Американские дела купца Шелихова
Свт. Григорий Богослов
Современником и земляком прп. Серафима Саровского был приобретший широкую известность к концу XVIII века основатель Российско-Американской компании Григорий Иванович Шелихов, который также относился, по происхождению, к курскому купеческому сословию. Жизнь Шелихова может служить примером того, как русские купцы вносили свой вклад в просвещение Америки светом православной веры.
У алтарной части старейшего в Иркутске храма, сооружённого в честь иконы «Знамение», где и сегодня располагается Знаменский монастырь, находится примечательный памятник. Мавзолей над захоронением Шелихова сложен из камня и украшен барельефами из белого мрамора. Здесь изображены старинные атрибуты длительных морских плаваний – якорь, песочные часы, штурманские инструменты и приборы для измерения географической широты. Замечательная пирамида увенчана православным крестом.
Памятник, как произведение мемориального искусства, был изготовлен в 1800 году в Екатеринбурге и перевезён в Иркутск на могилу курского купца Григория Шелихова. Здесь же рядом, на берегу Ангары, спустя столетия, установлен памятник адмиралу А. Колчаку (1), здесь же находится могила писателя В. Распутина. (2)
Привлекают внимание надписи, которыми покрыто четырёхгранное основание пирамиды. Орфография надписей и литературный стиль текстов, представленных на памятнике, сразу относят читателей к далёкому XVIII веку:
Как царства падали к стопам Екатерины
Росс Шелихов, без войск, без громоносных сил,
Притёк в Америку сред бурныя пучины
И нову область Ей и Богу покорил.
Не забывай, потомок,
Что росс твой предок и на Востоке громок.
Чем же так отмечен в истории России росс Шелихов, что удостоился хвалебных строк стихов Г. Р. Державина (3)и И. И. Дмитриева (4), которые были не только поэтами-стихотворцами, но и крупными государственными деятелями? На памятнике Шелихову можно прочесть надпись, что «Колумб Российский» (5) открыл «не только острова Кыхтак, Афагнак и многие другие, но и самую матёрую землю Америку, простираясь к северо-востоку…». Эти строки, посвящённые основателю и учредителю Российско-Американской мореходной компании, принадлежат перу Г. Р. Державина, дававшего уроки словесности в Царскосельском лицее поэту А. С. Пушкину.
Уроженец города Рыльска, Григорий Иванович Шелихов, по итогам своей жизни, стяжал славу учёного, первооткрывателя, мореплавателя, патриота Отечества и выдающегося сына России. По инициативе и иждивением «Колумба Российского», как впервые назвал Шелихова Державин, был построен первый на североамериканском континенте православный храм.
В 1800 году потомки Григория Ивановича Шелихова получили из Петербурга рисунок герба, присвоенного с тех пор их роду. По обеим сторонам голубого щита с серебряной полосой, увенчанной шлемом со страусовыми перьями, были изображены два коренных жителя Северной Америки с якорем и жезлом Меркурия в руках.
С именем курского купца Г. И. Шелихова связан важный этап исследования и освоения обширных территорий на северо-западном побережье Америки. С юности Григорий Шелихов проявил склонность к коммерции, «сперва был приказчиком, а потом, приобретя капитал, сделался сам хозяином». (6)
Григорий Иванович впоследствии сам рассказывал, что его честолюбивые замыслы подогревала почётная реликвия, хранившаяся в их доме, – серебряный ковш, подаренный императором Петром I за проявленную инициативу на службе в интересах государства представителю их семьи. Молодой купец стремился «быть предкам своим подражателем».
В 1772 году Шелихов поселяется в Курске в надежде расширить свою купеческую торговлю. В это время в Курск доходят известия, что куряне осваивают в Сибири, в Иркутске торговлю «мягкой рухлядью», мехами, ведут разведку минерального сырья – полезных ископаемых, предпринимают опасные плавания по морям и осваивают сложные океанские маршруты, чтобы заполнить трюмы кораблей ценным товаром. Развивался промысел морских млекопитающих, обладающих ценным мехом.
В эти годы столицу Сибири Иркутск уже стали называть сибирским Парижем. По проекту архитектора Кваренги здесь был выстроен гостиный двор, где в двухстах лавках шла бойкая торговля, проводились ярмарки и заключались крупные договоры на поставки товаров через ближайшую границу с Китаем.
В Западной Европе в этот исторический период высоко ценился мех каланов. Плотность меха калана превышает плотность меха кролика в 2 000 раз. Не только женщины, следящие за модой, но и состоятельные мужчины любили перекинуть через плечо, как бы небрежно, блестящую тёмную шкуру благородного калана. Об этом свидетельствуют, в том числе, картины маслом голландских живописцев, где тщательно прописаны кистью их богатые и именитые соотечественники-купцы и граждане, в торжественной обстановке. Мех калана служил наглядным и убедительным признаком уровня доходов обладателя ценного товара из Сибири.
В Прибайкалье, в Иркутске ведёт дела купец Голиков (7), из того же рода, что и мать Григория Шелихова. Осенью 1773 года Григорий Шелихов уже служит приказчиком у своего родственника курянина И. И. Голикова. Важными людьми, благодаря деятельности которых развивался и начинал процветать этот край в глубинах сибирской тайги, за тысячи вёрст от обеих столиц, считались тогда купцы.
Их стараниями развивался пушной промысел, начиналось исследование месторождений золота, изучались недра неведомых земель, прокладывались речные и океанские маршруты. Организаторские способности, природная экономическая хватка, смелость замыслов и проницательный ум молодого купца Шелихова нашли здесь своё применение.
Первый опыт, промысловые удачи и неудачи, открыли для него горькую статистику. Каждое четвёртое, а то и третье судно терпело бедствие на океанских просторах, т. к. не было основательных гидрографических исследований о направлениях морских течений, особенностях прибрежного дна океана, об опасностях плавания у неизведанных берегов.
После поездки на Камчатку Шелихов возвращается в Иркутск с мыслью, что нужно создавать мощную компанию, где присутствуют не только купцы с их индивидуальными капиталами, но и серьёзные государственные ресурсы. Так в его воображении рождается план создания Российско-Американской компании.
Впоследствии директор Главного правления этой компании К. Т. Хлебников (8) так рассказывал о деятельности купца Г. И. Шелихова: «С умом, свойственным государственному человеку, он поставил целью упрочить для отечества занятые острова, привести обитателей их в подданство России, завести осёдлости, где только возможно, и потом уже заботиться о собственных выгодах, приобретениях новых сокровищ в странах отдалённых». (9)
Шелихов стремится не только на тихоокеанские острова, но и на «самую матёрую землю Америки», на полуостров Аляску, с тем чтобы укрепиться на тихоокеанских берегах, построить там постоянные селения. В Российских пределах уже стали появляться английские корабли, а в западной печати – первые сообщения о несметных богатствах североамериканских земель на Тихом океане, принадлежащих русским. (10)
Много лет Шелихов отдал изучению и освоению этого края, где выступал не только как глава купеческой компании, но и как государственный деятель, который понимал значение для России хозяйственного освоения земель Нового Света. Для исследования североамериканских земель Шелихов отправлял специальные экспедиции, которые изучали побережье и наносили его очертания на карту, он руководил переселением русских на необжитые земли и первым подал мысль ходить к берегам Америки вокруг света, из портов Балтики. До этого суда плавали к западным берегам Америки из Охотска или из Авачинской бухты на Камчатке.
Шелихову удалось подружиться с эскимосами с острова Кадьяк благодаря его доброжелательному, не высокомерному отношению к людям другой национальности, христианскому пониманию человеческого достоинства островных жителей, независимо от уровня их культурно-хозяйственного развития. В своей книге Шелихов писал о периоде своего первого знакомства с местными обитателями американских берегов: «Возможно старался я внушить им о спокойствии и безопасности каждого, и что всякий может везде ходить и ездить один, не опасаясь, чтобы кто сделал на него нападение или отнял его имение…», – и о том, какие наказы он делал своим работникам: «…Здешних обитателей, служащих при компании… содержать в хорошем призрении, сытых… обувать и одевать… не допущать обидеть не только словом, но и делом…, обидчиков из своих без лицеприятия штрафовать». (11)
В рапорте императрице Екатерине II в 1794 году генерал-губернатор Восточной Сибири И. А. Пиль (12) докладывал: «План сея новыя Шелихова компании, которую он назвал ныне Северною Американскою, по мнению моему, не только достоин уважения, но и полезен ко многим выгодам для Отечества и общественным, если только совершенно будет выполнен, поелику желание Шелихова состоит в том, чтобы все северныя от Алеутской гряды до непроходимых льдов острова и противулежащие матерые берега Американской и Азиатской земли, заняв и сведя с народами, на оных обитаемыми, дружбу и торговлю, во упреждение в том иностранных, кои туда заезжают на судах, делать между тем в севере и новые открытия в местах, неописанных и никем не посещаемых». (13)
В своём проекте Шелихов развивал мысль о торговых путях через северные моря в южные страны, о плавании к Северному полюсу, каботажном плавании вдоль северного берега Аляски, закреплении земель в Калифорнии, открытых его помощниками. Таким образом, Шелихов впервые обозначил важность для России освоения Северного морского пути.
Несмотря на поддержку проекта Шелихова многими важными людьми в столице, императрица Екатерина II не стала включать его предложения в число государственных задач, написав краткую резолюцию: «Многое распространение в Тихом океане не принесёт многих польз. Торговать дело иное, завладеть дело другое» (14). В марте 1780 года императрица издаёт Декларацию «о вооружённом морском нейтралитете северных держав» с целью обеспечить охрану торговых судов от захвата их английскими военными кораблями, которая постепенно превратилась в норму международного права.
Уважаемые сановники из окружения императрицы уверяли в государственной важности предложений Шелихова, который рассматривал тихоокеанские острова как обширное хозяйство, которым нужно управлять мудро, обоснованно, бережно. По поручению Шелихова были изготовлены пять медных гербов России и пять железных досок с надписью: «Земля Российского владения». Штурманы Бочаров и Измайлов, руководители экспедиции на галиоте «Три святителя» к побережью Северо-Западной Америки, устанавливают эти знаки среди племени североамериканских индейцев «колошей», или тлинкитов.
В конце XVIII века англичане, а вслед за ними французы и американцы, начали проявлять особенную активность в Северной части Тихого океана. Здесь впервые появляются иностранные китобои, рыболовы, экспедиции представителей Британских островов. Чтобы придать своим действиям видимость законности, иностранцы приписывали себе честь «открытия» островов, рек, земель, давно открытых русскими. О подобных действиях писали императрице 22 декабря 1786 г. действительный тайный советник граф Воронцов (15) и граф Безбородко (16) : «делаемое англичанами под начальством капитана Кука присвоение реки по имени его названной, открытой прежде него капитаном Чириковым, которую он (Кук) взял во владение на имя английского короля и, выставив флаг, велел зарыть в землю несколько английских денег... Что подробно доказывается морскими подёнными записками капитанов Беринга и Чирикова (17), которые великое пространство объехали, что яснее смотрится из карты, сочинённой генерал-майором Соймоновым … (18)
Нужно, по мнению нашему, чтобы о присвоению Россиею тех островов с Высочайшего Вашего повеления объявлено было чрез российских министров, при дворах всех морских европейских держав, что сии открытые земли Россией не могут иначе признаваемы быть, как Империи Вашей принадлежащими, а потому и не может здешнее государство допустить чужих туда мореходцев и судов, равно как прочие морские державы в свои селения вне Европы чужих народов не допускают, почитают оное внутренним промыслом и принадлежностью для торгу собственных своих подданных». (19)
В 1799 году указом императора Павла I компания Шелихова и Голиковых была преобразована в монопольную Российско-Американскую компанию. Новая компания находилась под покровительством императора, её первым директором был назначен зять Шелихова купец М. М. Булдаков, а корреспондентом, представлявшим интересы компании при дворе, стал другой зять, камергер Н. П. Резанов.
Граф Н. П. Румянцев (20), сын полководца П. А. Румянцева-Задунайского, писал камергеру Резанову в 1803 году: «Православие и просвещение суть первые дары, какими должен поделиться человек просвещённый на краю Нового света. В сих началах посылаю с вашим превосходительством в Кадьяк сосуды для возложения на жертвенник в воспоминание Самого Спасителя; желая, чтобы святые храмы края того были в образ наших церквей, служением как Божиим, так и царевым… Посылаю также все учебные книги на российском языке, в доказательство того, что одна Россия не только не завидует, но и содействует прямому просвещению Америки». (21)
Огромное собрание редких книг и древних рукописей графа Н. П. Румянцева, у которого не было детей или других наследников, послужило основой фондов при создании крупнейшей Российской библиотеки. 19 июня 1862 года книжное собрание Румянцевского музея вошло в состав Московской публичной библиотеки (ныне Российская государственная библиотека, РГБ).
Деятельность Российско-Американской компании на Аляске приобрела огромный размах. Начинали сбываться слова, высказанные в середине XVIII века: «Северный океан есть пространное поле, где … усугубиться может российская слава, соединённая с беспримерною пользою, чрез изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку» (22). Это утверждал великий учёный, физико-химик, литератор и патриот России Михаил Васильевич Ломоносов. Заключение конвенции о разграничении владений России и Англии в Северной Америке состоялось в 1825 году. Была определена граница между русской Аляской и Канадой.
Источники.
(1) - Александр Васильевич Колчак (1874–1920 гг.) – военный и политический деятель, учёный-океанограф, полярный исследователь, руководитель Белого движения в Сибири во время Гражданской войны.
(2) - Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015 гг.) – русский советский писатель и публицист, общественный деятель, Герой Социалистического Труда, представитель так называемой «деревенской прозы».
(3) - Гавриил Романович Державин (1743–1816 гг.) – государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный статский советник. Автор оды «Фелица», посвящённой императрице Екатерине II. В 1795–1796 гг., будучи президентом Коммерц-коллегии, высказывался за развитие внешней торговли, призывая российское купечество «все свои обратить силы на Левант, Индию, Китай и Америку, которые давно, простирая руки, просят, чтобы Россияне брали от них сокровища без всяких соперничеств весьма выгодным образом». Похоронен в Варлаамо-Хутынском монастыре в Новгородской области.
(4) - Иван Иванович Дмитриев (1760–1837 гг.) – государственный деятель, сенатор, член государственного совета, министр юстиции, действительный статский советник. Награждён орденом св. Александра Невского. Поэт, баснописец. Автор песни «Стонет сизый голубочек». Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.
(5) - Христофор Колумб (1446–1506 гг.) – известный мореход, итальянец по происхождению, приплывший к восточному побережью Америки из Европы через Атлантический океан.
(6) - Сергеев М. Дело жизни Григория Шелихова // Отечество. Краеведческий альманах. – М.: Отечество, 1992. – С. 168–169.
(7) - Иван Илларионович Голиков (1735–1805 гг.) – курский купец 1-й гильдии. Был награждён золотой медалью с бриллиантами и серебряной шпагой за организацию морских промыслов на Тихом океане. Принимал участие в торжественной встрече императрицы Екатерины II, когда она в 1787 г. посетила Курск, возвращаясь из Крыма. В Курске на свои средства построил и содержал Главное народное училище для юношества, с 1804 г. ставшее мужской гимназией. Похоронен в Александро-Невской Лавре в Петербурге.
(8) - Кирилл Тимофеевич Хлебников (1784–1838 гг.) – из семьи купцов 2-й гильдии. Учёный, этнограф, член-корреспондент Петербургской Академии наук, директор Российско-Американской компании, писатель, биограф первооткрывателей Русской Америки. Присылал из Америки свои находки в зоологический музей Петербурга. Занимался изучением быта и культуры народов Дальнего Востока и Северо-Западной Америки. Пожертвовал свою коллекцию книг в публичную библиотеку Кунгура Пермского края, на свою родину. На его средства, завещанные Кунгуру, построен «сиропитательный» дом для мальчиков.
(9) - Хлебников К. Григорий Иванович Шелихов // Сын Отечества. – СПб., 1838. – Т. 2. – С. 69–70; Сергеев М. Дело жизни Григория Шелихова // Отечество. Краеведческий альманах. – М.: Отечество, 1992. – С. 173.
(10) - Впервые эти земли были нанесены на топографическую карту по итогам работы Великой Северной экспедиции в 1741 году.
(11) - Сергеев М. Дело жизни Григория Шелихова // Отечество. Краеведческий альманах. – М.: Отечество, 1992. – С. 178.
(12) - Иван Алферьевич Пиль (Piell) (1730–1801 гг.) – генерал-поручик, губернатор Иркутского и Колыванского наместничества в 1788–1794 гг.
(13) - Русские открытия в Тихом океане и Северной Америке в XVII веке. – М., 1948. – С. 279–371; Сергеев М. Дело жизни Григория Шелихова // Отечество. Краеведческий альманах. – М.: Отечество, 1992. – С. 184.
(14) - Русские открытия в Тихом океане и Северной Америке в XVII веке. – М., 1948. – С. 279–371; Сергеев М. Дело жизни Григория Шелихова // Отечество. Краеведческий альманах. – М.: Отечество, 1992. – С. 183.
(15) - Иван Илларионович Воронцов (1719–1786 гг.) – граф с 1760 г., сенатор, действительный камергер, президент Вотчинной коллегии в Москве. Был женат на дочери кабинет-министра Артемия Волынского, казнённого при императрице Анне Иоанновне. Похоронен в усадьбе Вороново. Его сын, Артемий Воронцов, был крёстным отцом А. С. Пушкина.
(16) - Александр Андреевич Безбородко (1747–1799 гг.) – российский государственный деятель, дипломат. Сын генерального писаря малороссийского казачьего войска. Образование получил в Киево-Могилянской академии, служил в канцелярии генерал-губернатора Малороссии графа П. А. Румянцева-Задунайского. На него было возложено «объявлять государыне по государственным делам». Руководил внешнеполитическими делами при Павле I. Составлял манифесты, именные указы и рескрипты, резолюции на донесения правительственных учреждений, вёл подготовку конфиденциальных писем и проч.
(17) -
(18) - ЦГАВМФ. Ф. Чернышева. Д. 408.
(19) - ЦГАВМФ. Ф. Чернышева, Д. 408. Ч. II. Л. 794.
(20) - Николай Петрович Румянцев (1754–1826 гг.) – государственный деятель, министр иностранных дел, меценат, коллекционер, основатель Румянцевского музея в Москве.
(21) - Письмо Н. П. Румянцева Н. П. Резанову. 4 июля 1803 г. АВПРИ. Ф. 161. Оп. 6 Д. 1. П.14. Л. 8, 8об., 9; Митрополит Климент (Капалин). Русская православная церковь на Аляске до 1917 года. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – С. 77–78. – 608 с.
(22) - Шопотов К. А. Великие географические открытия в Ледовитом и Тихом океанах. – Спб.: ГеоГраф. 2018. – С. 75. – 200 с.
Свидетельство о публикации №223053100110