Вырваться из парадигмы
Я как-то опешила и пробормотала что-то вроде того, что при чём здесь государство, где живём, там и платим, можно подумать, что бюргеры все довольны своим государством, но у них даже мысли такой не возникает.
Правду сказать, государство Германия и не даёт возможности своим бюргерам задуматься на эту тему, поскольку все расчёты идут через карточку и слева заработанными наличными всё равно не получится заплатить за квартиру или медицинскую страховку. Но тут дело даже не совсем в отсутствии возможности нарушения финансовой дисциплины. Всё дело в воспитании отношения к государству, согласно которому государство не обсуждается, государство со всеми его нуждами и требованиями воспринимается как факт.
И я мысленно вернулась в свою молодость в позднем Советском Союзе, в котором мы все, в том числе и мои знакомые, были стопроцентными диссидентами. Всё, что исходило от государства, отрицалось нами на корню. Мы во всём находили только отрицательную подоплёку. Какой-то завод построили? Знаем мы ваши заводы с никому не нужной продукцией. Новый жилой район начали строить? Всё равно вы не решите жилищную проблему в стране, потому что вы по определению не в состоянии решить никакую проблему. Потому что ваша система гнилая и неэффективная, не то что на Западе. Поэтому магазины в стране пустые, поэтому электрички из ближайшего Помосковья и называются колбасными – они все пропахли колбасой, которую вся ближайшая провинция могла купить только в Москве, и устраивала форменные набеги на продовольственные магазины в Москве. И даже одежду и обувь нужно было “доставать” – ничего приличного купить было нельзя. А газеты врут, врут, врут... Это те самые “Известия”, в которых нет правды, и “Правда”, в которой нет известий.
Мы жили в такой парадигме все восьмидесятые, вплоть до перестройки. А наши старшие родственники и товарищи начали так жить ещё раньше – кто-то в семидесятые , а кто-то в шестидесятые.
Прошло тридцать с лишним лет, и всё изменилось: и магазины полны, и квартиры у нас в собственности, и жизнь стала красивой и комфортной. И государство кардинально изменилось. Но парадигма отрицания государства сохранилась.
Что случилось с моей парадигмой отрицания? Даже когда я уже жила в Германии, она у меня какое-то время оставалась, по инерции. Потом она исчезла. Я регулярно приезжала в Москву, фиксировала все изменения и оценивала их объективно – положительно. Знала и обо всех недостатках, но скорость преобразований в попытке преодолеть все трудности оценивала также положительно.
Сыграло свою роль и то, что я близко познакомилась с государством Германия и поняла, что все государства в общем-то похожи: это не благотворительные организации, а форма существования общества, вернее, инструмент, с помощью которого достигается оптимальная форма существования общества. Инструмент – без всяких сантиментов. У государства есть свои интересы и цели, и оно их достигает независимо от того, нравится это гражданам или нет. Государство в Германии не спрашивает своё общество о симпатиях по отношению к себе, оно гнёт свою линию, даже если это противоречит интересам большинства. Проведение реформ в медицине, например, яркий тому пример. В результате этих реформ качество медицинского обслуживания сильно понизилось, но государство решило сэкономить именно на медицине – и оно претворило эту идею в жизнь. Ещё один яркий пример – миграционная политика. При проведении этой политики общество ломается через колено и даже не смеет возразить.
Отрыв от прежней парадигмы и вовлечённость в жизнь общества в Германии позволило мне полностью избавиться от парадигмы отрицания государства.
Интересно, что те общественные и политические деятели в России, которые пожили какое-то время на Западе (например, Соловьёв, Симоньян или Безруков), тоже свободны от парадигмы отрицания. Именно потому и свободны, что пожили на Западе. А мои умные и очень образованные знакомые и даже некоторые подруги не могут от неё избавиться, хоть плачь. И ведь ничем здесь не поможешь – нельзя же их переместить на какое-то время в западную цивилизацию, чтобы они убедились, что там не лучше, чем у нас, а у нас не хуже, чем у них. И туризм в этом деле не поможет – нужно обязательно погрузиться с головой в жизнь общества, со всеми контактами с местной бюрократией, с финансовым департаментом, при близком знакомстве с которым хочется немедленно прекратить работать – настолько большими оказываются поборы на нужды государства. А потом привыкаешь, обуздываешь себя – потому что нет никакого другого выхода. Условия игры прописаны государством.
В создании такой парадигмы отрицания, безусловно виновата КПСС, в последние годы существования СССР превратившаяся из созидательной силы в симулякр государственной силы. Она по-прежнему владела государством, но собственные интересы партийной элиты стали превалировать над интересами общества. И вот мы до сих пор пожинаем эти плоды и в виде перманентного недовольства граждан государством, и в виде бесконечных претензий так называемых либералов, при том, что им-то живётся лучше всех. Но эта гниль никак не изчезает и продолжает разъедать общество изнутри.
Одна надежда на новое поколение. И среди них есть “отрицатели”, но хочется надеяться, что их будет становиться всё меньше, по мере того, как они будут привыкать к мысли (или воспитываться в этом духе), что качество их жизни зависит только от их собственных усилий сделать эту жизнь лучше. При любом государстве.
Свидетельство о публикации №223053000397
Граждане других государств - те же немцы - принимают и подчиняются. Более того, российские эмигранты в Германии почему-то прозревают и избавляются от своей «парадигмы отрицания».
Так может быть, дело не только в «гнилости» наших умных и образованных, может, что-то не так и в самом «датском королевстве»?
Вы правы: государство устанавливает правила игры, оно - регулятор многих важных процессов. И поскольку в этой игре участвуют граждане, они вправе оценивать и правила, и регулирование. Ведь госорганы не безупречны: они способны ошибаться, действовать в своих (корпоративных) интересах, нарушать свои же законы.
Возьмём, к примеру, суд, органы правопорядка, исполнения наказаний. Вы всерьёз полагаете, что они беспристрастны и неподкупны? А федеральные СМИ? А избирательная система, партии, профсоюзы?
Мы платим налоги, а государство их распределяет по бюджетным статьям. Распределяет так, как считает нужным. Скажем, - на нужды ВПК или госкорпораций, или привилегированных регионов. Потом выясняется, что большая часть средств банально разворована. Должно ли это волновать налогоплательщиков? Должны ли они иметь возможность повлиять на бюджетный процесс?
По-моему, граждане (если они действительно граждане) просто обязаны участвовать в управлении на разных уровнях. Однако все легальные каналы сейчас перекрыты.
Будь они доступны, вполне возможно, что «перманентное недовольство» переливалось бы в более конструктивное русло и не разъедало бы общество изнутри.
С уважением,
Томас Твин 30.05.2023 16:16 Заявить о нарушении
Наталья Иванова 26 30.05.2023 19:35 Заявить о нарушении