Подруга

   Это был обычный летний день. Мы переезжали. Я с мамой сидела в кабине грузовой машины и смотрела на мелькающие в окне дома и переулки. "Это временное жилье, - обьяснила мама, - Сильно не привыкай и ничего не бойся". Мы добрались до места, вышли из машины и я долго наблюдала как грузчики бодро затаскивали мебель на четвертый этаж старого пятиэтажного дома. Шел восемьдесят восьмой год - одна тысяча девятьсот восемьдесят восьмой год.Мне было четыре годика. Прежде всего, в этой суматохе, мое внимание првлек двор. Детская площадка на какое-то время поглотила все мое внимание. Я играла и не задумывалась: что будет дальше, полагалась на маму. Немного скучала по отцу, про которого обьяснили, что жить теперь мы будем порознь.
   Двор состоял из металлических детских лазалок окрашенных во все цвета радуги: лесенок, паутинок и парных качелей на одной железной стойке. По перимерту росли кустарники волчьей ягоды, барбариса и несколько кустов сирени. В стороне росли цветы, которые посадили в геометрически точном порядке, даже с претензией на мини городской сад. Располагался двор внутри дома буквой "Г"раскинувшегося на Вогульской улице города Нижнего Тагила.Строили его по устным преданиям людей военнопленные немцы. Внутренняя отделка состояла из набитой в перекрещении рейки,сверху ложилась штукатурка и краска. В некоторых "худых" местах можно было видеть эти тонюсенькие досточки и шляпки малюсеньких гвоздей, покрытые ржавчиной, которые годами держали эти стены. Напоминали о времени Великой Отечественной войны и надписи "Убежище" четко протрафарированные со стрелками-указателями.
    Перекресток со стороны центрального фасада был более чем оживлен и опасен. Островной светофор не всегда спасал от беды и гибли дети, взрослые люди,собаки. Иногда попадали в аварию автомобили. На первом этаже лицевой стороны дома на самом углу изгиба буквы "Г" располагался вход в продуктовый магазин. Если стоять к нему лицом, то справа пестрел афишами кинотеатр "Урал", а левое укороченное крыло дома смотрело окнами на несколько поотдаль поблескивающий водной гладью Выйский пруд и умеренно-высокую потемневшего кирпича трубу какой-то фабрики. Все здание украшала по фасаду крыши и по высоте первого этажа гипсовая резная белоснежно-беленная лепнина. Каждое окно и балкон лаконично были ею дополнены. Самый-самый верхний этаж дополняла округлая беседка, беленая в желтые и белые цвета в одной цветовой гамме со всем домом. Именно на ней красовался металлический шпиль. Наш дом в сердце Выи - одного из старейших районов Нижнего Тагила, так и называли: дом со шпилем. Выя в переводе с некого старинного диалекта означает шея, так гласят устные предания старожилов-жителей.
   Нам достались две комнаты на подселении с высоченными потолками и даже балконом, который выходил на оживленный перекресток. квартира была четырехкомнатная. Лифта не было. Длинный коридор упирался в раздельный санузел. Справа общая кухня, слева комната, которая стала мне спальней. Перед этими были еще пара дверей: влево комната мамы, а направо две смежные комнаты соседей. коридор был темен, бардов с коричневыми вкраплениями мебели, и совершенно добр и не страшен.
   Все было непривычно и в то же время интересно. Я бродила среди наспех расставленной мебели и тюков с вещами в обнимку с игрушкой-зайчиком и наткнулась на девочку, она увидела меня и засмеялась:
    - Значит ты - наша новая соседка? Тебя как зовут?
Как я узнала позже, соседи часто сменяли одни других, а они были давними стабильными жильцами. Девочка была старше меня, училась в школе в пятом классе.
    - Саша, - ответила я.
    - Здорово! Саша - Наташа! Меня зовут Наташа. Я могу заставить тебя называть себя тётя Наташа, - важно добавила она, - потому что ты - малява! Надеюсь вы будете лучше чем прежние соседи.
Я пожала плечами и неочень поняла о чем она.
    - А ты интересная, пойдем я тебе покажу свою комнату. Мы с мамой живем вдвоем. Отца я своего никогда не видела, но у меня есть своя комната, -  гордо резюмировала она. Взяла меня за руку и повела за собой.
    Я засеменила следом, крепко сжимая руку новой знакомой. Это был первый и последний раз, когда она держала меня за руку. В последствии я только семенила следом, а она через плечо мне покрикивала:"Не отставай, дуреха!". Мы зашли на их территорию квартиры. Непривычно было осознавать, что комнаты в одном жилье принадлежат разным хозяевам, которые не являются родственниками. Она открыла дверь своей комнаты и мы зашли. Обстановка была простой и бедной: холодильник, диван, письменный стол.
    - Знаешь, что это такое? - спросила новая знакомая и протянула мне на ладони какой-то прямоугольный предмет, завернутый в фантик, похожий на конфету с непонятной иностранной надписью. Я вопросительно передернула плечами.
    - Малява! - засмеялась она, - это жевачка. Только всю я тебе не дам! Половинку получишь.
Она развернула жевательную резинку, раскусила ее пополам и протянула мне. Мы почавкивали, надували шары, тянули ее как нить изо рта и обратно зажевывали в бесформенный комок.Она хвалилась своей коллекцией вкладышей и оберток.
    - У тебя уши что - не проколоты?
    - Мама не разрешает.
    - Эх, ты, Малява, смотри что у меня есть!
Моему вниманию была представлена коллекция пластиковых детских сережек: ножницы, сердечки и всевозможные формы ягод и человечков. У меня от удивления и восторга перехватило дыхание. Старшая подруга была светло-русой сероглазой современной девочкой. Училась она средне и их с мамой мечты больше были устремлены в ее женское будущее и большой упор на одежду и соответствие новинкам детских интересов: игрушек и игр. Она должна была быть в классе не из последних, а право иметь. Представлять из себя что-то. Мое внимание привлек школьный ранец светло-коричневого цвета с Красной шапочкой на мягкой крышке с одной застежкой. В школу мне еще не скро предстояло идти. Я задумчиво выплюнула жевательную резинку.
    - Ты что, Дуреха, - возмущенно воскликнула Наташа, - так добро разбазаривать! Смотри!
Она открыла старенькую "Бирюсу" и я увидела штук пять или семь уже жеваных жевательных резинок, прилепленных к морозильной камере.
    - Вот как надо жевачку хранить!
    Выглядели эти комки явно не аппетитно и, как я впоследствии узнала, на морозильной камере скапливается множество микробов, они переползают по холодильнику и множатся от сырых: мяса, рыбы и курей. Нельзя такое повторно жевать. Надо - значит надо. Я отдала жеваный комочек ей и она гордо прилепила его на морозильную камеру. Дверца холодильника захлопнулась.
    - А выклянчивать жевачки нужно у маминых жрузей, - резюмировала она.
    - Мне папа купит, - надула губки я.
    - Так вы с папой переезжаете?
    - Нет, но это временно, немного здесь поживем и переедем ближе к Выйскому пруду и снова будем жить вместе.
    - Дуреха, такие вещи временными не бывают: отцы часто бросают детей. На меня посмотри, я своего в глаза не видела, да и не желаю. Привыкай, учись жить - как я.
   За дверью раздались звуки приближающихся шагов и в комнату вошла мама, взволнованная и немного усталая.
    - Вот ты где, а я уж потеряла...пойдем! Уже и подружку нашла - шустрая!
    Время шло. Лето сменялось осенью, затем приходили зимы. Я стала Наташкиным хвостиком.Куда она - туда и я. Не знаю: зачем я ей была нужна с такой разницей в возрасте. Возможно я была для нее заменой сестры, которую её мать не могла себе позволить. Что может быть нежду нами общего? Неужели ей интересно со мной? Скорее всего я была для нее ключом от маминой комнаты, в которой стояла дорогая мебель. В ее шкафу висели дорогие красивые платья. Ароматный парфюм, бижутерия - сокровенный женский мирок.
    Мы играли со шкатулкой в которой хранились стеклянные и деревянные украшения: обвешивались бусами, жеманничали и смеялись. Удобно сидели на широком подоконнике и весь он сверкал на солнце разноцветным стеклярусом, бисером, перьями. Наталья всмотрелась в окно и сказала:
    - Опять повышенный выброс!
    - Что это такое? - спросила я.
    - Вон видишь - вдали дымятся трубы? - Это искусственные облака, которыечеловек создает сам себе на свою голову.
    - Искусственные облака?
    - Ну, да, вон - видишь: серовато-розовое, а вот то с голуба. А затем они собираются в кучу и превращаются в искусственное небо.
    - Искусственное небо? - удивленно и протяжно спросила я.
    Наталья сидела на подоконнике в жилете, на который была настрочена на швейной машине этикетка "Montana", неизвестно кем подаренная или где-то найденная. Жилет был самосшитый и все стеснялись этого, пришить собственную марку швеи было не принято и даже постыдно. И возникла мода нашивать зарубежные бренды на свою одежду. Одну ногу наталья прижала к груди, другую свесила и сильно раскачивала.
    - Да, искусственное небо, купол нависший над городом. Хватит о чепухе, пойдем, погуляем!
    Мы с ней исходили все окрестные дворы, она знала все закоулки и переулки. С гордостью представляла меня друзьям: дворовым и одноклассникам. И вот однажды я в задумчмвости оказалась одна в чужом дворе. Детские голоса затихли. Щебетали птицы. Изредка налетал легкий летний ветерок и трепал листья кустов волчьей ягоды, которые издавали легкий шелест. Неспешно и грациозно проплывали высокие облака на бледно-голубом небе огромными пушистыми глыбами, которые меняли свои очертания и давали простор для фантазии и наблюдения. Изредка редкий прохожий быстрым шагом миновал двор и совершенно не замечал меня - одинокого ребенка на лавке во дворе среди пустующих лазалок и горок. Я впала в молчаливое оцепенение.
    - Дядя Толя! Дядя Толя! - истошно и испуганно кричала Наташа другу своей матери, - Малява пропала!
    Когда Наталя заметила, что хвостик куда-то запропостился, сразу побежала на макаронную фабрику, куда ее пускали все сторожа, пото му что очень хорошо знали. Молнией она неслась мимо турбин и покачивающихся огромных специальных производственных ванн с изогнутыми рожками в колоссальном колочестве.
    - Какая Малява! Как пропала! Звать ее как!
    - Саша!
    - От, черт, Фомич! Прикроешь, я не на долго! Не больше часа!
    Мужчина скинул серый рабочий халат и они с Натальей прибежали в наш двор полный ребятни.
    - Ребята, девчата, слушай меня! Сашу знаете?
Пошел гул согласия и несогласия.
    - Так! План действий таков, прочесываем соседние дворы и громко зовем: Саша! Кто найдет - ведем сюда. Девочка это с косичками такая. Да, да, она. Даю пятак нашедшему!
    Издали словно сквозь сон я услышала крики детей, они звали меня по имени и молча я пошла на зов.
    - Ты, что, Малява, так испугала!- кричала Наталья и вела меня домой, - Благо быстро нашли. Дядя Толя даже успеет на работу вернуться.
    Мы поднялись на четвертый этаж на звонок в дверь открыла моя мама:
    - Что-то вы поздно. А что такие чумазые?
Меня сопроводили в ванную и ничего матери не сказали о том, что произошло.
    Жизнь пошла своим чередом. Зимой мы катались с горы и по двору на санях. Иногда Наталья катала меня, чаше садила впереди себя и мы быстро мчались с горы под заливистый смех. Одна зима сменяла другую. Я жила в окружении этих людей, которые верили в искусственное небо. Верили в силу человечества: оно же смогло создать заводы! Наши соседи не знали что такое садовые яблоки. Наталья никогда не видела заботливых рук бабушки. Она знала только магазинный картофель и не понимала чем он хуже того, что вырос в огороде. Я то же любила этот густой смог и дымящие трубы.
    Настал день и снова: тюки, грузчики, машины. мы переезжаем еще ближе к Выйскому пруду. Наталья обняла меня на прощанье и протянула что-то свернутое в несколько раз в кулаке. Это была портновская резинка метра два или полтора сшитая в круг. Популярная прыгалка для трех подружек: двое встают внутрь резинки, фиксируют ее на уровне чуть ниже щиколоток и расходятся в стороны что бы получился прямоугольник: две его параллельные части - ширина детского шага, длина двух других параллельных сторон зависела от длины резинки. Третья прыгала "программку" под прорифмованные выкрики хором подруг до тех пор, пока не "посядет" - ошибется и запнется. Тогда приходил черед следующей прыгуньи.
    - Держи, Саша, тебе от меня, дарю!
    - Здорово! Твоя! Спасибо! - я заискрилась счастьем и схватила подарок.
    - Знаешь, а мы то же уезжаем.
    - Да, ну!
    - Ага, и теперь будем жить отдельно: только я и мама. Ну, возможно, дядя Толя, если надумает.
    Со временем я поступила в первый класс и до нашей семьи долетали новости, что Наталья обзавелась братиком и дядю Толю учится называть папой.
                февраль 2016г.



               


Рецензии