Грозные воды. Эссе

      Грозные воды. Эссе

      
      Великий Амур-батюшка в периоды половодья
трудно размыкает свои тяжёлые объятия с Приамурскими
городами. В том числе и с Комсомольском-на-Амуре.
Особенно это заметно в годы очень высоких уровней
разлива вод. Осложняется положение, кроме
многоводья, ещё и тем (учитывая народное мнение), что
наш город, при расположенности  на низменном
левобережье, находится в месте, на некотором
зауженном изгибе речного русла. Здесь приближенные
друг к другу берега, образно говоря, создали эффект
подобия «горлышка бутылки».
      После мощного осеннего наводнения в Приамурье
2013 года, когда опасность затопления всего города
была настолько высока, что  для срочного
строительства защитных дамб дополнительно
привлекались военные силы страны, горожане
уже внимательнее относятся к прогнозам  состояния
своей серьёзной реки. Что не оказалось лишним. Уже
через несколько лет после этого бедствия, также в
осеннее время, Амур снова показал свой сложный
захватнический характер и вероломно пошёл водной
силой на заселённые территории …  Но затем, как бы
1
обнаружив, серьёзность построенного сопротивления,
неожиданно остановил свои активные действия. И уже
вскоре его холодная, особенно затемнённая и загущенная
придонными взвесями, тяжёлая жёлто-чёрная Вода
замедленно и, явно, неохотно  стала отползать  в
своё, уже давно известное всем, речное русло. В то
время казалось, что Амур с притворным коварством
покорённого покидает, освобождая,  как бы временно,
от  своего присутствия  земли левого берега…
       Именно здесь, на  этих равнинные местах менее
века назад  был возведён  до самых западных отрогов
Сихотэ-Алиня легендарным ручным трудом
стратегический форпост Дальнего Востока, названный
первостроителями городом Юности или
Комсомольск-на-Амуре. Сколько амурской Воды ушло в
океан с того первого года его рождения? Трудно
сказать, даже невозможно. Но река, на которой стоит
наш город, украшая её своим человеческим величием,
наверное, всё помнит.
       Это становится, почти очевидным, когда по
велению мощных законов Природы и невидимых внешних
обстоятельств, древняя память реки Амур 
периодически просыпается. Похоже, Батюшка 
вспоминает  свои былые великие водные просторы с
размашистыми волнами,  свободно гуляющими  и
окатывающими  глубокие береговые подошвы скал, не
щадя склоны  зелёных сопок. И именно тогда река,
возможно,  и возвращается к своей легендарной
энергетической мысли: вернуть своё мощное прошлое.   
      У разноплеменного населения, издревле
проживавшего на этих  таёжных берегах, бытовало
старинное и единодушное народное мнение  о духовном
величии и великой живительной тайне Воды реки Амур,
о мощи Его волн и несметном водном богатстве.
Многое, сказанное древними,  дошло до наших дней в
2
виде сказаний,  сказок, поверий, былей, песен,
наскальных петроглифов и оставленных предками других
символов старой жизни. И в это можно поверить… (а
почему нет?), ведь  люди, как и весь окружающий их
Мир, являются детьми Природы-Матушки!
      До сих пор в памяти у многих коренных
представителей народностей Приамурья,  всё ещё живО
своё
старинное национальное верование в Духов окружавшей
их воды, тайги, и всего Мира живого и мёртвого!
Известно, что нанайское слово «Подя» обозначает имя
Духа Воды
великого Амура. Будто бы, Он, Амур, имел такие
могучие воды, что они плескались меж склонов
береговых сопок, захватив все низинные места. Значит
ли это, что на месте нашего города, в молодые земные
века вольничала амурская тягучая волна?  Тогда Он
был гигантски широк!
      Так говорят  древние… А Вода реки, которая
давала им жизнь,  вызывала у них духовное почитание,
боязнь, страх из-за своей величины и мощности
в то же время была неизбежностью их существования.
Это рождало в народе великую значимость сил
воды, реки, природы и полную зависимость от них.
      А само название  реки – Амур, такое привычное
нашим современникам, прикрыто туманной историей
возникновения, оно вырабатывалось, складывалось
столетиями и даже тысячелетиями жителями Приамурья.
Малые народности, когда-то заселяющие берега реки,
называли её все по своему, часто, исходя из
отвоёванного  для жизни места около неё, а также от
своих мифологических воззрений, в том числе
шаманизма, культовых обрядов и  прочее. Выяснилось,
что у коренного населения наших мест - нанайцев
(гольдов)   в древности река Амур называлась Чёрный
3
Дракон из-за «мутного» оттенка воды. У нивхов -
обозначалась словом Ла, за названием которого  может
стоять смысл «затемненности» по той же причине.
Также смыслу  «затемнённости» воды
соответствует и китайское Хейхе, наименование реки
Амур, т.е. Чёрная река. Своё мнение оставили и
эвенки, используя слово «нагар», в сочетании «вода».
Это также соответствует значению и
тунгус-манчжурскому названию реки Амур.       
      Все существующие различные мнения о признании
имени нашей дальневосточной реки, как  Амур, имеют
место быть, но все они  сходятся в главном его
признаке – цвете воды.   Это, конечно,  всё про
него. И этот факт неизменен во времени, так был
понят древними, а также принят современниками
навсегда.
      Дальневосточники любят свою реку, дорожат
дружбой с великим, никогда не седеющим
Амуром-Батюшкой,  и, изучив  его водные 
особенности,  применяются к непростому характеру,
находя с ним общий язык.  Живя на такой сильной Воде
реки современным жителям Приамурья приходится
учитывать, что Амур, как  живое существо,
периодически вспоминает
свою, хоть и временную, но неистребимую тягу к
власти. В этом он  не привык сдерживать силовые
порывы характера бесконечно великого водного
властелина этих мест… 
      Но всегда человеку приходится видеть, как 
после своего пиратского вторжения на освоенные
человеком земли, Амур на позднем осеннем ветру,
шипяще укладывает своё гибкое, мощное, похожее на
драконье тело в привычные оковы-берега...
      При этом есть понимание, что верить в это
обещанное смирение, Батюшке нельзя.
 

Фото из Интернета. Спасибо.

         


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.