Альфред - часть 1

     По пыльной улочке бежал маленький мальчик в слезах. Запыхавшись и всхлипывая, он кричал: «Он мой друг… Оставьте его, не трогайте…»

     Некоторое время назад вот что произошло. Это было небольшое поселение в секторе V какого-то звёздного скопления. Такие небольшие поселения создавались для разработки полезных ископаемых и как аванпосты в космосе. Это было обычное дело. Забиралось всё полезное с небольших астероидов, спутников, планет и прочих обломков, находящихся в космическом пространстве. А потом решалось, что будет на оставшейся выработке.

   - Торговые автоматы существовали всегда. И никто не помнил время, когда их не было. Те времена, когда люди были продавцами и продавали людям разнообразные нужные и не очень, и совсем бесполезные товары. То время кануло в Лету.
Старик улыбнулся мальчику и показал на красный во многих местах облупленный торговый автомат.

   - Обычно, продолжал он, не отводя задумчивого взгляда от автомата, все они были безымянными. Номера, конечно имелись, но к ним не как не обращались. Только говорили: «Я хочу вот такую вещь и в каком количестве».

   - Но у нас произошло нечто другое. После того, как закрылись шахты и производство, и отсюда улетели почти все работники, соответственно было забрано и большая часть оборудования, задействованного в обслуживании населения. Теперь раз в полгода присылают транспортный корабль. Да ты не раз его видел, - опять он обратился к мальчику. И мы получаем всё необходимое на складе. Жизнь потекла не спешно и однообразно, - продолжал Том.

     Так звали пожилого человека, сидящего на скамейке вместе с мальчиком в небольшом парке в центре поселения. У поселения так и не появилось имени. Только номер, состоящий из цифр и каких-то знаков.

   - Дедушка, продолжай, пожалуйста, - попросил Ник. Так звали мальчика.

   - Да, - Том улыбнулся.
На его обветренном и загорелом лице опять появилась тёплая улыбка. Он снял шляпу и положил её на скамейку рядом.

   - Жара. Хорошо, что сейчас не нужно ходить в форменной одежде.
Хотя теперь он скучал по тем дням, когда он был начальником полиции и знал обо всех и вся на этой ему вверенной территории.

   - Так вот, в суматохе, когда демонтировалось всё сколько-нибудь полезное и ценное, во время этих хлопотных дней не забрали нашего Альфреда.

     Том посмотрел на красный торговый автомат, стоявший неподалёку от скамейки под раскидистым деревом.

   - Я думаю, его не забрали, потому что к нему так привыкли за последние несколько лет, что воспринимали автомат частью Парка, как просто камень или дерево. А возможно, просто владелец не захотел с ним возиться и бросил. Хотя мне больше по душе первая версия. Ты тогда ещё не родился, Ник, когда всё это происходило.

     Том ласково провёл рукой по выгоревшим волосам Ника. И мальчик почувствовал сильную руку дедушки. Ник почти не помнил своих родителей. Да, были видео записи, и родители разговаривают с ним по видео звонкам. Но он не помнил, как жить с ними вместе, как каждый день просыпаться с ними, завтракать, ходить куда-то вместе. Смотреть фильмы или просто сидеть вот так, как с дедушкой и говорить о чём-то ощущая тепло рук, взгляда и всех тех мелочей, в совокупности которых, проживая во времени, можно сказать – это близкие люди.

     А Том рассказывал дальше:
   - Люди часто проходили мимо нашего автомата, так как куда бы ты не пошёл в нашем поселении, ты обязательно пройдёшь через Парк, а значит мимо нашего Альфреда. Но тогда это был просто красный торговый автомат.

     Все автоматы, как ты знаешь, наделены ИИ в большей или меньшей степени. Наш автомат всегда здоровался с людьми. Например, проходит мимо Сесиль, а она часто проходила в те времена по делам. Тогда она была заместителем мэра города по финансам. Автомат говорит: «Доброе утро, Сесиль, или Добрый день, Сесиль…». Все по-разному реагировали на его разговоры. Но часто просто из вежливости отвечали: «Привет как дела?» и быстро проходили мимо.

     Надо ещё сказать, что торговые автоматы, кроме своих товаров, были напичканы разнообразной рекламой. Она включалась точно в определённые промежутки времени и в зависимости от окружающих людей. Ну, скажи, кому интересно в сотый раз слушать о небывало удобных туфлях, шортах, рубашках и т.д. и т.п… Конечно, постараешься побыстрее проскользнуть мимо, чтобы датчики автомата не сработали на включения надоедливой рекламы.

     Я тоже был в их числе. Также проходил побыстрее мимо Альфреда. Но в те времена у меня было множество действительно важных неотложных дел.

     Да, я рассказал о Сесиль, потому что она первая и стала с ним разговаривать по-настоящему. Сначала от того, что во время перерыва любила прийти в Парк и посидеть на этой скамейке.
Том похлопал ладонью по скамейке, на которой они сидели.
   - Ну а автомат вот он, рядом. Мне тоже приходилось по нескольку раз в день проходить через Парк. И я был свидетелем некоторых моментов истории, которую тебе рассказываю, Ник.

     Мальчик, поглощённый рассказом, не шевелился, боясь чего-то не услышать.

   - Я слышал, как Сесиль разговаривала о погоде, о прилёте космических челноков, о цвете модных очков... О таких мелочах обычно люди могут разговаривать как бы просто в слух или перед зеркалом. При этом они не ждут ответов. Через какое-то время я слышал, Сесиль рассказывала о своей жизни. По долгу своей профессии я посмотрел, кому она это всё рассказывает, но никого рядом не было. Рядом был только красный торговый автомат. Надо же, бедняжка, подумал я, это от одиночества. Но видя, как она живо реагирует и порой спорит о каких-то вещах, я понял, что её собеседник - торговый автомат. Сначала я улыбался и думал, что разговаривать с ИИ автомата - это как кидать кубики, где написаны какие-то фразы, и хорошо, если они совпадут со смыслом рассказа кидающего. Думал, пусть Сесиль хоть так утешается в своём одиночестве…

     Прошло немного времени, и я увидел, что и другие поселенцы приходят на скамейку и разговаривают с автоматом. И это были далеко не одинокие люди… Так прошло года два или три. Вот тогда ты и родился, — говорил Том.

     Как-то Проходя мимо, я услышал:
   - Привет, Том.
   - Я сел на эту скамейку и заговорил с автоматом. Не знаю почему. Может тогда я устал и мне просто нужно было отдохнуть.
   - Привет. А знаешь, у меня внук родился, - вдруг выпалил я.
Автомат сделал паузу и ответил, что уже знает и очень рад за меня. Он знает, как я переживал и волновался. Я был удивлён и немножко даже смущён.
И Ник увидел на лице деда это выражение - лёгкое ошеломление.

   - Я спросил, Откуда он знает. Автомат ответил, что сопоставил все услышанные разговоры от поселенцев и сделал вывод. Тогда, в тот день и началась наша дружба. Хотя по началу я это так не называл. Автомат стал для меня чем-то вроде справочника. Он мог выдать любую информацию о каждом поселенце, даже о недавно прибывшем. Автомат сказал, что давно хотел поговорить со мной, что ему нравится моя честность и непримиримость к тем, кто нарушает закон. Поэтому он решил открыть мне доступ к его картотеке. Да, так он и сказал - картотеке. И это старинное слово напомнило мне моё детство, - улыбнулся Том.

    - Знаешь, Ник, у меня там, на Земле, в детстве был друг. Это я потом понял, что друг. А тогда мы просто вместе проводили уйму времени, много фантазировали о будущей жизни, мечтали, что и дальше, может, доведётся работать вместе. Но в жизни, конечно же, всё не так. И даже совсем не так.               

     Когда мы подросли и пришло время кем-то становиться, меня потянуло в космос. Хотелось полететь на эти звёзды, на которые я часто смотрел вечерами, пытаясь представить, что же там. Я был крепким и сильным молодым человеком, и меня с удовольствием взяли в частную военную организацию для службы в дальнем космосе. И больше я не возвращался на Землю. А мой друг пошёл по технической части, стал инженером-программистом ИИ. Наша связь как-то затерялась. А когда я узнал, что он занял место ведущего конструктора, мне было как-то неудобно напоминать о себе.

     Так вот, по манере общения этот автомат как-то удивительно напомнил мне моего друга. А звали моего друга Альфред. И надо сказать, что мой друг очень любил читать книги старинных авторов о рыцарях и мушкетёрах. И ему нравилось старинное холодное оружие: мечи, шпаги, кинжалы. Наверно, поэтому он разговаривал немного вычурно. И имя Альфред очень соответствовало ему.

     Вот Я машинально и сказал в конце нашего того первого разговора: «Благодарю Альфред». Автомат долго молчал. Потом учтиво и, как мне показалось, благодарно ответил: «Мне нравится это имя, и я очень рад, что ты так меня назвал. И отныне прошу звать меня этим именем.».

     Я рассказал знакомым про этот диалог. Не всё, конечно, рассказал, но про то, что автомат выбрал себе имя, узнали все. Для поселенцев постепенно Альфред стал справочным бюро и Парковым психологом.

     Бывало, я слышал: «Привет: Альфред! У Генри через несколько дней День Рождения, не знаю, что подарить». А Альфред отвечал: «Я слышал, что он желал иметь шляпу со встроенным пространственно-голографическим проектором». При этом я понимал, что Альфред учитывал и вес кошелька дарящего. Я часто наведывался к Альфреду.

     Постепенно стал разговаривать с ним не только на служебные темы. Мы обсуждали разные события на других планетах, рассуждали о смысле жизни и вообще о том, что такое жизнь. Иногда я забывался в наших горячих полемиках, и казалось, что рядом мой старый друг Альфред, и детское ощущение радости наполняло меня. В эти часы я был счастлив и чувствовал себя молодым. И ещё я заметил, когда включалась функция рекламы, казалось, Альфред замирал и ждал, когда реклама закончится, как и мы ждём окончания рекламы, нудимся и выключаем звук.

     Для себя я отметил появление личности Альфреда и его как-бы томление от пригруженности лишним функционалом его старой программы.

   - Тебе, Ник, скоро девять лет. Ты везде бегаешь, и все тебе рады. Ты единственный ребёнок в нашем поселении. Я очень люблю тебя и беспокоюсь, когда ты надолго отлучаешься. Я рассказываю тебе истории для того, чтобы ты рос внимательным и благородным мальчиком. Надеюсь, это поможет тебе удержаться от необдуманных действий и решений…

Что-то Я расчувствовался, - сказал Том и отвернулся.

   - Мне нужно идти по одному делу. Жду тебя к ужину. Не опаздывай.
Том встал, одел шляпу, дружественно посмотрел на Ника и пошёл своей строевой походкой в сторону склада поселения.

     Проводив взглядом Тома, Ник привычно обратился к Альфреду:
   - Как дела?
   - Спасибо за вопрос. Если бы я мог, я бы улыбнулся маленький Ник.
Ник заёрзал на скамейке и нерешительно спросил:
   - Я не то спросил? Я же всегда так здороваюсь со всеми.
   - Да я просто так выразил своё состояние. Я же здесь нахожусь уже давно и постоянно, поэтому вопрос «как дела?» начинает мне не нравиться. Впрочем, извини, мне не следует высказывать это всё тебе. Ты же ещё мал. Боюсь перегрузить твоё сознание и нанести тебе душевную травму.

Ник опять заёрзал на скамейке и машинально почесал ногу.
   - Получается, я тебя обидел?
   - Я хочу повторить, что всё, что я сейчас скажу почти, не относится к тебе. Это совокупное состояние моего сознания, как бы его не называли люди.

Автомат загудел, что-то пощелкало внутри и затихло.
   - Я к твоим услугам, Ник. Я слушаю.
Ник успокоено улыбнулся:
   - Альфред, расскажи мне ещё про Землю.


Рецензии