Поэзии Дыханье - репортаж с поэтических чтений

"ПОЭЗИИ ДЫХАНЬЕ" - РЕПОРТАЖ с первых Поэтических Чтений группы "Выразительное Слово" преподавателя спецкурса "Риторика. Выразительное чтение" Елены Литвиненко в рамках проекта "Московское Долголетие" - направление "Московский театрал", состоявшегося 12 мая 2023 года онлайн.

В Поэтических чтениях участвовали 17 человек, 15 из них прислали свои озвученные тексты к публикации, которые размещены в этом репортаже. На чтениях прозвучали стихи следующих авторов:
- Александр Пушкин;
- Ирина Гершевич;
- Татьяна Мясникова;
- Елена Блискунова;
- Дмитрий Быков;
- Ольга Милькович;
- Елена Мысля;
- Лариса Мищенко;
- Елена Кузнецова;
- Галина Быстрова;
- Николай Агнивцев;
- Magenta;
- Ирина Мирдар;
- Светлана Теребилина;
- Юрий Левитанский;
- Михаил Матусовский.

Список участников и зачитанных ими поэтических произведений расположен ниже. Чтецы объясняли свой выбор того или иного стихотворения: почему его выбрали, что созвучно в нем их душе и сознанию. Если произведение - авторское: что предшествовало его написанию, каковы обстоятельства этого процесса.

Автор проекта и руководитель Поэтических Чтений Елена Литвиненко выстроила план их прохождения определенным образом: сначала звучали элегические философские произведения, которые сменялись более юмористическими произведениями с пиком юмора на 13-м и 14-м исполнителях, и завершались чтения более спокойными произведениями духовного и нейтрального содержания. Любовная лирика и поэзия, освещающая взаимоотношения "он-она", проходила "красной нитью" через все первые Поэтические Чтения "Поэзии Дыханье".

Еще ниже в репортаже расположены тексты, присланные к публикации, озвученные на Чтениях. Видеоматериал прочтения произведений чтецами, подготовленный к видеопубликации Еленой Литвиненко, содержится в комментариях к публикациям в ВК и доступен по ссылкам:
часть первая - https://vk.com/wall193595056_6422;
часть вторая - https://vk.com/wall193595056_6423.

Прочитанную мною авторскую басню «Кот и Сметана» Елена Литвиненко, по моей просьбе, оформила в самостоятельный мультфильм – выразительный и потешный. Просмотр мультфильма доступен по ссылке: https://youtu.be/hN6g1JG1qhY.


Список участников первых Поэтических Чтений "Поэзии Дыханье" группы чтецов "Выразительное Слово" и прочитанных ими произведений:

1. Ирина Леонидовна Андрющак - исполнила произведение
Александра Пушкина «Элегия»;
2. Ирина Анатольевна Гершевич исполнила
авторское стихотворение «Благодарю»;
3. Татьяна Николаевна Мясникова исполнила
авторское стихотворение «Великая малость»;
4. Елена Ивановна Блискунова исполнила
авторское стихотворение «Неразгаданная»;
5. Ольга Леонидовна Орешина прочитала стихотворение
Дмитрия Быкова «Мне нравилась только ты»;
6. Ольга Александровна Милькович исполнила
авторское стихотворение «Глаз Вселенной»;
7. Анатолий Иванович Смирнов исполнил стихотворение
Елены Алексеевны Мысля "История в стихах";
8. Лариса Ивановна Мищенко исполнила
авторское стихотворение «Элегия»;
9. Елена Алексеевна Кузнецова исполнила
авторское стихотворение «Размышление в дачном гамаке»;
10. Галина Аркадьевна Слепцова прочитала стихотворение
Галины Быстровой «Женская хитрость»;
11. Елена Ильинична Кочеткова прочитала стихотворение
Николая Агнивцева "Невероятная история";
12. Нина Георгиевна Комелькова озвучила
Александра Пушкина отрывок из поэмы «Домик в Коломне»;
13. Галина Львовна Мищенко исполнила произведение «Степан и Фаина» автора Magenta;
14. Ирина Витальевна Белинская исполнила
авторскую басню «Кот и сметана»;
15. Светлана Васильевна Саяпина прочитала стихотворение
Светланы Теребилиной «Я знаю, где находится покой…»;
16. Ирина Анатольевна Цвелая прочитала стихотворение
Юрия Левитанского «Если бы я мог начать сначала…»;
17. Анжела Эдуардовна Соседова прочитала стихотворение, ставшее романсом, Михаила Матусовского «Белой акации гроздья душистые…»


1. Ирина Леонидовна Андрющак - исполнила произведение
Александра Пушкина «Элегия»:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.


2. Ирина Анатольевна Гершевич исполнила
авторское стихотворение «Благодарю»


3. Татьяна Николаевна Мясникова исполнила
авторское стихотворение «Великая малость»:

Как прекрасная осень, что сбирает плоды,
И от тяжести ноши гордо прячет следы,
Упивается мигом, каждым лучиком света,
Что дарит нам в награду солнце бабьего лета,

Так и я в этой жизни- подошла к своей планке,
И оттуда гляжу на крючки и обманки,
Что пришлось обойти или вовсе попасться,
Но не сбиться с пути и с мечтой не расстаться.

Не берусь я судить ту себя, молодую:
К чему рвалась душа - добивалась вслепую.
И сейчас осознав: осень жизни настала,
Соберу все плоды, пред Всевышним предстану,

Положу я у ног Венценосного Чуда все,
Что можно забрать с этой жизни, отсюда:
Память желтых полей, васильковую прелесть,
Память грустных берез и осеннюю свежесть,

Память теплых озер и чудесного сердца,
Что стучит для меня, как открытая дверца.
И от всей мишуры, за бортом что осталась,
Мне в награду лишь эта ВЕЛИКАЯ МАЛОСТЬ.


4. Елена Ивановна Блискунова исполнила
авторское стихотворение «Неразгаданная»:

О, творение Божие - Женщина,
Ты любима, любима: утешься же!
Щедро Бог одарил тебя, знай:
Всё, что живо в тебе - ад и рай.

Неразгаданная, сердцем вещая,
Ты помощницей мужу обещана -
Расколдуют когда-то тебя,
Искупив перед Вышним, любя!

Он придёт, тот, кому ты поверена,
Унесёт из высокого терема,
Где желанная зрела мечта,
И куда он придёт неспроста.

Защищая тебя и приветствуя,
Он готов перед Богом ответствовать
И грехи все былые твои
Сердцем примет, душой, как свои.

У него на руках ты, уставшая,
Отдохнешь, силой духа воспрявшая,
И тогда в обновлённой судьбе,
Жизнь и смерть подчинятся тебе.

И за веру воздастся сторицею:
Станешь счастья, любови царицею,
И с улыбкой на влажных устах
Воспаришь - наяву и в мечтах!


5. Ольга Леонидовна Орешина прочитала стихотворение
Дмитрия Быкова «Мне нравилась только ты»:

На самом деле мне нравилась только ты,
Мой идеал и мое мерило.
Во всех моих женщинах были твои
Черты, и это с ними меня мирило.

Пока ты там, покорна своим страстям,
Летаешь между Орсе и Прадо, —
Я, можно сказать, собрал
Тебя по частям. Звучит ужасно, но это правда.

Одна курноса, другая с родинкой на спине,
Третья умеет все принимать как данность.
Одна не чает души в себе, другая — во мне
(Вместе больше не попадалось).

Одна, как ты, со лба отдувает прядь,
Другая вечно ключи теряет,
А что я ни разу не мог в одно
Все это собрать — так Бог ошибок не повторяет.

И даже твоя душа, до которой ты
Допустила меня раза три через все препоны, —
Осталась тут, воплотившись во все живые цветы
И все неисправные телефоны.

А ты боялась, что я тут буду скучать,
Подачки сам себе предлагая.
А ливни, а цены, а эти шахиды, а роспечать?
Бог с тобой, ты со мной, моя дорогая.


6. Ольга Александровна Милькович исполнила
авторское стихотворение «Глаз Вселенной»:

Смотрю на Вас и что я вижу –
Горит огонь среди полей,
Огонь любви души нетленной
Забытой юности моей.

И виден тот огонь в просторе,
Что смотришь с гор, что смотришь с моря.
И виден он во встречном взоре.

То глаз Вселенной – открывает
И все просторы раздвигает.
Тьма расступается, и свет
Готов залить собой рассвет.

Огнем тем управляет фея,
Златоволоса и стройна
И в тонкий стан облачена,
Колдунья добрая она.

Лишь только утро наступает,
Колдунья нежно заливает
Разбушевавшийся огонь.

И дух тепла она вдувает.
То пламя печку покидает,
Сквозь дым и тучи пролетает.

Своим огнем не обжигает,
А только души согревает,
И светом путь он освещает
Заблудшим и не знающим пути.

А путь тот долог и лежит во мраке.
Где солнца свет – туда идти,
Найти ту искру, из которой возгорится пламя
И станет спутником в тиши.


7. Анатолий Иванович Смирнов исполнил стихотворение
Елены Алексеевны Мысля "История в стихах"


8. Лариса Ивановна Мищенко исполнила
авторское стихотворение «Элегия»:

Набережная Сенежа огнями горит,
Озеро в сумерках загадочно блестит,
Звёздное небо притягивает взор,
А луна рисует таинственный узор.

Вечерняя прохлада спускается с небес,
Ночь наполняется звучанием чудес,
Музыка играет, манит и зовёт,
Грустную песню о бренности поёт.

Время так быстро движется вперёд,
Нам остановиться оно не даёт.
В стремительном потоке уносятся года,
Что прошло - не вернуть никогда.

И печалью сердце наполнилось опять,
Время невозможно повернуть нам вспять.
А МЫСЛИ О ВЕЧНОМ ЛАСКАЮТ СЛУХ,
И О БЕСКОНЕЧНОМ ЛИКУЕТ ДУХ!..


9. Елена Алексеевна Кузнецова исполнила
авторское стихотворение «Размышление в дачном гамаке»:

Бывает на даче устанешь так,
Что и до дома не доползёшь,
Может помочь отдохнуть вам гамак -
Приляжешь, расслабишься, а иногда и вздремнёшь,

Любуешься небом, деревьями, цветами вокруг,
Иногда мотив любимый вспоминается вдруг,

Вот, например, песня о нашем Подмосковье
Там воспевалась прелесть вечеров!
Под каждой строчкой и беспрекословно,
Любой из москвичей поставить подпись был готов!

Написано было давно, а кажется, будто вчера,
Помните, - пели когда-то: "Как мне дороги
Подмосковные вечера!'"
Вот опять в который раз всплывает в

Памяти тихий, августовский вечер,
Волшебный миг, - прощанья с солнцем до утра,
Оркестр целый слышен из кузнечиков,
И радостно кружится мошкара,

Берёз верхушки светятся как свечи,
Закатным солнцем на мгновение помечены,
И золотые облака плывут беспечно,
И хочется, чтоб так красиво было вечно...

Ещё чуть-чуть, и я б в природе
растворилась...
Верёвка лопнула -
Я с гамака свалилась…


10. Галина Аркадьевна Слепцова прочитала стихотворение
Галины Быстровой «Женская хитрость»:

Стал муж смотреть на тех, кто помоложе,
А красоту мою «имел в виду».
В театре я беру билеты в ложу,
Насильно мужа на балет веду.

И вот идём, он сзади на полшага,
Рукой мой локоть нервно теребя,
От ревности изводится бедняга –
Мужчины все не сводят глаз с меня.

В театре та же самая картина,
Ещё в фойе положен был почин,
Балет не смотрит зала половина –
Я приковала взгляды всех мужчин...

Теперь мой муж других не замечает,
Душой и телом предан только мне.
В тот вечер я, об этом он не знает,
Смешные рожи корчила толпе.


11. Елена Ильинична Кочеткова прочитала стихотворение
Николая Агнивцева "Невероятная история":

Дребезжит гитара сонно.
Где-то булькает мадера.
Ночь, луна… В окошке донна,
Под окошком кабалеро.

Ну-с, итак в испанском стиле
Начинаю ритурнель я!
Место действия — Севилья.
Время действия — в апреле.

Скоро будет две недели,
Как жене своей на горе
Дон-супруг на каравелле
Где-то путается в море.

Услыхав о том, открыто
Дон-сосед, от страсти ярой
Вмиг лишившись аппетита,
Под окно пришел с гитарой.

Все,что знал, пропел он донне,
И, уставши напоследок,
Он запел в минорном тоне
Приблизительно вот эдак:

— Донна, донна, в вашей власти
Сердце вашего соседа.
Ах, от страсти я на части
Разрываюсь, как торпеда!

— Нет, не ждите поцелуя,-
Отвечает донна тонно.-
Нет, нет, нет, не изменю я
Своему супругу дону!-

И добавила, вздыхая,
Не без некоторой дрожи:
— К вам не выйду никогда я.
На других я не похожа!

Вы не верите?… Я тоже!


12. Нина Георгиевна Комелькова озвучила
Александра Пушкина отрывок из поэмы «Домик в Коломне»:

I
Четырестопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.

III
Не стану их надменно браковать,
Как рекрутов, добившихся увечья,
Иль как коней, за их плохую стать, —
А подбирать союзы да наречья;
Из мелкой сволочи вербую рать.
Мне рифмы нужны; все готов сберечь я,
Хоть весь словарь; что слог, то и солдат —
Все годны в строй: у нас ведь не парад.

IV
Ну, женские и мужеские слоги!
Благословясь, попробуем: слушай!
Равняйтеся, вытягивайте ноги
И по три в ряд в октаву заезжай!
Не бойтесь, мы не будем слишком строги;
Держись вольней и только не плошай,
А там уже привыкнем, слава богу,
И выедем на ровную дорогу.

V
Как весело стихи свои вести
Под цифрами, в порядке, строй за строем,
Не позволять им в сторону брести,
Как войску, в пух рассыпанному боем!
Тут каждый слог замечен и в чести,
Тут каждый стих глядит себе героем,
А стихотворец... с кем же равен он?
Он Тамерлан иль сам Наполеон.


13. Галина Львовна Мищенко исполнила произведение «Степан и Фаина» автора Magenta:

С упорством колорадского жука
И с грацией беременной улитки
Степан Кузьмич, подвыпивший слегка,
Осуществлял напрасные попытки

Фаину Львовну в гости пригласить.
Та отбивалась (сумкой и словами):
«Степан Кузьмич, что общего меж нами?
Добром прошу — умерьте вашу прыть!

Не для того кончала я филфак,
Чтоб вы меня мусолили руками!
Вы даже не знакомы с Мураками*!
И в пятнах от томата ваш пиджак…»

Степан Кузьмич, обидевшись, икнул:
«Нас тоже не из лыка… ик… пошили!
Пинжак на днях буквально простирнул,
А с му@аками сроду не дружили!

Напрасно вы не хочете иттить —
Покушаем салатик с крабьей палкой**…
Могу бутыль шампусика купить —
Такой роскошной даме разве жалко?..»

«Степан Кузьмич, оставьте сей же час
Хватать меня рукой за область таза!
Мечтала я… но только не о вас!..
Да вы в музеях не были ни разу!..»

«Вот всё бы вам, Фаиночка, пенять!..
Я дико извиняюсь — в ваши годы
Не по музеям надобно скакать,
А хлопотать об продолженьи рода!»

«О, Господи! Да вы ещё шутник!
Оставьте ваши пошлые замашки —
Идите, размножайтесь с Чебурашкой,
Любитель заложить за воротник!..»

…Так вспоминали дедушка Степан
С его супругой, бабушкой Фаиной,
Как начинался бурный их роман
…дцать лет назад на улице Неглинной…

А трое внуков, не желая спать,
В шесть рук держали деда за рубашку
И в сотый раз просили рассказать
Про бабушку, музей и Чебурашку…


14. Ирина Витальевна Белинская исполнила
авторскую басню «Кот и сметана»:

Эпиграф:
"У басни каждой есть мораль.
ЖдУны есть. Есть и торопыги.
Историю ты эту глянь!
Характеров разнЫ так лики!

Но где успех? А где печаль?
Нет действия! - Вот что в причине!
"Упущенного шанса жаль!" -
Такой совет я дам мужчине".
(Ирина Мирдар)


Сидел кот. Со сметаной в миску
Смотрел. И съесть её хотел.
Манила миска этим киску
Но действиям он знал предел:

«Нельзя!» - воспитан был он строго.
И правила не нарушал.
Сметана - белой недотрогой –
Молчала. Ну и он молчал.

Он пожирал её глазами!
Зарылся носом бы совсем!
Как будто плыл он с облаками:
Сметанка! Вот её бы съел!

Но замерла в раздумье киска.
Одни мечты! Сильна их власть.
Ещё он смог бы съесть сосиску!
От голода тут не пропасть:

Сосиски горкой – вон, на полке!
Сметанка – перед носом, тут.
В желудке – аппетита волки
Всё воют. В животе снуют

Заядлых колик передряги:
«Хочу! Хочу!» Но волей кот
Их подавляет. И в напряге
Слюну глотает. Сидит, ждёт.

Дождался: тряпкой по загривку
Хозяйка со стола смела.
От ожидательства прививку
Он получил. И все дела!

И люди – так порой бывает –
Сидят, молчат, чего-то ждут…
А время шанса убегает –
Время годов, часов, минут!

Лишь тряпки след на шкурке бедной
Стенает, гордость всю поправ.
А мог бы сытым быть! С победой!
Кот ждал. А был ли он в том прав?!


15. Светлана Васильевна Саяпина исполнила стихотворение
Светланы Теребилиной «Я знаю, где находится покой…»:

Я знаю, где находится покой.
В Руках, пробитых острыми гвоздями.
Оттуда в сердце мир течёт рекой,
Моих переживаний гасит пламя.

Я знаю, где находится покой.
В Великом Неизменном Слове Божьем.
Нет в мире большей силы никакой,
Способной заслонить от дум тревожных.

Я знаю, где находится покой.
В Святой Крови из вен Эммануила.
Такой покой не даст никто другой.
В нём – радость, в нём – любовь, в нём – жизнь и сила.

Я знаю, где находится покой…
Поэтому в дни тесноты и боли
Смотрю туда, где Руки надо мной
Покров Свой держат с верностью святой,
Чтоб волос не упал без Вышней воли…


16. Ирина Анатольевна Цвелая прочитала стихотворение
Юрия Левитанского «Если бы я мог начать сначала…»:

Если бы я мог начать сначала
Бренное своё существованье,
Я бы прожил жизнь свою не так —
Прожил бы я жизнь мою иначе.

Я не стал бы делать то и то.
Я сумел бы сделать то и это.
Не туда пошёл бы, а туда.
С теми бы поехал, а не с теми.

Зная точно что и почему,
Я бы всё иною меркой мерил.
Ни за что не верил бы тому,
А тому и этому бы верил.

Я бы то и это совершил.
Я бы от того-то отказался.
Те и те вопросы разрешил,
Тех и тех вопросов не касался.

Словом, получив своё вдвойне,
Радуясь такой своей удаче,
Эту, вновь дарованную мне,
Прожил бы я жизнь мою иначе.

И в преддверьи стужи ледяной,
У конца второй моей дороги,
Тихий, убелённый сединой,
Я подвёл бы грустные итоги.

И в конце повторного пути,
У того последнего причала,
Я сказал бы — господи, прости,
Дай начать мне, господи, сначала!

Ибо жизнь, она мне и сама
Столько раз давала убедиться —
Поздний опыт зрелого ума
Возрасту другому не годится.

Да и сколько жизней ни живи —
Как бы эту лодку ни ломало —
Сколько в этом море ни плыви —
Всё равно покажется, что мало.

Грозный царь на бронзовом коне.
Саркофаги Греции и Рима.
Жизнь моя, люблю тебя вдвойне
И за то, что ты неповторима.

Благодарен ветру и звезде.
Звукам водопада и свирели.
…Струйка дыма. Капля на листе.
Грозовое облако сирени.

Ветер и звезду благодарю.
Песенку прошу, чтоб не молчала.
— Господи всевышний! — говорю. —
Если бы мне всё это сначала!


17. Анжела Эдуардовна Соседова прочитала стихотворение, ставшее романсом, Михаила Матусовского «Белой акации гроздья душистые…»

Целую ночь соловей нам насвистывал,
Город молчал и молчали дома.
Белой акации гроздья душистые
Ночь напролет нас сводили с ума.

Сад весь умыт был весенними ливнями,
В темных оврагах стояла вода.
Боже, какими мы были наивными,
Как же мы молоды были тогда.

Годы промчались, седыми нас делая,
Где чистота этих веток живых?
Только зима да метель эта белая
Напоминают сегодня о них.

В час, когда ветер бушует неистово,
С новою силою чувствую я:
Белой акации гроздья душистые
Невозвратимы, как юность моя.


Первые Поэтические Чтения "Поэзии Дыханье" прошли с большим успехом для самих участников, все получили большое удовольствие от участия в них, улучшили свои навыки выразительного чтения, приобрели опыт публичных выступлений, лучше узнали друг друга через Поэзию и подружились.

Видеофрагменты выступлений участников, подготовленные к публикации педагогом Еленой Литвиненко, расположены в комментариях к данному репортажу в публикациях в ВК и доступны по ссылкам:
часть первая - https://vk.com/wall193595056_6422;
часть вторая - https://vk.com/wall193595056_6423.

Прочитанную мною авторскую басню «Кот и Сметана» Елена Литвиненко, по моей просьбе, оформила в самостоятельный мультфильм – выразительный и потешный. Просмотр мультфильма доступен по ссылке: https://youtu.be/hN6g1JG1qhY.


Следующие чтения онлайн группы "Выразительное Слово" намечены на 06.06.2023 - день рождения А.С. Пушкина. Тема чтений будет: "Проза А.С. Пушкина, или иных советских, русских, российских писателей".

К занятиям в группе можно присоединиться через проект "Московское Долголетие" и через Клуб Юлии Артемовой. Попасть на иные курсы педагога Елены Литвиненко "Риторика. Выразительное чтение" можно, найдя ее через поисковики социальных сетей.


Рецензии