Трагедия русской женщины
Оказывается, есть! Намного печальнее, и трагичнее. Это повесть о художнике-портретисте Валентине Серове и его модели, одиннадцатилетней дочери российского миллионера Вере Мамонтовой, которая изображена на знаменитой картине "Девочка с персиками" (91 х 85 см, холст, масло, 1887).
Завораживающая работа, настоящая классика! Однако вглядевшись в картину, вы почувствуете, что это не совсем обычный портрет.
Во-первых, девушка сидит за столом. Зачем художнику понадобился стол, который прячет нижнюю половину изображаемой модели? Есть ли столы в других его портретах? - Нет, только здесь.
Во-вторых, на столе между ним и ею находятся некие предметы: нож, персики, кленовые листья... Почему нужно, чтобы что-то было между? Есть ли хоть в одном портрете Серова тоже что-то подобное, когда между зрителем, смотрящим на картину, и изображаемой моделью ставится нечто? - Нет. Ничего, нигде! - Значит, что-то "между ними" было у художника только с нею.
В-третьих, она изображена в богатом интерьере, в обстановке, так что свет на ее падает не спереди, а сзади, через окна. О чем это говорит? - Что с ним что-то происходит. Он ослеплен ее красотой, влюблен в нее. Конечно, ничего больего между ними не было и не могло быть! Ведь ей только 11, а художнику - 22.
И в-четвертых, - подождите, подождите, - На картине изображена девушка, которой может быть 17 лет, или 20, или 23 года, но никак не одиннадцать. Она гораздо зрелее своих лет. Почему?
Ответьте сами на этот вопрос. Не потому ли, что художнику мечталось - не знаю, как это лучше сказать - чтобы она была постарше, то есть, как пара ему?
Но увы! Не судьба! Ей всего лишь 11, а ему дважды по 11, а когда ей будет трижды по 11, то ее уже не будет на этом свете. Словом, на картине мы видим женщину, которая прожила третью часть своей жизни. Она торопится жить! И это уже не девочка, а взрослая женщина, у которой к своему избраннику весьма взрослые вопросы. Одиннадцать лет для женщины в 19-ом веке - это пик духовности. Потом очень скоро девочка превратится в светскую даму, располнеет, остепенится, и эта девическая живость, духовная устремленность и свежесть пройдет.
Как понимать число одиннадцать? Эй, психологи и астрологи, подскажите! Не значит ли это по-простому: один плюс один? Она в одиночестве, но есть еще кто-то один, понимающий, что она с ним не одна.
Вы только взгляните, как она смотрит на него, который мучается с портретом уже целый месяц и всё никак не может найти нужное выражение! И все добавляет и добавляет количество предметов и деталей.
Нож - потому что она отрезает его попытки проникнуть в ее внутренний мир. Словно хранит какую-то тайну рождения, что именно ему нельзя знать.
Персики на столе - это то, чем она ежедневно, через все органы чувств его наполняет - мягкость, нежность, сочность - и при этом твердая косточка в сердцевине, что ему - хоть зубы сломай - никак в ней не раскусить.
Персик в руке - ее способность схватывать все на лету, цепкость, быстрота, восприимчивость девичьего ума, что так магически привлекает его.
Кленовые листья - это переписка с нею днем, вечером и утром; бесконечные загадки, игры, тайные свидания в саду, что так феерически заводит их обоих.
И этот стол, что поделил надвое пространство между ними, и этот взгляд, которым жадный до ее глаз художник не хочет поделиться со зрителем. Она так и осталась на картине, смотрящей на него, незримо присутствующего. Именно на него направлен взгляд, который говорит:
"Станешь ли ты однажды предпринимателем, как мой отец? Или так и останешься всю жизнь исполнителем, пишущим на заказ портреты богатым людям? Сможешь ли ты перепрыгнуть через себя?" Да, в свои 11 лет она прекрасно понимала, что они принадлежали разным социальным группам и друг другу не пара. Но была надежда...
У него было время! Ведь ей было всего 11, и он мог бы использовать годы до ее совершеннолетия, чтобы перепрыгнуть через пропасть. Он реально смог бы это сделать, потому что любовь разбудила в нем великий дар, он смог бы стать великим художником, как Айвазовский или Иванов, написать портрет императора и женится на ней.
Но, увы, драма жизни обернулась трагедией, которую никто из искусствоведов не замечает, но если вы внимательно посмотрите на картину, то увидите, что это трагедия, которая прошибает до слез. Трагедия умной молодой женщины, у которой жизнь отнимает того, с кем ее соединила судьба. Чем-то это всё очень напоминает пушкинскую Татьяну, которой жизнь не дала соединиться с Онегиным. И кто здесь виноват, он или она, непонятно.
Серов был болен, он страдал эректильной дисфункцией, которая неизбежно развивается у творческого человека, сильного мужчины, при отсутствия контактов с женщинами и приводит, как следствие, к простатиту. Штука эта лечится только одним способом - необходимо как можно скорее эти контакты возобновить. А чтобы возобновить, необходимо жениться на взрослой девушке - таковы суровые законы общества
У Серова уже была на примете невеста, и когда он писал эту картину, то знал, что предстоит разрыв, причем окончательный. Вера это чувствовала и страдала. Почти два месяца она позировала, а потом художник покинул Абрамцево, подарив картину ее матери, и на этом наша повесть заканчивается.
Эпилог
Через 15 лет Вера вышла замуж за обер-прокурора и предводителя московского дворянства (можно сравнить это с тем, как Татьяна Ларина выходит замуж за генерала), родила трех детей, а еще через пять лет умерла. Валентин Серов пережил ее на 4 года (умер в возрасте 46 лет). После смерти Веры в его творчестве произошел заметный прорыв, в частности, была написана совершенно необычная для его портретного жанра картина "Похищение Европы". Кто, кого и у кого похитил, нам неизвестно.
Свидетельство о публикации №223053000094
Не такая уж пропасть разделяла художника и модель( папа то у него был знаменитым композитором, и отнюдь не бедным).
Лариса Бережная 31.05.2023 23:43 Заявить о нарушении
Майкл Андреев 31.05.2023 23:59 Заявить о нарушении
Лариса Бережная 01.06.2023 00:04 Заявить о нарушении