Лоции- периплы, портоланы, вегенеры
Слово-лоция (от нидерл. loodsen «вести корабль») описание морей, океанов и их прибрежной полосы предназначенное для мореплавателей.
Люди перемещались по планете во все времена. Большинство из них отправлялось в местность, где уже побывали другие и путь был более-менее известен. Те, кто первым посещал неизведанные земли, наносили очертания берегов с помощью схем, особенности рельефа суши. старались описать маршрут. Так и появились первые географические карты и лоции.
Лоция - это пособие для мореплавания, в котором дано подробное описание берегов, бухт, гаваней, рейдов и портов.
Из нее можно узнать о подводных опасностях и течениях, порядке плавания в узкостях и навигационных ориентирах, расстояниях между портами и рекомендованных маршрутах.
В лоции приводятся сведения о том, как выглядят и далеко ли видны с моря мысы, возвышенности, береговые строения, какие гидрометеорологические условия ожидаются в данных районах плавания и др.
Лоции составляются для отдельных морей или их частей, а также для отдельных районов океанов.
Предшественниками современных лоций были периплы и портоланы. Они были дополнениями к картам, описывая то, что было изображено на них.
Судоводители Древнего мира пользовались не только морскими картами (первые карты изготовили финикийские моряки в 490 г. до н.э.), но и «Периплами» -своего рода морскими лоциями.
Слово перипл от греческого - переход по морю, «круговое плавание» вдоль берегов моря или вокруг островов) относится к описаниям морских путешествий у античных авторов. Периплы –это пояснение к плаваниям, изображённых на карте.
Текст периплов как правило отражал суть названия, т.е. давал описание плаваний, по некоторым замкнутым маршрутам – вокруг острова, например, или даже целого континента, а также вдоль побережья одной какой- нибудь страны или берегов какого-либо моря.
Постепенно периплы стали пополняться сведениям, напоминающими выписки из путевых журналов путешественников Нового времени. В деталях описывались особенности морского пути, подстерегающие мореплавателей опасности, места якорных стоянок и удобные рейды, наличие поблизости источников пресной воды и т.п. Перипл открывался сведениями о береговых населённых пунктах и расстояниях между ними. И рассказывалось в них лишь о путешествиях по морю.
Текстовые навигационные сборники оставались главным инструментов у моряков вплоть до семнадцатого века.
Первые дошедшие до нас периплы на греческом языке относятся к IV в. до н.э, последние – к V в. н.э.
Греческий мореплаватель и географ. Скилак Кариандский сделал описание своих плаваний по Средиземноморью (515 г. до нашей эры). Это самый ранний из известных греческих периплов, которые позже стали базой для многих будущих картографов, особенно в Средневековье
Из них можно было узнать обо всем, что могло бы помочь определить местонахождение судна, места якорных стоянок, указаны ориентиры при плавании вблизи берегов, места, где было возможно отремонтировать корабль и запастись пресной водой и многое другое, что обеспечивало безопасность плавания.
Портолан (ит. portolano <port порт) это навигационные карты 13-16 вв. (иначе называемые компасные карты) с подробным описанием береговой полосы Средиземного моря.
Портолан использовался для чисто практических целей, содержал накопленные веками сведения о прибрежных водах посещаемых моряками стран.
Так, итальянские портоланы содержали описания берегов и островов Средиземного моря, побережья Атлантического океана до Слюйса во Фландрии, южных берегов Англии и Ирландии. Результаты съёмки побережья выражались не только графически, на картах, но и словесно. Таким образом портоланы и морские карты дублировали и взаимно дополняли друг друга.
В портоланах стали указывать расстояние между пунктами для каждого направления - peleggio - и курс, который следует держать
Более поздние портоланы включали рассказы об атлантическом побережье Африки и Канарских островах. А так как компас в Европе, по мнению большинства учёных, появился в XII веке, то и появление портоланов должно относиться к этому времени.
Новые термины появились в морском языке в самом начале шестнадцатого века. вместе с появлением у моряков, перечисленных выше стран первых пособий по навигации нового образца, ставших непосредственными предшественниками современных лоций.
Появление компаса, овладение искусством определять широту места корабля в море стало отправным пунктом для перехода от периплов и портуланов к roteiro, первоначальной форме лоций.
Португальские мореплаватели называли его roteiro, испанцы- derroterro, французы – routier, англичане, переняв у французов это слово, стали назвать его rutter или ruttier.
Смысл этих терминов понятен без перевода: в основе большинства из них лежит корень route – дорога, путь (на суше), направление, курс (на море).
Первоначально эти термины обозначали названия самых первых сборников, сменивших собой периплы и портоланы. Что касается итальянцев, то они упорно сохраняли за своими текстовыми руководствами по навигации название portolani.
Клавдий Птолемей написал «Руководство по географии». В приложении к «Руководству по географии» имелись 27 карт, среди них - подробная карта мира. Это первая известная нам карта, наверняка имеющая более древний источник.
Арабы использовали карты Птолемея, переиздав их ещё в общей сложности 50 раз.
В первом плавании Колумба (1492), он пользовался картами, о которых пишет Пири Рейс: «Неверный по имени Коломбо, генуэзец, открыл эти земли. В руки названного Коломбо попала одна книга, в которой он прочитал, что на краю Западного моря, далеко на Западе, есть берега и острова …».
Знаменитый трактат французского навигатора с испанскими корнями Пьера Гарсия, «Le Grand Routier de la mer» («Великий маршрут по плаванию в Понантских (западных) морях) был впервые напечатан в Руане в 1502-1503 гг.
Переведён на английский этот документ был в 1528 году и появился в Англии под названием Rutter of the Sea.
В сочинении известного португальского мореплавателя Дуарте Пачеко Перейра Перейры под названием Esmeraldo de Situ Orbis («Изумруд о состоянии Земли»), написанном в период между 1505–1508 гг., он сообщил о своём пребывании на землях, расположенных по ту сторону Атлантики.
Первые описания плавания в Индийском океане- Roteiros (лоции) появились после экспедиции Васко де Гама в Индию.
В июле 1497 года экспедиция под началом Васко да Гамы отправилась в плавание на четырёх кораблях. Обогнув с юга Африку, продолжая путь вдоль побережья Африки, Васко да Гама достиг Малинди, где занялся поисками туземного лоцмана для плавания через новый океан, mare incognitum.
Король Малинди рекомендовал муаллима Ибн Маджида, и да Гама пригласил известного арабского лоцмана на флагманский корабль. 24 апреля 1498 г. Ибн Маджид повёл корабли Васко да Гамы на восток, а через месяц, 20 мая, экспедиция благополучно высадилась в Каликуте, на западном побережье Индии.
Ибн Маджид безукоризненно знал весь бассейн Индийского океана - от Красного моря, и Персидского залива до Малайского архипелага и портов южного Китая. Знания о своих плаваниях и опыте лоцмана открытого моря, Ибн Маджид описал в произведениях.
Наиболее значительной лоцией, составленной Ибн-Маджидом, в 1462 году является «аль-Хавия» («Извлечение об основах науки мореплавания» ),.
В ней описываются приметы, указывающие близость земли, румбы и режим ветров. Даются маршруты морских путей Красного моря. Персидского залива и Индийского океана, широты гаваней последнего.
В трактате «Китаб аль-Фаваид» («Книга полезных сведений об основах наук мореплавания», 1489), помимо Красного моря, описываются Мадагаскар, Ява, Суматра и Цейлон.
В Институте востоковедения АН СССР хранятся 3 стихотворные лоции («урджузы») Ибн-Маджида, описывающие пути из Малабара (Индия) в Софаль (Мозамбик), из Джедды в Аден и плавание между Индией, Цейлоном и Явой. Эти лоции рисуют состояние океанских сообщений во второй половине пятнадцатого века почти от мыса Доброй Надежды до порта Зейтун в Индокитае, с подробными маршрутами по Красному морю, Персидскому заливу, Индийскому океану.
После плавания Васко да Гама произведения (лоции) Ибн-Маджида стали доступны португальским мореплавателям.
Первым «настоящим» roteiro, дошедшим до наших дней принято считать Manuscrito de Valentim Fernandes (1506). Написан roteiro на латыни, простым языком. Он следует традициям итальянских портуланов, являясь в основной своей части руководством по прибрежной навигации. Новым в нем является нанесение широт для основных пунктов побережья.
Первые португальские Roteiros стали образцом для всех других стран при разработке своих лоций.
После создания в 1602 году Голландской Ост-Индской компании были засекречены все навигационные документы и пособия для Тихого и Индийского океана между мысом Доброй Надежды на западе и Магеллановым проливом на востоке. Те лоции и карты, которые капитаны компании получали перед отплытием на восток, подлежали строгому учёту и немедленному возврату после возвращения из плавания.
Ост-Индская компания принимает решение издать свой многотомный морской атлас и лоцию. В 1680 году выходит первый том пятитомной лоции Nieuwe Lichtende Zee-Fakkel. Лоция голландских картографов получила большую известность. В России называли эту лоцию, как и в Голландии – Зеефакел, в Англии ее называли Sea Torch.
В середине XVI века у английских моряков появилась острая потребность в пособиях, освещающих океанские плавания в Вест-Индию. Началась целая кампания по захвату, хищению, покупке и копированию испанских и португальских пособий по навигации.
В 1578 году был переведён на английский язык единственный к тому времени испанский печатный derrotero с описанием маршрутов к берегам Вест-Индии Suma de Geographia, опубликованный ещё в 1519 году конкистадором и картографом Мартином Фернандесом де Энсисо.
Таким образом появился первый печатный английский руттер, освещавший моря за пределами Европы, первое трансатлантическое пособие по навигации, показывающее американское побережье и прилегающие моря. Он носил название A Briefe Description of the Portes, Creekes, Bayes, and Havens of the Weast India.
Лука Янсен Вагенер одно время служил лоцманом открытого моря-штурманом, на голландских кораблях, затем сборщиком морских пошлин, заимствуя у коллег описания морских маршрутов и карты окрестных морей.
В итоге издал много карт и описаний различных мест и земель, в которых ему удалось побывать во время своих морских путешествий.
Подборки таких описаний и карт, которые он составил к своему пятидесятилетию, привязанные к основным портам региона, послужили основой для капитального труда. Первый том двухтомного труда вышел в 1584 году в Лейдене.
В 1588 году, с книги Вагенера был сделан перевод в Англии, получивший название «The Mariners Mirrour».
После появления книги Вагенера, получившей название «Spieghel der Zeevaert» («Зеркало мореплавателя»), имя автора стало нарицательным, его книга и созданные по ее подобию навигационные пособия других авторов получили название "ваггонер" (waggoner), которое вытеснило бытовавшее до этого времени rutter.
Со временем название «ваггонер» стало нарицательным для всех лоций вообще. Термин «лоция» на его замену пришёл только в 1786 году.
С 1786 года термин «лоция» заменил, название "ваггонер".
Современная лоция — это пособие для мореплавания, в котором дано подробное описание берегов, бухт, гаваней, рейдов и портов. Из лоции можно узнать о подводных опасностях, течениях, порядке плавания в узкостях, навигационных ориентирах, расстояниях между портами и рекомендованных маршрутах.
В лоции приводятся сведения о том, как выглядят и далеко ли видны с моря мысы, возвышенности, береговые строения, какие гидрометеорологические условия ожидаются в данных районах плавания и др.
Лоции составляются для отдельных морей или их частей, а также для отдельных районов океанов.
Навигационная и гидрометеорологическая обстановка океанов и морей требует систематического их изучения для издания и поддержания лоций, карт и других навигационных пособий на уровне современности.
Этими вопросами в каждой морской стране занимаются особые службы.
В Англии — United Kingdom Hydrographic Office (UKHO)-Гидрографический департамент британского Адмиралтейства. (Admiralty Sailing Directions (Pilots)).
В РФ так Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации (УНиО Минобороны России). Функции УНиО - издание лоций, карт и других пособий по гидрографии и судовождению.
Международная гидрографическая организация (МГО)
-International Hydrographic Organization (IHO).
В настоящее время в работе МГО участвуют 57 государств.
Цели МГО:
- координация работы национальных гидрографических организаций;
- унификация издания навигационных карт и пособий.
Международное Гидрографическое Бюро выполняет функции аппарата МГО.
Свидетельство о публикации №223053000522
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 30.05.2023 19:57 Заявить о нарушении
Леонард Позолотин 30.05.2023 21:21 Заявить о нарушении