Глава 250. Моцарт. Фантазия ре-минор

Вольфганг Амадей Моцарт
Фантазия для фортепиано ре-минор
Кристофер Хогвуд (клавесин)

childcomposer: Как хорошо, что Новый год на сайте начался именно с музыки Моцарта!

victormain: С музыки Моцарта — да, но что это за кастрюля звучит — в упор не понимаю. Мы слышали сто раз подлинные инструменты моцартовского времени — они великолепны, зачем играть на плохом?

Andrew_Popoff: Да, звучит так себе... Собственно, фортепиано при Моцарте уже было, хоть и плохое. По мне, так отчего бы на хорошем не сыграть? Я понимаю — клавесин, виолу, лютню, теорбу — заменить нечем. Но фортепиано... Думаю, Моцарт не возражал бы против звука современного рояля. А клавикорды — это клавесинное пианино. Исторически интересен, но как звук — хлам.

victormain: Клавикорды бывали тоже очень приличные. Да и пианофорте под конец жизни Моцарта вполне прилично уже звучали. Клавесины и вовсе были потрясающие. У меня возникла неприятная мысль при прослушивании этого трека, что Хогвуду просто хорошо заплатили за рекламу плохой современной поделки.

alexa_minsk: Густав Леонхардт:

«Хаммерклавир я ненавижу по-настоящему — это самый бесчувственный инструмент на свете. Играя на нем, ты не чувствуешь живого отклика струны, ее биения. Да и сам звук какой-то расхлябаный. Вот клавесин — совсем другое дело»

Andrew_Popoff: Отчасти соглашусь. Но как раз сегодня я был на концерте кафедры исторического исполнительства московской консерватории. Там играли второе трио из первого опуса Бетховена, и как раз с хаммерклавиром, а не роялем. Пианистка была чудо! Исполнение выше всяких похвал, я очень порадовался за студентов. И хаммерклавир, который в два раза тише рояля, звучал в этом трио изумительно. Хотя Рахманинов и Скрябин звучали бы на нем отвратительно.

alexa_minsk: Может быть, «изумительно» в ансамбле? А Бетховен сольно (сонаты, к примеру) было бы не изумительно? В Архиве есть записи сонат Карла Филиппа Эммануила Баха на клавикорде — звучит ужасно.

Andrew_Popoff: Клавикорд это другое. Хаммерклавир — однострунный рояль без чугунной рамы. В современном рояле на большинство клавиш приходится по три струны, а там по одной, как на клавесине. Механизм там молоточковый, как на рояле, а не щипковый, как на клавесине. И техника игры такая же, как на фортепиано, но молоточки обиты не фетром, а кожей. И звук от этого короче и резче.

alexa_minsk: А правильно ли, что хаммерклавир и тангенфлюгель — это разные названия одного инструмента?

Andrew_Popoff: Скорее, это переходная форма. Тангентенфлюгель больше клавесин, чем хаммерклавир, хотя в верхнем регистре по звуку напоминал рояль.
Кстати, здесь играет именно клавикорд — усеченная, домашняя разновидность клавесина с одним мануалом. Струны там располагались параллельно клавиатуре, а не перпендикулярно, как в клавесине или рояле. Звук хуже, чем у клавесина и тише. Предназначался для домашнего музицирования, аналог пианино.


Рецензии