Дух малиновый

    «ДУХ ТЫ МОЙ,  МАЛИНОВЫЙ !» -
    встречала  юных  гостей на крыльце бабушка Настя…

      Их  деревенский дом  стоял на пригорке и высоком фундаменте, да еще смотрел окнами на проселочную дорогу,   что вела от  нашего села Рясня.  А потому был виден с телеги  уже  от последнего поворота на Пусторадиху.  Он приветливо улыбался гостям издали  яркими цветами на подоконниках  и расшитыми занавесками окон, а хозяйка бабушка Настя поджидала нас на высоком крылечке, улыбаясь под стать самому дому.

    -  Ну, грибок, на глазах подрастаешь, дух ты мой  малиновый! – гладила она мои непослушные вихры, приглашая в дом. Ступал за бабой Настей охотно – знал, что  для меня угощение  готово: густой  малиновый кисель и ватрушки с творогом,  клубничное варенье к чаю и плитки сушеной в печи  малины вместо конфет, а на десерт туес сухих орехов – лещины , что из соседнего  бывшего некогда барского сада имения Ивановское, родового гнезда адмирала русского флота Владимира Корнилова.
       Успевай колоть орешки  и в рот, вместо семечек…
   
       Имение Ивановское начиналось за огородами Пусторадихи и  в дни моей юности  там сохранились не только аллеи барского парка с зарослями лещины, но и развалины фундамента хозяйской усадьбы.
       Визиты гостей по праздникам в Пусторадиху   включали в себя  как широкую уличную гулянку соседей под окнами на лавочке дома Королевых - бабы Насти и деда Миши, так и непременные прогулки гостей по аллеям барского парка Ивановское.
      В эту усадьбу  еще  девчушкой  Настя ходила полы мыть и барыня показывала ей простреленный мундир сына  Володи, его морской офицерский кортик…

 « Где ты, барская усадьба,
 что Ивановским звалась?
 Мне тебя не отыскать бы,
 да в душе отозвалась…
  Про тебя роман писать бы,
 да вот ты не дождалась…
      
 Не Ноздрев и не Манилов
 здесь когда-то проживал…
 А спешил домой Корнилов -
 просто русский адмирал.
 Адмиралом был Корнилов,
 ну, а здесь Володей стал!».

       К этой  песне, написанной мною много позже в память адмирала Корнилова и его родового гнезда, еще вернемся, а пока вместе с гостями поспешим за  стол, щедро накрытый к празднику для близкой родни хлебосольными хозяевами – четой Королевых.

     Здесь  непременные салаты с редиской и прочей зеленью, нарезанное  ломтями и таящее во рту свиное сало, тушеный в печи картофель с крупными кусками мяса, обжаренная в муке до румяной  корочки местная речная рыбёшка, пельмени в сметане, ароматные котлеты, ватрушки с творогом и пирожки с капустой, прошлогодняя квашеная капуста с тёртой морковью и клюквой, собранной из неохватного болота, начинающегося за деревней и уводящего аж до соседнего - Селижаровского района .
     Маслянистыми монетками разложены по тарелкам грибочки собственного маринада, рядом тертая с чесноком и сметаной свекла, прочие варенья-соленья... В высокой ивовой плетенке на лавке у стола - сохраненные в подполье прошлогодние яблоки своего сада, тоже  выставленные для гостей.

     Когда все рассядутся за столом по лавкам и приставным табуретам, дед Миша на правах хозяина достает из-под стола бутыль - четверть  самогона, самолично наливает пьющим гостям по граненой стопке, а детям и женщинам – пейте компот вволю!
   - Ну что, гости дорогие, с праздничком вас! – произносит  хозяин тост . – Будем, как говорится, здоровы и впредь не хворать!
     Шумные разговоры, обмен новостями, смех и шутки.

     Потом хозяйская  рука наливает гостям по второй стопке, а затем, на посошок, по третьей! И убирает четверть со стола – с глаз долой, из сердца вон …
     А праздник льется широко и вольно по своей колее, уже без алкоголя и каких-либо претензий по этому поводу.

   - Меня командир уважал! – традиционно вспоминает фронтовую юность , отставив в сторону костылек и довольно оглаживая бородку клинышком, хозяин дед Миша. – Как думаешь, товарищ Королев, возьмём эту высотку, ежели в лоб? 
    «Никак нет, – отвечаю , - не выйдет в лоб !  В обход надо, через во-он тот лесочек…».
  - Молодец, товарищ Королев! Я тоже  так полагаю! 

    Ценил меня командир…
 
    Баба Настя, не слушая деда, снимает со стены и настраивает, подкручивая колки ,  балалайку.

  - Да ладно тебе, старый, со своею войной! Гостям петь время!

    И выдает, виртуозно используя три струны, то припевку, то озорную частушку, вызывающую одобрительный смех и подпевы застолья. Потом идут русские народные песни – « По Муромской  дорожке», « Хаз-Булат удалой», «Ванька ключник…»,  "Хороша я хороша, да плохо одета…». Исполнение идёт хором, из  души!

    Дед Миша, зажав меж пальцами деревянные ложки, задаёт тон певцам, ловко отбивая ритм ложками по своему колену.
    ***
   
    Под окном на лавочке у дома собирается праздный соседский люд, там  уже  запела гармошка. На свежий воздух, на люди перемещается и наше застолье тоже.   
    Собравшиеся у дома сельчане ещё празднуют под гармошку, а их гости, из других домов тоже, переговариваясь и шутя, вместе с нами малыми группками по традиции потянулись  за деревню - на прогулку в барский парк Ивановское.

« Так не зря горели свечи
и кружился вальс- бостон…
И легли ему на плечи
Ваши руки, словно сон…
Ах, графиня, в этот вечер
адмирал был покорен!

Отводил от нас угрозы –
за Россию воевал!
И вот эти три березы
тоже родиной считал!
И за эти три березы
жизнь свою в Крыму отдал…

Кто вы, где же ваши званья –
граф, поручик и корнет…
Ваши званья  лишь названья,
да и вас давно уж нет!
А Корнилову признанье
не подвластно толще лет!

Ты прости, земляк Володя,
что сельцо не сберегли…
Нет имения в природе,
как и всей твоей родни!
Но живут, живут в народе
те Ивановские дни!

Не сыскать теперь именья…
Но в одном я побожусь –
пусть строкой стихотворенья,
но Ивановским пройдусь!
Будет жить ку тебе почтенье,
пока есть святая Русь!».

***
    Возвращаясь из гостей за полночь, отец останавливает лошадь в знакомой низинке  у  безымянного ручейка. Только тут, в единственном месте по всей округе,  искорками старинного клада волшебно  мелькают меж кустов огоньки .
    Зная их секрет, бойко спрыгиваю с телеги и, достав из кармана загодя припасенный пустой спичечный коробок, отлавливаю в траве светящихся насекомых, аккуратно помещая их в пустой коробок, ставший на время их домиком, - есть свой фонарик, живой и трепетный! С малиновым духом  детства...

    Не такой ли светлячок родового гнезда из детства («ивановский маячок») освещал жизненный путь и согревал душу  моего земляка адмирала флота
Владимира Корнилова?

д. Пусторадиха,
Тверская область,

31.05.2023 г.

На снимке: деревенская гулянка  середины прошлого  века.

Фото из интернета


Рецензии
Замечательно, Владимир !
Прекрасный образ деревенской России, песенной и раздольной!Спасибо за удивительное повествование !
Как же бабушка Настя Вас красиво называла:"Дух ты мой малиновый!" и гостеприимно принимала...
Всех благ и творческого вдохновения!
С уважением и теплом,

Лида Рай   17.05.2024 00:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Лида, - рад, что
по песенной деревенской России погостили и дружески прошли вместе!

И праздник тогда теплее,
и пляски ближе ...

С теплом и весною -
Володя

Владимир Федулов   17.05.2024 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.