Человек. Цифромодальность

Американский социолог Роберт Нисбет рассматривал прогресс как идею, согласно которой человечество медленно, постепенно и долго выходило из первоначальных условий. В его представлении - это страхи, отсутствие культуры, впрочем и невежества тогда не было.

В прошлом веке вхождение земной цивилизации в шестой технологический уклад обозначено  социально-технологической революцией. Страх вызывает необходимость защиты, тогда одним из важнейших условий развития становится активная разработка и усовершенствование военной техники. Прогресс- это страх и беспокойство человека. Мечта прогрессоров - расширение физических, интеллектуальных возможности ей человека.

Назначение интеллекта по М.А. Холодной – построение особого рода ментальных репрезентаций происходящего, связанных с воспроизводством объектного знания о мире. Стратегический ресурс информационного (постиндустриального) общества представляет интеллект общества и личности. Ныне оказавшись в точке бифуркации и располагая такими возможностями влиять на свое будущее, каких еще не бывало в истории, человечество может либо превратиться в новых виртуальных людей, постлюдей, либо исчезнуть.

Можно выйти на новый уровень цивилизационного развития, увеличив пространство свободы, творчества, гуманности, но... В первом случае, в западноевропейских странах для этого  используеется термин «расширение человека» (enhancement of man). Но не является ли такое убеждение прогресса очень дорогостоящей человеку иллюзией?

Е.Н. Князева пишет: «В последние десятилетия в эпистемологии и философии сознания (philosophy of mind) успешно применяется динамический подход, который базируется на использовании моделей нелинейной динамики и теории самоорганизации сложных систем (синергетики).

Сущность человека – это не рядоположенные кубики, не плюрализм несводимого и мозаика неоднородного, долженствует тот монизм, где единство в многообразии.

В живой природе человечность получает  исходные, внутренние пределы существования. Ныне при активном и всевозрастающем сокращении времени непосредственного восприятия действительности теряется естественное человеческое "заземление".

Симулякр – это имитация несуществующего. «Симулировать значит делать вид, что имеешь то, чего нет на самом деле». Все это реализуется одновременно при существенном пространственном сокращении поля восприятия. 

С позиций человеческой вертикали «божественное – духовное – социальное – природное» яснее можно понять удельный вес компонентов бытия человека. Сознание определяется языком, но его единство – фикция,  идентичность цифрового субъекта ставится под вопрос.

Концепция «ситуативных знаний»  объясняет, что знание не будет целостным, но всегда частичным, сконструированным конкретными группами и людьми в определенных целях и ситуациях (контекстах). Метко подмечено, что такое знание лишь “взгляд ниоткуда”.

Очевидно сейчас, что многомиллиардному человечеству проще впасть в беспамятство, уйти в отказ от стремления понимать себя, ограничить персональный мир. В гаджетах реализуется психофизиологическая экономия чувственного компонента человека за счет сокращения длины/длительности каждого действия и их совокупного количества манипуляций на экране.

В текущий период происходит реальная борьба за человека, разлом проходит между экстравертированной западной культуре с ее культом индивидуализма. Гештальтпсихология как норму в таковой представляет  ретрофлексию и эготизм. Но и Восток - не идеал. В коллективистской восточной культуре мешает "хорошим" гештальтам - конфлюэнция и дефлексия. Будущее тревожно и неопределенно, настоящее не питает, что ж тогда очевидными предстают желание вернуться в прошлое у многих современников.


Рецензии