продолжал светиться. И кто-то вполголоса разговаривал по мобильной связи. Фунафути сообразил, что это комната Филиного папы, и пошел дальше.
У входа в следующую дверь на полу стояли розовые  ботиночки, а рядом аккуратно были приставлены шлепки на каблучке.
-Нет, это тоже не то, - расстроился мышонок. Он явно спешил, ведь его задача найти Филю никак не продвигалась. Рядом с оставшейся дверью загорелся свет в ванной. Это Филя, проснувшись, вспомнил, что забыл почистить зубы на ночь, и старался все исправить, пока не был замечен.
- Филя, на помощь, - пропищал мышонок.
- Кто ты такой и как ты тут оказался?
- Долго рассказывать,  надо Госпожу и Валлетту от гюрзы спасать, но также мы хотим заставить гюрзу служить людям.
- Знаю, что делать, - воскликнул окончательно проснувшийся грамотей. Надо ее в мешок засунуть, а потом в террариум передать. Точнее, в серпентарий – это помещение для змей,  где их кормят, содержат в специальных вольерах. То есть нам нужен сильный человек , не боящийся опасности и всегда готовый быстро прийти на помощь.  Дед!  Он как раз скучает без приключений в Волгограде. Он мне не откажет.
Филя заскочил в свою спальню вместе с Фунафути, плотно закрыл дверь, чтобы никого дома не разбудить и стал искать свой мобильник. Его нигде не было.
- Да, мама права, каждая вещь должна знать свое место, чтобы ее легко и быстро можно было найти. Особенно телефон. Дед, ну позвони сам!
Но дед не звонил,  потому что Филе положено было в это время сладко спать в обнимку с десятком плюшевых друзей.
- Вспомнил! Я его оставил на кухне. Сейчас принесу.
-А сыр у тебя есть? Маленький кусочек, хоть попробовать? – робко попросил застенчивый Фунафути.
Филя через мгновеие вернулся в спальню с телефоном и кусочком своей любимой моцареллы. Пока мышонок пировал, внук попытался объяснить деду суть проблемы.
- Ладно, внучек, на месте разберусь. Но как я сам попаду к твоим друзьям?
- Дед, твоя забота поработать змееловом. Приготовь пока мешок покрепче, длинные рукавицы и .. сам знаешь, что нужно. И жди дома, я тебе позже перезвоню. А мне пора, еще много вопросов надо решить.
Филя выключил телефон, проскользнул незаметно с Фунафути в кладовую, где их ждал заряженный до отказа Джуба. И они вместе телепортировались назад к Госпоже.

             Манама и мыши плетут циновку


Там их уже с нетерпением ждали, не спуская глаз с кустов, где залегла зализывать раны гадюка.
- Асунсьон, осталось только деда доставить сюда и будем считать, что полдела сделано.
- В чем же проблема? – спросила Госпожа.  Сейчас я за ним пошлю ковер-самолет.
- А в том, - сконфузился Филя, - что дед обожает наедаться на ночь, особенно арбузами и пирожками бабы Марины. Боюсь, что ваш летательный аппарат его не потянет. Нельзя ли его как-нибудь укрепить на всякий случай?
- Манама, как ты думаешь, это возможно сделать быстро?
- Моя Госпожа, для Вас ничего невозможного быть не должно, тем более, на пользу людям.
Старая мышь быстро сколотила команду рукодельниц из освобожденных мышей, и работа закипела! Им повезло, совсем рядом от них находились заросли тростника, пригодного к плетению циновок. Стеблями этого злака мыши переплели и укрепили весь вязаный ковер-самолет так, что можно было не сомневаться, что он выдержит деда без проблем.
Бастер и Джуба позаботитлись о  полнейшей зарядке летательного аппарата, но решили все-таки сопровождать его для полной уверенности, что зарядки хватит с учетом перевозки тяжеловеса.
- Дед, выходи на рассвете на школьный двор, не забудь крепкую палку и холщовый мешок. За тобой уже летят, - позвонил Филя.
Пока ожидали прибытия главного змеелова, все дружно обходили окрестности и вооружались найденными палками. Никто не знал точно, какую тактику изберет гюрза для нападения.
Тем временем сама гадюка отлеживалась в кустах, зализывала капельками своего же яда, как лосьоном, рубцы на молодой коже, и они буквально на глазах стягивались и исчезали.
- Погодите, - шипело пресмыкающееся, -  вы у меня все скоро узнаете, как печалить меня, как отнимать мою добычу. За все отомщу! – злобно сверкали ее глаза в ожидании подходящего момента .
Сестры – близняшки не могли нарадоваться, что наконец-то они могут быть вместе через столько лет разлуки.

Змеелов в действии
Дед хотел украткой выскользнуть из дома на заре, чтобы никого не смешить своим видом: плотные холщовые рубаха и  штаны, заправленные в не менее плотные носки для зимнего плавания, краги – длинные  кожаные перчатки из толстой кожи ( первоначально  предназначенные для сварки деталей в гараже), вместо обуви – кирзовые сапоги. Не забыл он и  палку с раздвоенной рогатиной на конце, и плотный мешок .
- Ты куда это в такую рань, неужто на рыбалку со сватом? – застукала его баба Марина.
Дед промычал что-то в ответ совершенно непонятное.
- Ладно уж, раз собрались. Возьми бутерброд на дорогу. Уху на обед сварю. Давно свежей рыбкой не баловал.
И баба Марина сунула ему в карман хлеб с ветчиной и сыром.
Дед прибыл засветло на школьный двор и стал ждать. Чего ждать и откуда - он и сам не понял. Но только четко знал, что внуку нужна его помощь. А когда кому-либо из внуков он был нужен, дед всегда был готов помочь.
Вдруг, появившись откуда-то сверху, рядом с ним приземлился странный летательный аппарат, весьма похожий на их циновку из бани.
- Садитесь, пожалуйста, то есть забирайтесь с ногами на ковер-самолет, - прозвенели вдвоем Бастер и Джуба.  Дед решил ничему не удивляться и запрыгнул на  циновку. Она оказалась летающей, да еще и с огромной скоростью!
Мимо проносились поля и луга, леса и водоемы. Дед был так ошарашен происходящим, что совершенно забыл про бутерброд в кармане.
Не успело солнце подняться высоко над горизонтом, как циновка стала спускаться вниз и, наконец, плавно приковрилась перед Филей и его друзьями.
-Привет, дед. Ну и классно же ты выглядишь, - произнес внук и быстро запечатлел змеелова на камеру.
- Изложи суть дела, - заявил по-деловому дед. Узнав от внука в чем его задача, и представившись галантно двум дамам, дед принялся изучать окрестности. Исследовав все бугры, кусты и деревья вокруг, он нигде не обнаружил присутствия змеи.
- Да еще с утра гюрза была там, - прошептал Филя, совсем понизив голос. – Странно, куда же она подевалась?
- Готовься к неожиданностям и будь начеку, - почти одними губами произнес дед. Предупреди всех, чтобы были наготове защищать себя.
Филя так и сделал. Госпожа призвала всех взобраться на ковер и быть готовым к полету. Стало темнеть, дед пытался что-либо видеть в  темноте, раскрывая зрачки как можно шире.
Вдруг что-то скользкое прошуршало у него под ногами. Змеелов ткнул рогатиной в место, где предполагалась змеиная голова, посветил фонариком и увидел, как пресмыкающееся извивается, стараясь высвободиться из-под палки.
- Ага, попалась, - радовался дед быстрой победе и, схватив змею за голову руками в крагах, быстро поднял все ее извивающееся туловище и уверенно сунул его в мешок. Затянув потуже узел на холщовом мешке, он радостно подбежал к ковру-самолету и сообщил о поимке врага.

                Коварство гюрзы


Вся команда стала хлопать в ладоши и рассыпаться в благодарностях. Дед был очень доволен, а Филя начал гордиться им еще больше.
- Ну, а теперь в путь, друзья, - сказала Асунсьон. 
Ковер попытался взлететь, но их было слишком много. Тогда все мыши  решили остаться в этих краях, которые им стали уже родными.
- Извините меня, - сказала Манама, - я обещала вас угостить сыром, но мы пока так далеки от дома.
- Ой, - вспомнил дед, - у меня же бутерброд с собой есть. Угощайтесь на прощание, мы все равно скоро будем дома.
Фунафути и его друзья не заставили себя приглашать дважды, и от бутеброда вскоре осталась только упаковочная бумага.
Когда при прощании очередь дошла до Валлетты, то все заметили, что она спит с мертвенно бледным лицом.
- Сестрица, что с тобой? Проснись, - с тревогой в голосе позвала Асунсьон. Но та не отзывалась, а лицо ее становилось все бледнее и бледнее.
Дед предположил, что это отравление от укуса змеи и заглянул в свой мешок. Змея там по-прежнему спокойно лежала, свершнувшись в клубок. Тут взошла яркая луна и дед с ужасом обнаружил, что это была вовсе не гюрза, а огромный безобидный уж! На задней части его головы красовались два симметричных желтых пятна…
Как же он ошибся! И где же настоящая гюрза?
- Все бегом с ковра! - скомандовал дед. Когда ковер опустел, дед кинулся к Валлетте и, быстро найдя ранку на ноге, стал отсасывать ртом из нее яд и сплевывать его в сторону. Голубоглазка не подавала признаков жизни.
- Ну, погоди у меня, коварная гадюка, - проскрипел дед. Он перетряс весь ковер, но гюрзы там уже  не было.
- Давайте все на ковер! И пусть он взлетит немного, чтобы гадина опять на него не заскочила!
Все попрыгали назад, и Госпожа подняла ковер метра на три выше земли. Затем она открыла свой ридикюль, достала оттуда сыворотку – противоядие от укусов змей и влила его в рот своей сестры. Оставалось только ждать и надеяться, что лекарство подействует.
Бастер и Джуба вовсю старались держать ковер на подъеме, несмотря на большое количество пассажиров.
Змеелов затаился в кустах и стал ждать нового нападения хитрого животного. Устав от напряжения и волнений, он нечаянно задремал, и его храп разнесся по всей поляне. Этого гюрза и ждала. Она поняла, кто ей по-настоящему опасен и решила расправиться с охотником при первой же возможности.
И такой момент явно настал! Змеелов храпел и своим звуком заглушал тихий шелест змеи по опавшим листьям. Гюрза решила подобраться поближе, прямо к его лицу, чтобы вонзить свои совершенные зубы в единственное незащищенное одеждой место и впрыснуть в рану свой смертоносный яд. Но тут она натолкнулась взглядом своих выпученных глаз на ясный твердый взгляд змеелова, который вовсе не спал, а пристально наблюдал за каждым ее движением. Гюрза молниеносно сделала бросок своим телом прямо к лицу деда, открыла челюсти и… ее зубы впились в деревянную маску, через глазницы которой дед видел каждое ее движение.
Змеелов не стал ждать, когда гадюка отскочит и исчезнет. Не для того он сюда прилетел, чтобы тепеть одно поражение за другим! Крагами он молниеносно обхватил змею за голову и поднял ее высоко над головой. Тварь извивалась и шипела, отбиваясь от крепкой хватки достойного противника. Но дед  даже не пошелохнулся. Вот где пригодились его килограммы!
- Филя, неси мешок, он лежит за моей спиной.   Открой его и выпусти оттуда бедного ужа, да побыстрей!
Внук спрыгнул с ковра и выполнил все указания, раскрыв мешок как можно шире.
- А теперь ступай назад на ковер, мало ли на что еще эта тварь способна.
Ковер то и дело то опускался, то поднимался по команде Госпожи. Дед ловко всунул гюрзу в пустой мешок, затянув его как можно туже.
- Ну что, животное, попалось? – радостно воскликнул он. – А теперь, если хочешь  жить, постарайся исправить свой гнусный поступок.  Излечи девушку, которая была твоей спутницей столько лет. Не дай ей умереть.

        Гадюка проигрывает и попадает в серпентарий


Гюрза извивалась в мешке и шипела от злобы. Всему виной ее линька! Она сделала гадюку малоподвижнее и слабее. Хоть и на короткое время, но его хватило команде друзей, чтобы поймать и нейтрализовать противника. Гюрза поняла, что проиграла на этот раз. Но кто знает, может, еще придет время ее реванша. Приходится соглашаться на поставленные условия. Она нацедила несколько капель своей слюны на осенний листок и предложила деду помазать ею рану на ноге Валлетты.
- Смотри у меня, - пригрозил змеелов, - не поможет, я тебя лисицам скормлю.
Дед взял руками в перчатках листок со слюной и осторожно втер жидкость в место укуса. Валлетта  слегка пошевелилась, потом к ней вернулся здоровый румянец, а через несколько минут она и вовсе встала, с удивлением осматривая окруживших ее новых друзей.
Наконец у всех отлегло от сердца, народ повеселел. Мыши прощались с Манамой и сестрами. Фунафути никак не мог расстаться с Манамой.
- Оставайся со мной, внучек, - попросила она. Госпожа может  взять тебя к себе на службу, а мне уже давно пора на покой.
Фунафути очень обрадовался такому предложению, тем более, что у Манамы дома наверняка было полно сыра.
- Давайте сначала деда с внуком отправим домой, - галантно предложила Госпожа, беспокоясь, что ковер не потянет всех вместе из-за его солидного веса.
Так и решили: змеелов со своей добычей летит прямо к ближайшему серпентарию в Бронкс, сдает там  ценную добычу, отвозит Филю к родителям, заодно проведает растущую не по дням, а по часам Лилишу,  а оттуда уже домой в Волгоград.
В серпентарии все были очень рады заполучить такой редкий крупный экземпляр семейства гадюк, что сразу же подарили Филе членский билет на год  для бесплатного посещения змеиной фермы всей семьей.


Когда дед вошел в дом, баба Марина уже приготовилась чистить свежую рыбу и варить уху.
- Где же улов? – спросила она. Неужели ничего не поймал?
- Поймал, поймал, только не рыбу, - ответил дед и рассказал ей все свои приключения по порядку. Она, конечно, сделала вид, что поверила ему. А сама на всякий случай решила змеелова записать к врачу на проверку.
На следующий день Филя прислал ей фото деда со змеей в руках.  Тогда баба Марина посмотрела на календарь, но дата не оказалась 1 апреля.

                В серпентарии

В начале учебного года весь Филин класс в полном составе, да еще и с родителями, поехал на экскурсию в серпентарий. По естествознанию они как раз изучали пресмыкающихся и их повадки. Ребята ходили от одного вольера к другому, восхищаясь гибкостью и красотой окраса змей. Пресмыкающиеся никак не реагировали на посетителей, только изредка лениво следя за их передвижениями. Они давно привыкли к толпам посетителей и не обращали на них никакого внимания.
Возле таблички с надписью «Гюрза"  Филя задержался, показывая ее своим родителям и пытаясь в который раз рассказать им свои приключения при ее поимке. Мама Таня погладила сына по голове и решила сегодня пораньше уложить его спать.
- Пожалуй, позвоню деду в Волгоград, поругаю, что звонит внуку на ночь и рассказывет ему перед сном всякие небылицы.
 Вдруг папа Даник  заметил на стенде фотографию деда и Фили с этой самой гюрзой  и рядом описание диковинной истории ее поимки. Он переглянулся с сыном и крепко, по-мужски, пожал ему руку. Они вдвоем решили оставить маму в покое , чтобы сильно не волновалась. Тем более, что эта история уже была позади, а следующая? Никто не знает, что с ними может приключиться завтра, ведь завтрашний день еще не наступил…

                Для справки:

Человеческие герои не выдуманы и имеют свои реальные имена.
Вымышленные персонажи по прихоти автора носят названия столиц очень маленьких государств.  Выбор  столиц был сделан исключительно по красоте звучания их названий.
Асунсьон (Госпожа) - столица Парагвая Asunci;n
Валлетта (сестра Госпожи) – столица Мальты Valletta
Бастер (красный шар) – столица Сент-Китс и Невис Basseterre
Джуба (зеленый шар) – столица Южного Судана Juba
Манама (мышь) – столица Бахрейна Manama
Фунафути (мышонок) -столица  Тувалу (островное государство в Полинезии) Funafuti

Ольга Катриченко. Девонпорт, Новая Зеландия. Май 2023.


Рецензии