33. Валентин Распутин

Весной 2015 года я оказалась в Москве. И тут печальная весть - умер известный советский писатель Валентин Распутин. Отпевание было назначено в Храме Христа Спасителя. Мы с подругой, Натальей Благушиной, не могли не придти в храм, чтобы сказать последнее "прости" замечательному писателю. Народу, к нашему удивлению, было совсем немного, ведь Распутин был властителем дум нашей интеллигенции в 60-70 г.г. прошлого столетия, а в нынешнем бурном 21-м веке его имя для многих ушло в Лету. Сибирский писатель скончался в московской клинике 14 марта 2015 г. Отпевание совершал патриарх Кирилл, а похоронили писателя 19 марта 2015 г. в Иркутске, в некрополе Знаменского монастыря.

Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в небольшой деревеньке Усть-Уда. В те годы область называлась Восточно-Сибирской, в настоящее время это Иркутская область. Его родители Нина и Григорий Распутины были простыми крестьянами. Здесь прошли первые два года жизни мальчика, а потом семья перебралась в село Аталанка.

На берегу реки Ангары прошло детство Валентина. Потом, когда он уже стал писателем, то буквально в каждом произведении есть описание сибирских пейзажей.

Мальчик рано научился читать, и читал буквально все, что можно было раздобыть – книжки, журналы и даже обрывки старых газет. Он ходил в библиотеку, брал книги у соседей, и проводил за этим занятием много времени.

По возвращению отца с фронта жизнь в семье начала понемногу налаживаться. Мама трудилась в сберкассе, отца поставили заведовать местным отделением почты. Но так длилось недолго, вскоре в дверь их дома пришла нежданная беда.

Во время переправы на пароходе, У отца Валентина стащили сумку, в которой были государственные деньги. Времена были суровые, за любую оплошность строго наказывали. Разыскивать похитителя не стали, суд быстро вынес обвинительный приговор Григорию Распутину, и его сослали в лагерь на Колыме.

Мать осталась одна с троими детьми. Семья еле сводила концы с концами, и они практически голодали. Валентин пошел в школу в Аталанке, но окончил только начальные классы. Больше в селе учиться было негде, а ему очень хотелось продолжить обучение дальше. И он отправился в райцентр, за пятьдесят километров от родного дома. Мальчик стал первым из жителей села, кто поехал так далеко, чтобы учиться, до него этого не делал никто. Этот период жизни писателя отразился в одном из его рассказов «Уроки французского».

Трудностей было много, но юноша старался и окончил школу с отличным аттестатом. Это помогло ему без всяких проблем стать студентом филологического факультета Иркутского университета. как и в детстве, он читал запоем. Самыми любимыми писателями в эти годы были Хемингуэй, Ремарк, Пруст.

В годы студенчества Валентин не упускал ни малейшей возможности подзаработать, ведь нужно было помогать родным. Те годы стали началом его писательской биографии, Распутин стал писать заметки для газеты «Советская молодежь» в Иркутске. С этой газеты и началась его творческая карьера. Благодаря этой работе он обрастал навыками и опытом, который потом пригодился в писательстве. В 1961 г. он женился. Его женой стала Светлана Ивановна Молчанова, студентка физико-математического факультета ИГУ, старшая дочь известного писателя И. И. Молчанова-Сибирского. Они прожили долгую счастливую жизнь, в лице Светланы Валентин обрел не только жену, но еще и единомышленницу и соратницу. В этом браке родилось двое детей – сын Сергей и дочь Мария.

В 1962 году Распутин поселился в Красноярске. Он был уже авторитетным журналистом, мастером слова, и именно ему поручали описывать громкие события, происходившие в те годы в стране. Он писал о строительстве Красноярской и Саяно-Шушенской гидроэлектростанции, о прокладке железнодорожной магистрали, связывающая Абакан с Тайшетом, и о других значимых для страны стройках.

Однако вскоре Валентин понял, что ему тесно в рамках газеты, она не может уместить все его впечатления, которые накапливались с каждой командировкой по просторам Сибири. Распутин написал рассказ «Я забыл спросить у Лешки», который стал его литературным дебютом.

Вдохновленный успехом первого рассказа, Валентин продолжает писать очерки, которые отдает в публикацию в альманах «Ангара».  В 1966 году вышла его первая книга «Край возле самого неба». Хорошо знавший молодого Распутина писатель-сибиряк вспоминал, что это «был тихий скромный парень, литератор, подражавший Хемингуэю и Аксенову (рассказ „Рудольфио“), нервный, ранимый». А иркутская подруга Распутина, послужившая прототипом главной героини рассказа «Рудольфио», набросала такой его портрет: «Я помню Распутина необычайно сдержанным, даже, так скажем, стеснительным. С Александром Вампиловым он дружил, по-моему, очень искренне, и в городе все их знали». «Распутин не был разговорчивым, — продолжает она. — Напротив, вечно молчал, а если говорил, то очень жестко и смотрел прямо в глаза собеседнику. Эта черта видимо впоследствии помогла ему стать лидером».
 
Через несколько лет его пригласили в Читу, где собирались молодые литераторы. Именно там состоялось знакомство начинающего литератора с Виктором Астафьевым, Владимиром Чивилихиным, Антониной Коптяевой, которые были руководителями этого собрания. Благодаря протекции Владимира Чивилихина рассказы молодого автора Распутина стали печататься во всесоюзной прессе -  в журнале «Огонек» и газете «Комсомольская правда». После этих публикаций к сибирскому прозаику пришла известность, с его произведениями ознакомились миллионы читателей Советского Союза. В 1967 году еженедельник «Литературная Россия» напечатал рассказ «Василий и Василиса». Это было одно из ранних произведений Валентина, но именно в нем прослеживался стиль писателя, умение без лишних слов раскрыть характер персонажей, емко и точно передать основные его черты.

1967 год стал по-настоящему переломным в биографии писателя. Он выпустил свою первую повесть «Деньги для Марии», и после ее публикации стал членом Союза писателей СССР. И как результат – популярность и слава. Имя самобытного и талантливого сибиряка узнали все, о его творчестве много говорили, спорили, и каждый раз ставили высокие оценки его произведениям. В 1967 г. был принят в Союз писателей СССР. В 1969 г. избран членом бюро Иркутской писательской организации.

Распутин очень требовательно относился к себе и своему творчеству, поэтому не стал раздваиваться, ушел из журналистики и стал заниматься исключительно писательством. Скромный, молчаливый, самокритичный он так отзывался о своей деятельности: "Я никогда всерьез к себе как писателю не относился, потому что знал, с какими потугами достается мне каждая строка, и возню вокруг меня, прежние похвалы и чины принимал сначала даже с испугом. Потом он прошел, но чувство, что меня принимают за другого, чем я есть, и что я, сам того не желая, умею каким-то образом втереть глаза, оставалось. То, что я написал, прилично, наверное, даже более чем прилично (я имею в виду не статьи), но и только. Я был способен только на это. Что ж делать, есть писатели короткого дыхания, есть среднего <..>, и есть среди них упрямцы, которые держатся через силу, уже и не дышат, а судорожно хватают воздух, но не сходят с дистанции. Лучше уж сойти, ничего постыдного в этом, я думаю, нет, и потихоньку заниматься каким-нибудь сподручным безвредным делом".

***
Спрос на новых лидеров в конце 1960-х — начале 1970-х годов был большим. Закончилась эпоха шестидесятников, много давшая советской культуре (прежде всего, в литературе и кино), но идеологически оказавшаяся несостоятельной. Лозунги: «Сталин был плохой, нужно вернуться к ленинским нормам!», «Построим социализм с человеческим лицом!» не указывали никакого принципиально нового пути. Именно тогда с глубокой периферии в центр литературной сцены выдвинулись философы, прозаики и поэты, искавшие совсем другие ответы на мучительные русские вопросы. Их отнесли к писателям "деревенской прозы", "деревенщикам". Одним из их лидеров сделался Распутин.

Валентин Распутин утверждал, что все "деревенщики" вышли из «Матрениного двора» Солженицина, как русские классики второй половины XIX века — из гоголевской «Шинели». Солженицына нельзя отнести к представителям деревенской прозы, тем не менее рассказ «Матренин двор» - одно из лучших произведений, отражающих жизнь сельских жителей. Героиня рассказа – женщина, лишенная корысти, зависти, злости. Составляющие ее жизни – любовь, сострадание, труд. И эта героиня – отнюдь не вымысел автора. С прототипом Матрены Солженицын познакомился в деревне Мильцево. Героиня рассказа Солженицына – малограмотная жительница села, но она привлекает внимание читателей, как сказал Твардовский, не меньше Анны Карениной.

В 1970 году один из «толстых» журналов – «Наш современник», напечатал вторую значительную работу Распутина, повесть «Последний срок». Это произведение принесло автору славу не только на родине, но и за рубежом, его издали на десятках языков. По мнению многих критиков, это был «костер, отогревающий душу».

В этой повести речь о матери, о настоящих ценностях и несущественности того, что современному городскому жителю кажется важным и значимым. О том, что нужно помнить свои истоки, возвращаться к ним, чтобы остаться человеком.

Распутин любил деревенскую Россию прошлого, и воспевал ее. Жизнь дореволюционной деревенской России изображается им как нечто прекрасное, идиллическое: «И работа — дружная, заядлая, звонкая, с разноголосицей пил и топоров, с отчаянным уханьем поваленных лесин, отзывающимся в душе восторженной тревогой, с обязательным подшучиванием и заигрыванием друг с другом и дразнящим ожиданием угощения, для которого хозяйку заранее отпускали домой. После зимы это была первая работа в лесу, к тому же не очень трудная, и ее любили». А все советское показывается как отвратительное, механическое, дьявольское: «Погода и та стала путаться, как выжившая из ума старуха, забывать, что за чем идет. Люди говорят, что это от морей, которых понаделали чуть не на каждой реке». Или: «Женщины-то, особенно которые помоложе, они все как заводные куклы, одна на другую до того похожи, не отличишь, где какая. Их не рожали, на фабрике делали…"

В 1976 году писатель издал свое самое значимое произведение, которое стало его визиткой – повесть «Прощание с Матёрой». Рассказ о том, как одну из деревень должны затопить водой, потому что на этом месте намечено строительство большой ГЭС. В годы советской власти такие "грандиозные" проекты совершались по всей стране, не только в Сибири, но и в центральной России, на Волге. Так ради строительства "самой большого в мире Рыбинского водохранилища", в 1941 году были затоплены деревни, села и города (Молога и Весьегонск) Тверской области.
Распутин описывает переживания местных жителей, их горе и тоску, ведь они должны оставить родную деревеньку, где родились, выросли и собирались умереть. Они никого не винят, не причитают и не проклинают, просто тихо скорбят по месту, где каждую кочку и колоду привыкли считать родной.

Не менее значимым был для Валентина Распутина и 1977 год. Он выпустил повесть под названием «Живи и помни», за которую получил Государственную премию СССР. И снова на первом плане человечность, сила русского характера, любовь и страдания. А еще трагедия целого народа, пережившего Великую Отечественную войну.

Распутин не боялся затрагивать темы, которые многие литераторы обходили стороной. В этой повести речь идет о простой русской женщине Настёне, которая вместе со всеми проводила на фронт мужа. Он получил три ранения и чудом остался жив. Он выжил, но у него возникло непреодолимое желание увидеться с родными местами и людьми. Он прыгнул на идущий в родную сторонку поезд и таким образом, вольно или невольно, стал дезертиром. Его разыскивают, жена старается его спасти и погибает сама. Тогда в таком контексте о войне еще никто не писал. Пожалуй, лишь Виктор Астафьев.

***
Перестроечное время оказалось для Распутина тяжелым. Хотя в годы правления Михаила Горбачева Распутин был избран депутатом парламента и вошел в Президентский совет, однако это избрание ничего не значило. Оно совершилось лишь ради поддержки президентского имиджа и мнение Распутина никого там не интересовало.

Еще хуже стало в ельцинские "лихие 90-е". Распутин был категорически не согласен с «либерально-демократическими ценностями», о чем пишет в своих новых рассказах «Пожар» и «В больнице».

Самым страшным потрясением для русских людей стал расстрел Ельциным и его приспешниками парламента в октябре 1993 года. Однако уже через день после расстрела парламента,  5 октября  в газете "Известия" появилось обращение 42 писателей под названием "Раздавить гадину". Авторы этого обращения называли  защитников парламента красно-коричневыми оборотнями, высказывали полную поддержку преступным действиям Ельцина и призывали запретить на территории страны все виды коммунистических и националистических партий, а также закрыть газеты «День», "Правда», «Советская Россия», ТВ-программу 600 секунд. Подписали это обращение  42 писателя. Среди них было много известных имён: шестидесятники - Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Андрей  Дементьев, известный  ученый Дмитрий Лихачев, и др., а в конце стояла подпись Виктора Астафьева.

Письмо это вызвало естественное возмущение патриотической общественности, его стали называть письмом интеллигентских ублюдков. В нем все было перевернуто с ног на голову - говорилось про кровь, убийства, насилие, захват власти.. Это что же - коммунисты или патриоты из танков палили по законной власти? Это, может, они, жгли и убивали защитников Дома Советов?

Валентин Распутин и Юрий Бондарев это обращение отказались подписать. Не подписали его и Василий Белов и Андрей Вознесенский, которые находились у Белого дома, видели всё собственными глазами, оказывали раненым помощь.

У Распутина были близкие, дружеские отношения с Виктором Астафьевым. И предательство последнего, его неожиданный переход в либеральный лагерь он переживал очень тяжело. Их отношения после этого полностью прекратились.

В канун юбилея - 75-летия Валентина Распутина в издательстве «Алгоритм» вышла книга статей «Эти 20 убийственных лет», написанная Распутиным в соавторстве с журналистом Виктором Кожемяко. С горечью говорит Распутин, что  народ потерял свой стержень в лихие девяностые и стал просто народонаселением… Когда-то Достоевский назвал бесами революционеров-народовольцев, осуществлявших кровавые терротистические акты и стремившихся развалить Российскую империю. А в конце 20-века Распутин назвал тем же именем либералов-демократов, стремившихся к развалу России: «Бесы делают своё дело, а мы будем делать своё».

В 2011 году писатель совершил путешествие вместе с критиком Валентином Курбатовым по Ангаре. Впечатления легли в основу фильма «Река жизни. Ангара», показавшего   запустение, разорение тех  мест, где когда-то кипела жизнь, люди трудились на предприятиях, а теперь потеряли работу и выживают, кто как может. В этом фильме мы видим прощальный праздник в старинном селе Кежма, ведь оно подлежит затоплению, на этом месте будет Богучанская  ГЭС, которую запланировали еще в советские годы, а завершают строительство сейчас…

Как и Солженицин он выступал решительно против ельцинских преобразованимй, лишивших народ всего и надолго. Тогда Валентин Распутин с ужасом отшатнулся от происходящего и предпочел прошлое, советское, тоже плохое, но уже устоявшееся и не столь разрушительное. Этого не могли простить ему новоявленные либералы, особенно из Мемориала, ведь он даже осмелился говорить в защиту Сталина: «Когда наша недалекая либеральная то ли элита, то ли шарашка, злобно ненавидящая Сталина, требовала, чтобы в юбилейные дни 65-летия Победы и духа Иосифа Виссарионовича нигде не было, не говоря уж о портретах вождя, она добилась этим только того, что и духа, и портретов будет гораздо больше, чем если бы она так нахально не выставляла свои ультиматумы фронтовикам да и всем нам. И правильно: не лезьте в душу народную. Она вам неподвластна. Пора бы это понять».

Однако в либеральном лагере начался гон. Распутин знал, на что шел, и ничего не боялся: тут-то как раз сибирская кровь сказалась. Не то чтобы всеобщая ненависть его окрыляла, как это случается с политиками, бойцами, вождями. Распутин к этой людской породе никогда не принадлежал, хотя именно таким его хотели и хотят видеть. Он оставался художником, слишком хорошо предчувствующим несчастье — и общее, и свое личное…

В 2014 году Распутин выразил поддержку президенту Путину в отношении действий России по Крыму и Украине, и вместе с другими деятелями искусств подписал соответствующее обращение.

***
Апофеозом деятельности «позднего» Распутина стало требование уголовного наказания для участниц «Pussy Riot». Хочется остановиться на этом нашумевшем событии подробнее.

О кощунственной выходке, произошедшей 21 февраля в Храме Христа Спасителя, знает, наверное, вся Россия. Телевидение, радио, пресса и интернет-ресурсы постарались донести информацию о происшедшем на свой лад. На самом деле в хулиганской акции принимали участие пять женщин. На амвоне у Царских врат, женщины сбросили с себя верхнюю одежду, натянули на лица маски и стали исполнять непристойные танцы: задирать ноги, как-будто отплясывая канкан, махать кулаками, изображая удары противнику, пародировать крестное знамение и поклоны. При этом все пятеро продолжали выкрикивать нецензурную брань в адрес Господа и Богородицы. Никаких политических выкриков, типа «Богородица, прогони Путина!» не было. Это было придумано позднее, чтобы представить происшедшее как политическую акцию. Дескать, девушки выражали политический протест, и за это сажать нельзя.

3 марта 2012 года были арестованы предполагаемые участницы группы Надежда Толоконникова и Мария Алёхина, а 16 марта — Екатерина Самуцевич.

В ходе суда на потерпевших, которыми считали сбя присутствующие в храме верующие люди, производилось беспрецендентное давление. Пресса искажала информацию, раздут либеральный ажиотаж вокруг этого дела. Защитники хулиганок стояли у здания суда с оскорбительными плакатами. Православных называют стадом. Стоит толпа, 30—50 человек с видеокамерами, которые, как автоматы, направлены на идущих в суд. Потерпевшие входят в зал буквально под конвоем прессы. Каждый взмах ресниц, каждый жест может быть заснят и затем осмеян. В зале суда также звучали оскорбления в их адрес. Потерпевшие обратили внимание суда на то, что идет массовая атака на общественное сознание.

17 августа 2012 года судьёй Хамовнического районного суда города Москвы Мариной Сыровой был оглашён приговор трём обвиняемым участницам группы. Надежда Толоконникова, Мария Алёхина и Екатерина Самуцевич были приговорены к двум годам колонии общего режима. Приговор был обжалован в Мосгорсуде в кассационном порядке. Вынесение этого обвинительного приговора стало беспрецедентным по мировому резонансу российским событием последних лет. Европа и США подняли крик на весь мир!!! О деле Pussy Riot написали 86 % мировых СМИ. Все требовали освобождения хулиганок.

12 сентября 2012 года Дмитрий Анатольевич Медведев, в то время — председатель Правительства Российской Федерации, дрогнул и заявил о том, что с его точки зрения наказание осуждённым должно быть условным. Однако Президент РФ Владимир Путин не поддался давлению и публично одобрил вынесенный в августе приговор к реальному сроку лишения свободы. Но естественно, что правозащитная организация «Международная амнистия» признала арестованных "узницами совести".

Так вот Распутин в ходе следствия требовал не милосердия и смягчения наказания для этих хулиганок, а его ужесточения! На подобное из авторов с высоким реноме раньше отваживался только Михаил Шолохов в своей речи по поводу Синявского и Даниэля.

Это было очень смелым и принципиальным поступком, ведь одновременно на сайте "Эхо Москвы" было опубликовано открытое письмо в защиту панк-группы Pussy Riot. Свои подписи под письмом поставило более ста видных деятелей культуры:
"Мы считаем, что действия Pussy Riot не являются уголовным преступлением. Мы полагаем, что уголовное дело против Pussy Riot компрометирует российскую судебную систему и подрывает доверие к институтам власти в целом. Мы не видим законных оснований и практического смысла дальнейшей изоляции от общества этих молодых женщин, не представляющих никакой реальной опасности. Мы убеждены, что необходимо освободить из-под стражи Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич и прекратить их дело или переквалифицировать его из уголовного в административное".

Под письмом подписалось 103 человека. В нем фигурируют всем известные либералы - Олег Басилашвили, Чулпан Хаматова, Эльдар Рязанов, Евгений Миронов, Лия Ахеджакова, Михаил Жванецкий, Сергей Юрский, его жена Наталья Тенякова, Игорь Кваша, Алексей Герман, Роман Виктюк, Марк Захаров, Андрей Кончаловский, режиссер, Андрей Макаревич, Серебренников, Валерий Меладзе, Федор Бондарчук, Эммануил Виторган  и его Максим Виторган, Иосиф Райхельгауз, Людмила Улицкая, Ефим Шифрин, Николай Цискаридзе, Дарья Мороз, Константин Богомолов, Дмитрий Быков, Виктор Шендерович, Борис Гребенщиков, Диана Арбенина, Юрий Шевчук и др. Обращает внимание то, что теперь многие из этих деятелей стали критиками СВО, ярыми защитники Украины и перебежчиками, в большинстве своем обосновавшимися в Израиле..

Так вот Распутин открыто клеймил позором тех деятелей культуры, которые вдруг ослепли и не увидели в действиях этих пособниц дьявола и хулиганок состава преступления.

***
Счастливая личная жизнь Распутина закончилась страшным летом 2006-го, когда в аэропорту Иркутска потерпел крушение аэробус, на борту которого была дочь писателя – Мария. Она сгорела 9 июля 2006;года в объятом пламенем самолёте на глазах у всего города в аэропорту Иркутска. Погибла вместе со 125 пассажирами этого трагического рейса молодая прекрасная женщина, талантливый музыкант Мария Валентиновна Распутина. Она прилетела в город, где родилась, на гастроли, и по всем улицам нарядные афиши приглашали земляков на концерт талантливой органистки, выпускницы Московской консерватории. В аэропорту её встречала мама, трагедия вершилась у неё на глазах…

Супругам удалось справиться с утратой, но здоровье их сильно пошатнулось. В 2012-м умерла жена писателя – Светлана. Теперь его смыслом жизни стали сын и внучка Тоня.

Валентин Распутин прожил без жены всего три года. Перед самой смертью он впал в кому, и умер 14 марта 2015-го. Он не дожил до своего 78-го дня рождения несколько часов. Согласно часовому поясу в его родном селе, там уже наступило 15-е число, поэтому земляки считают, что он умер в собственный день рождения.

Лучшее, что было сказано про Распутина и про писателей-деревенщиков вообще, произнёс Александр Исаевич Солженицын, когда вручал Распутину свою литературную премию. Солженицын говорил о том, что писателей-деревенщиков правильнее было бы назвать «нравственниками». Потому что их объединяло внимание к нравственным проблемам. Они писали не советские и не антисоветские произведения - они писали так, как будто бы ни советской идеологии, ни соцреализма. Они понимали, что проблема-то не в том, совет­ский ты или антисовет­ский - к 1980-м гг. это деление уже утратило актуальность. Проблема была в том, кем стал русский человек того времени. И Распутин, безусловно, имел в этой теме свой взгляд и свои высоты.

Список литературы:

1. Быков Д. Л. Валентин Распутин // Портретная галерея // Дилетант. 2019. № 4.
2. Варламов А. Последний, шедший платоновским путем. 3. Каминский П. П. Время и бремя тревог: Публицистика Валентина Распутина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Флинта, Наука, 2013.
4. Кузин Н. Г. Вещее слово: О Валентине Распутине и о его новой книге «Дочь Ивана, мать Ивана» // Кузин Н. Г. Спутники извечные мои…: Избранные заметки о русских писателях. Проза. Стихи. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008.
5. Кузин Н. Г. Дистанционная любовь: Валентин Распутин // Кузин Н. Г. Знаменитые и не очень: Из воспоминаний. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006.
6. Тендитник Н.С. Мастера. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981.
7. Распутин. Русская литература XX века. Под ред. Н. Н. Скатова. М.: Олма-пресс инвест, 2005. Т. 3.
8. Распутин В. Собрание сочинений в 4 томах (комплект). Издатель Сапронов, 2007.
9. Распутин В. Г. У нас остаётся Россия: Очерки, эссе, статьи, выступления, беседы / Составление Т. И. Маршковой, предисловие В. Я. Курбатова / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2015.
10. Румянцев А. Валентин Распутин. — М.: Молодая гвардия, 2016.
               


Рецензии
Уважаемая Полина, здравствуйте! (Это не просто приветствие, а фактическое пожелание здравствовать).
Вы очень интересно и поучительно коротко описали жизнь и судьбу писателя-нравственника Валентина Распутина. Мне показалось не очень точным только одно маленькое предложение:"Одним из их лидеров сделался Распутин". Может, всё-таки: "...стал Распутин"?
Но это к слову.
Куда более важным для меня стала интерпретация Вами (именно Вами, несмотря на то, что речь, якобы, с точки зрения Распутина) событий в Москве 1993 года.
«В 2003 году политик Сергей Глазьев (будучи министром внешнеэкономических связей РФ, в 1993 году в знак протеста против роспуска Верховного Совета он подал в отставку) отметил: «Нельзя обелить преступников и палачей… Даже те, опозорившие себя надолго, деятели нашей культуры, которые подписали это, как вы его назвали, расстрельное письмо 42-х, и они, я думаю, понимают, что перечеркнули всё доброе и светлое, что создано было ими раньше».

По-моему, будь Вы против такого видения тех событий, Вы бы не стали цитировать неуважаемого мной и многими другими людьми Глазьева.
Ведь, в числе 42-х подписавших письмо, был и Астафьев. А это величина, авторитет и ум. (Признает и сам Распутин). Как Вы думаете - его и других уважаемых писателей, поэтов кто-то заставил поставить свою подпись? Или они имели право высказать своё личное мнение?
Мне очень хотелось бы знать и лично Ваше мнение, Полина, о тех событиях...

А вот это, сначала: " Тогда Валентин Распутин с ужасом отшатнулся от происходящего и предпочел прошлое, советское, тоже плохое, но уже устоявшееся и не столь разрушительное",
а затем:
«В 2014 году Распутин выразил поддержку президенту Путину в отношении действий России по Крыму и Украине, и вместе с другими деятелями искусств подписал соответствующее обращение.
Апофеозом деятельности «позднего» Распутина стало требование уголовного наказания для участниц «Pussy Riot», - это с моей точки зрения, только добавляет уважения к Валентину Распутину. Прозрел человек.
И опять интересно было бы узнать, как Вы лично оцениваете то и "выступление" Пусси и реакцию Распутина...
С поклоном и благодарностью, АИХ.

Альберт Иванович Храптович   03.06.2023 05:55     Заявить о нарушении