Рецензия к фильму Трамвай Желание

"Трамвай "Желание" 1951
Ну, это американская классика, которая украшает собой золотой фонд всего мирового кинематографа. Скажу так. Когда слышу от множества киногурманов "я люблю пересматривать вечером старое американское кино", на подсознательном уровне подразумеваю, что данный фильм как раз входит в этот перечень. Наравне с "Касабланкой", "Ниагарой" и фильмами с Кларком Гейблом. Причём сам я никогда эти фильмы не смотрел (кроме "Ниагары"). Да и этот, если честно, не горел страстным желанием посмотреть уютным пасмурным вечерком под вкусную пюрешку с котлетиной. Я почему-то думал, что он будет чем-то вроде "Унесённых Ветром" с той же Вивьен Ли. Я ошибался. Это даже не мелодрама. Это очень мощная драма с раскрытием внутренних миров персонажей. Недаром она снята по пьесе. В пьесах раскрытие персонажей как раз и является ключевой особенностью. Там всё построено на разговорах и зависит от произнесённых слов. Дальше буду спойлерить, потому что иначе не смогу высказать своё мнение о людях и их поведении. Но сначала перееду на трамвае без названия "зайцем" на остановку "Суть", потому что оттуда проще и ближе добраться до всего остального.

На железнодорожную станцию в Новом Орлеане приехала на паровозе милая молодая девушка. Вся растерянная и даже слегка напуганная, будто провинциалка впервые оказавшаяся в крупном городе. Могу ошибаться, но, возможно, она - француженка. Судя по имени и знанию французского языка какое-то отношение к родине Наполеона и Мольера она, всё-таки, имеет. Но приехала не прямиком оттуда, как я понял. И ей необходимо попасть в определённое место, а сориентироваться не может. Ей нужно сесть на трамвай "Желание", потом пересесть на трамвай "Кладбище", и тогда она попадёт на Елисейские Поля. Что за фантазёр там даёт названия трамваям? Как-то не очень прикольно ехать на трамвае с названием "Кладбище". Подозреваю, что это название конечной остановки, ибо там где-то недалеко кладбище. Но как-то уж слишком она получается конечная... В общем, девушка добралась до пункта назначения. И очень удивилась, оказавшись в урбанистическом захолустье, где все вокруг пьянствуют, матерятся и ведут себя неаристократично. Но это не французский Орлеан, детка, а Новый. И это не те Елисейские Поля, которые в Париже. Здесь люди пашут, а не шмотками закупаются. А приехала она к родной сестре. Сестра с мужем живут в скромной двухкомнатной квартирке. Муж - здоровый мужлан (по мнению гостьи), трудится на заводе, играет с друганами в боулинг и покер, пьёт пиво, плохо воспитан и всегда говорит только то, что думает. И жена его обожает в том числе и за это. Но у приехавшей сестры свои критерии правильной жизни. Кровать для неё твёрдая, комнаты дверью не разделены, а муж этот ближе к приматам, чем к людям. С ним у неё сразу как-то отношения в раскоряку пошли. Он - обычный мужик. А она - школьная преподавательница английской литературы. И не только. Она сама по себе довольно своеобразная. Она каждые двадцать пять минут принимает ванну. Пшикается дорогими духами. Стесняется показаться на людях (даже в рыбном магазе), не надев именно красивое и дорогое платье. Нет, в этом нет ничего плохого, когда девушка за собой ухаживает и хочет всегда прекрасно выглядеть. Но мужу, который привык к обычной не пафосной жизни это всё в баню не нужно. И тем более не нужно то, что эта манерная барышня начинает объяснять сестре, как именно та должна жить. И, вообще, она странная какая-то, эта мадмуазель...

Вот теперь попробую рассмотреть персонажей. Именно моим взглядом. Может быть, косым, а может, и близоруким. Ну, во-первых, конечно, главная героиня. Моё первое впечатление - чуднАя фифа-дурочка, которая лезет туда, куда ей лезть не надо. А именно в чужую жизнь. Пусть это и жизнь родной сестры. Есть прекрасная пословица, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Это не к ней. А её ненавязчивость в этом походе ещё сильнее отторгает. При этом я понимаю, что ничего плохого она не замышляет. Просто она вот такая. Привыкшая к роскоши, вниманию и "звёздности". Не просто так она нуждается в постоянных комплиментах и фразах типа "ты выглядишь прекрасно!", даже если это ложь. И своим поведением она провоцирует. Кого и на что? Просто она тут "белая ворона". Всех на что-то. Теперь насчёт мужа. Он тут как бы (подчёркиваю "как бы") отрицательный герой сказки. Вообще нигде не заметил, в чём он отрицательный. Финал пока не беру. Обычный мужик, трудящийся на заводе. Иногда в командировках (детали продаёт, как я понимаю). В доме есть поесть-попить, радио, телефон. Живут с женой, как нормальные люди. Жена беременна. Всё прекрасно. И тут эта барышня с постоянным присутствием! Почему он не должен высказаться, если её поведение ему не нравится? Почему ты просрала имение, которое ваше с сестрой общее? - вполне естественный вопрос. Всё, что касается недвижимости - всегда важно. И в задницу романтику. Деньги пахнут чем угодно, но не романтикой. Всё он здесь делал - правильно. Кроме побоев и финала. То есть для меня герой Брандо был, положительным, а героиня Ли - отрицательной, грубо говоря. И потом величайший твист, когда всё переворачивается. И мне очень интересно, насколько давно она стала такой, какой стала? Психически не здоровой. Я уверен, что она уже такой приехала. То есть тут все люди общались с человеком с сильно нарушенной психикой, но не понимали этого. Сестра сказочным образом никому ничего не объясняла. Хотя, угождала выключая свет, вступаясь в ссоры с супругом, говоря комплименты про "прекрасность". Может, знала, может, не знала. Видимо, не знала, судя по последствиям. Значит, она всегда была такой, а сошла с ума (что не факт) в конце. Но отголоски в голове девушка слышала ещё до (и довольно далёкое "до") врачей. И насчёт мужиков. Их тут реально сделали животными. С инстинктами, а не чувствами. И романтик, и мужлан отнеслись к девушке так, какой представили её после "познания её прошлого". Там ещё был момент, когда сосед сверху успокаивал свою жену: "Я делал это с той женщиной, потому что люблю тебя больше всего." Не слово в слово, но смысл ясен. Про что же фильм, снятый по пьесе, которая получила Пулицеровскую премию? Не знаю. Знают лишь те, кто её присуждал. Для меня этот фильм - образец контраста. Контраста в мышлении. Да же не так... В восприятии реального мира! Это хорошее словосочетание. Не из-за того, что она рёхнутая, а остальные нормальные. Было бы глупым не сказать, почему я считаю её рёхнутой изначально, а не когда финал приехал. Это главный спойлер. Она... Я бы сказал, сексуально - неуравновешенная. Не буду утверждать, что она проститутка, и её меха-подарки это подчёркивают. Это что-то ближе к эскорту, но там есть Мальчик, который всё портит. Влюбилась в ученика и сошла с ума? А тот пулей подавился в связи с её мнением? Ну пусть будет так. Как по мне, она не лиричная девушка, скрывающая лицо в темноте из-за морщин. Странная, которая всё портит. Такая не даст спокойно жить. Сестра она, мать или подруга. Это очень страшно... Кроме Вивьен Ли и Марлона Брандо никого не знаю. Вивьен Ли тут с Лысиком. И два артиста, которых не знаю. Не помню имена. Но всё же, как мне кажется, Марлон Брандо тут был лучшим. Очень правдивым и эмоционально красочным. Не из-за того, что бьёт тарелки и хулиганит. Наоборот! Когда спокоен, он умудряется здорово передать негодование. Без оценок. "ЭЙ ты! Канарейка! Ты когда-нибудь выйдешь из ванной?!"


Рецензии