Тут Льва Николаевича хорошо припёрло

Тут Льва Николаевича хорошо пропёрло, ясный такой отрывок. Причём посылки нам могут показаться одна другой наивнее, мы их как будто знаем, но знаем ли мы их так же отчётливо, не суть ли они только чужие представления, усвоенные нами уже в наше время в условной школе?

Но фиг с ним, тут феноменален вывод - разум. Сегодня мы этим словом заменяем, то есть ставим его во главу всего, любые другие установки, контролирующие и осуществляющие нашу жизнь. Душа религии и сознание психологии совсем не в счёт, как не крути, они не играют больше вообще никакой роли в жизнедеятельности человека, они как стервятники, кормятся от непосредственного пути. Разум. Интеллект. Майнд.

И ещё, сорок лет берёзкам сравнить со ста годами жизни я ещё согласен, вечность она и есть не больше века, но перенести на тысячу это уже действительно откровение, и Толстой его поймал, и вышел на разум.

А то что искусство стало искусственным разумом, так что вы хотели, оно никогда и не было другим, это естественный ход вещей, созданных человеком создавать себе подобное. Только повторюсь, любое множество достигает такого размера, когда начинает уничтожить самого себя. Но это не значит, что искусственный интеллект убьёт человека, или человек сам себя убьёт, ибо любое множество оно не исчезает, оно перетекает. Но то что ИИ положит конец такой называемой нашей цивилизации, это безусловно. Ничего из того что мы накопили в себе за последний пласт времени уже скоро не будет иметь никакой ценности. Кроме собственно наших жизней. Они перетекут и будут создавать совершенно невероятные нам сегодня вещи, не оглядываясь на нас. Естествознание, надеюсь, станет их путеводителем.

К дневниковой записи:
"20 Мая 1904. Я. П.

Последние дни писал предисловие к статье Черткова. Кое что добавил к войне. А перед этим дня два ничего не делал. Здоровье недурно, хотя чувствую убыстряющееся приближение к переходу.

1) Часто с необычайной ясностью чувствую, сознаю случайность этого мира, этой жизни. Она — не все, но она и не ничто, она — частица Всего.

2) Ехал верхом дорожкой между только посаженными крошечными березками и 40-летними старыми березами моей посадки и живо представил себе, как через 40 лет крошечные березки будут старые, а на место старых будут молодые от корня. И эта мысль — боюсь глупого самомнения, но все таки скажу — эта мысль показалась мне тем же, чем было упавшее яблоко для Ньютона. Я подумал: что такое значит то, что я знаю, что будет через 40 лет, через минуту, через 100 лет; мог бы знать — ничто не мешает этому — мог бы знать, что будет через 1000, миллионы лет? Что это значит? Значит, что во мне есть разум, предвидящий будущее, уничтожающий время. Время есть для моего тела, но для разума есть только более и менее ясное. Более ясное я называю настоящим. Но его нет. Это только точка соприкосновения, менее ясное я называю прошедшим, еще менее ясное я называю будущим. Так что наиболее ясное есть прошедшее, ближайшее к настоящему, менее ясное — будущее, и тем более ясное, чем оно ближе к настоящему. (Вот и запутался Ньютон.)

Сознание себя в своем теле и вне его в других существах также, как и сознание себя в прошедшем и будущем есть сознание своего духовного существа. Сознание себя в своем теле есть сознание самое ясное, сознание в соприкасающихся существах — менее ясное, сознание в познаваемых только разумом существах — еще менее ясное. Духовное существо сознает себя в своем теле внутренним опытом, в соприкасающихся существах внешними чувствами, во всех остальных — воображением. Во всех проявлениях своих это — все тоже духовное существо, которое мы называем разумом.

Яблоко мое в том, что не только рассуждение, но воображение и воспоминание есть ничто иное, как разум."


Рецензии