Грозные воды

      

      Великий Амур-батюшка в периоды половодья  трудно размыкает свои тяжёлые объятия с Приамурскими городами. В том числе и с Комсомольском-на-Амуре.
Особенно это заметно в годы очень высоких уровней разлива вод.
Осложняется это положение, кроме многоводья, ещё и тем, (учитывая народное мнение), что наш город расположен в узком месте, на некотором изгибе русла реки, где приближенные друг к другу берега, образно создали подобие «горлышка бутылки».


      После мощного осеннего наводнения в Приамурье  2013 года, когда опасность затопления всего города была настолько высока, что привлекались для срочного строительства защитных дамб военные силы страны, горожане уже внимательнее относятся к прогнозам  по состоянию нашей серьёзной реки. Что не оказалось лишним.       
     Уже через несколько лет, также в осеннее  время, Амур снова показал свой сложный захватнический характер и  вероломно пошёл водной силой на заселённые территории …  Но затем, обнаружив, наверное, серьёзность построенного сопротивления, неожиданно остановил свои активные действия. И уже вскоре его холодная, особенно затемнённая и загущенная придонными взвесями, тяжёлая жёлто-чёрная Вода,  замедленно, явно неохотно начала отползать  в своё, уже давно известное всем, речное русло. Казалось, что Амур с притворным коварством  покорённого покидает, освобождая,  как бы временно, от  своего присутствия,  земли левобережья…
       Именно здесь, на  этих равнинные местах менее века назад  был возведён  до самых западных склонов Сихотэ-Алиня легендарным ручным трудом стратегический форпост Дальнего Востока, названный первостроителями городом Юности или Комсомольском-на-Амуре.
Сколько амурской Воды ушло в океан с того первого года его рождения? Трудно сказать, даже невозможно. Но река, на которой стоит наш город, украшая её своим человеческим величием, наверное, всё помнит.
       Это становится, почти очевидным, когда по велению мощных законов Природы и внешних обстоятельств, древняя память реки Амур  периодически просыпается, вспоминая  свои былые великие водные просторы, размашистость волн, свободно гуляющих,   окатывая береговые подошвы скал и склонов зелёных сопок. И именно тогда, река, возможно,  и возвращается к своей энергетической мысли: вернуть своё мощное прошлое.    

       У разноплеменного населения, издревле проживавшего на его таёжных берегах, бытовало старинное и единодушное народное мнение  о духовной величине и великой живительной тайне Воды реки Амур, о мощи Его волн и несметном водном богатстве.  Многое, сказанное древними,  устно   или письменно дошло до наших дней в виде сказаний,  сказок, поверий, былей, песен, наскальных петроглифов и оставленных предками других символов старой жизни. И в это можно поверить… (а почему нет?), ведь все люди, как и окружающий Мир, являются детьми Природы-Матушки!
      До сих пор в памяти у многих коренных представителей народностей Приамурья, чьи предки давно в небытии, всё ещё живО старинное своё национальное верование в Духов окружавшей их воды, тайги, и всего Мира живого и мёртвого! Известно, что нанайское слово «Подя» обозначает имя  Духа Воды великого Амура. Будто бы, Он, Амур, имел такие  могучие воды, что они плескались меж склонов береговых сопок, захватив все низинные места. Значит ли это, что на месте нашего города, в молодые земные Века вольничала амурская тягучая волна?  И тогда Он был гигантски широк!
      Так говорят  древние… А Вода реки, которая давала им жизнь,  вызывала у них духовное почитание, боязнь, даже страх из-за своей величины и мощности, была неизбежностью их существования. Это рождало в народе великую значимость от сил воды, реки.

      А само название  реки – Амур, такое привычное  нашим современникам, прикрыто туманной историей возникновения, оно, вырабатывалось, складывалось  столетиями и даже тысячелетиями жителями Приамурья. Малые народности, когда-то заселяющие берега великой реки, называли её все по своему, часто, исходя из отвоёванного для жизни места, своих мифологических воззрений, в том числе шаманизма, культовых обрядов и  пр. Выяснилось, что у коренного населения наших мест - нанайцев (гольдов)   в древности река Амур  называлась Чёрный Дракон из-за «мутного» оттенка воды. У нивхов обозначалась словом Ла, за названием которого  может стоять смысл «затемненности» по той же причине. Также смыслу  «затемнённости» воды соответствует и китайское Хейхе - наименование реки Амур, т.е. Чёрная река. Своё мнение оставили и эвенки, используя слова «нагар», в сочетании «вода» и т.д., что также соответствует значению и тунгус-манчжурскому названию реки Амур.
       Но есть, к  тому же, научные исследования по теме возникновения названия реки Амур, и они выявили, что существовал «…именно участок реки, имевший в древности сакральное значение, (он) мог носить название Амур, которое затем распространилось (и) на всю реку» (1)*.

       Все различные мнения о признании нашей дальневосточной реки, как  Амур, имеют место быть, конечно, навсегда. И дальневосточники любят свою реку, дорожат дружбой с великим, никогда не седеющим
Амуром-Батюшкой, применяются к Его непростому характеру и учитывают
 в человеческой жизни его водные особенности.

       Живя на такой сильной реке, жителям Приамурья приходится учитывать, что Амур, как  живое существо, вспоминая свою, хоть и временную, власть,  не привык сдерживать силовые порывы характера бесконечно великого водного властелина этих мест…
       Часто приходится человеку видеть, как на позднем осеннем ветру, Амур, шипяще  укладывал после пиратского вторжения своё гибкое, мощное, похожее на драконье, тело в привычные оковы-берега, и при этом понимать, что верить в это обещанное смирение, Батюшке нельзя.

Фото из Интернета. Спасибо.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.