Короткие истории длинной жизни

 Институтские преподаватели

Некоторые события жизни плотно засели в загашнике памяти. А вот другим надо какое – то подтверждение, чтобы они засияли в нём. Сегодня решил, в связи с находками в домашнем архиве, рассказать о моих преподавателях в Вологодском государственном педагогическом институте. Учился я в нём на историческом факультете по специальности «Учитель истории, английского языка, государства и права» в 1973 – 1978 годах. Считаю, что нам очень повезло с профессорско – преподавательским составом. Разве забудешь А. З. Цинмана с его варяжской теорией на первых лекциях по истории СССР или профессора Бланка, который прочитал курсу только одну – две лекции по раннему христианству, но это была песня! Он на старших курсах рассказывал о пленении фельдмаршала Паулюса во время Сталинградской битвы и почему он сломался в нашем лагере (чему сам был свидетелем) и это было бесценно, ибо таких подробностей Александр Соломонович не приводил даже в своих дальнейших книгах об этих событиях. Клавдий Васильевич Некрасов читал нам историю КПСС и каждый раз, когда Л. И. Брежневу вручали то медаль, то орден, то премию (а вручали их чуть ли не каждый день) то он сурово хмурил брови (почти такие же как у Брежнева) и говаривал «Вот звезда экрана…», явно не одобряя происходящее с генсеком и считал, что коммунисты так себя выставлять перед народом не должны. Преподаватель Дмитриев, читая нам научный коммунизм, не чурался отвечать на все неудобные вопросы студентов честно и по возможности открыто и аргументированно. А вопросы были и видимо, стукачей в группе не было, ибо все мы закончили ВУЗ. Отдельная тема – это П. А. Колесников, у меня полное его собрание сочинений с его автографами, который мог сыграть в моей жизни решающую роль, когда после того как я пришёл из армии, предложил мне целевую аспирантуру в Политехе или в нашем Педе… Но маленький ребёнок, жена в далёком Кировске не позволили принять его предложение, как бы этого не хотелось. А вот, например, Александр Шпрыгов, из нашей группы, по его же рекомендации, в аспирантуру поступил и благополучно защитился… Однако, хватит воспоминаний устных, мои руки жгут материальные свидетельства тех студенческих лет. Не знаю как они сохранились, эти две курсовые работы при моих частых переездах, но ценны они автографами преподавателей на мои студенческие «труды» и тем, как сейчас понимаешь, что они искренне хотели сделать из нас историков… Это документы времени, которые не соврут, правда постараюсь повспоминать обстоятельства, сопутствующие написанию и проверке этих работ. Это будут воспоминания о юности, нашем любимом ВУЗе и преподавателях, учивших уму – разуму, дававших знания на всю оставшуюся жизнь. Начну с Валентины Александровны Талашовой, у которой в 1977 году я взял тему курсовой по всеобщей истории «Антифашистское движение в Италии в 1922 – 1943 годах, его формы и эволюция». По – моему, она была в положении, но консультации проводила чётко и как – то правильно. Хотел взять тему курсовой у А. С. Бланка, но разобрали и вот пошёл к его ученице и не пожалел об этом. Тема курсовой была о фашизме в Италии по газетам тех лет. Из библиотеки не вылезал много недель, настолько тема захватила. На консультации к Талашовой опаздывать не рекомендовалось. Я приходил вместе со всеми и каждый раз слышал - Садись на последнюю парту и жди – ты будешь последний. Мне приходилось выслушивать разбор 4 – 5 курсовых работ друзей – студентов. Валентина Александровна довольно жёстко, но квалифицированно разбирала студенческие работы, но как – то без огонька в её глазах. Наконец мы оставались вдвоём, и она приглашала меня на лобное место разбора. Первая фраза была такой, ну ты и лентяй – опять не переписал начисто. На что я парировал, а зачем? Вы же всё равно будете исправлять, дополнять… Ну, так и обсуждали по моим черновикам терминологию, план статьи, основные положения, спорили о самом итальянском фашизме… Кстати, насколько помню в советских газетах 20 – 30 годов можно было найти массу материала на интересующую нас тему. Видимо я тем и подкупал её, что работал не только с книгами, но и с газетным материалом. Начисто я так и не переписал мою курсовую, как - то не успел, чистовики на очередной консультации превращались в черновики и ничего с этим было не поделать, она и сама поняла это.  А однажды Талашова предложила мне выступить с сообщением на студенческой научной конференции. С моими листочками я выступал в самой большой аудитории нашего института. Всё было солидно и мне даже грамоту вручили, кстати моя вторая грамота из института за хорошую работу в колхозе. Но, запомнилась эта конференция забавным случаем. Перед каждым докладом полагалось сказать несколько слов о выступающем и вот представьте, ведущая, симпатичная девушка, говорит об очередном докладчике – студент Петров с филфака учится очень хорошо, он активный член… Она замолчала, собираясь видимо сказать - студенческого научного общества, но как – то задумалась как лучше оформить мысль. Аудитория ждала несколько секунд, девушка собиралась с мыслями… Наконец, до всех дошло, что член то он активный… и дружно поздравили его и ведущую громким смехом и аплодисментами. Не помню убежала она с кафедры или нет, но, когда и до неё дошёл смысл, то точно сильно покраснела. Тогда стыд ещё входил в число лучших женских качеств, тем более, ну в чём она была виновата, что задумалась не во – время. Валентину Александровну я больше не встречал, она ушла в декрет, её научная и педагогическая карьера сложились весьма удачно, если судить по сведениям из Интернета. Ну вот захотелось выставить её замечания на мою курсовую из далёкого 1977 года, видимо таких раритетов не много осталось в наше время. А рассказы о преподавателях ВГПИ, оставивших в моей жизни яркий след постараюсь продолжить.


Рецензии