46. Малая Белая столовая

Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/03/27/2050

В прежние времена с Малой Белой столовой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее - Екатерины II, в свою очередь передавшей их своему внуку, будущему императору Александру I.

Отделка зала была выполнена в барочном стиле по проекту Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах. Стены покрывал белый штоф в резных золочёных рамах, двери украшали десюдепорты в виде композиций с охотничьими трубами, колчаном, орлом и т. д. Интерьер дополняли печь с гамбургскими изразцами, зеркала в резных золочёных рамах и наборный паркет - традиционные элементы барочного декора.

После пожара в 1820 году отделка столовой была восстановлена под руководством архитектора В. П. Стасова. В 1850-х годах по проекту А. И. Штакеншнейдера был создан лепной и живописный декор потолка.

Во время Великой Отечественной войны интерьеры Малой Белой столовой были уничтожены. Сейчас мы снова можем любоваться восстановленной резьбой на стенах, резными десюдепортами, барочной печью, белым штофом, украшающим стены.

Для плафона использована копия картины К. Ванлоо "Купание Венеры".

В Малой Белой столовой размещены подлинные предметы, сохранённые в эвакуации: виды Большого Царскосельского дворца и парка работы Ф.-Х. Баризьена (1724–1796), три пейзажа Ж. Делабарта (около 1730–?), изображающие Екатерининский парк, и полотно Ф. Я. Алексеева (1753–1824) с видом на Камеронову галерею. 
Сейчас в Малой Белой столовой представлена коллекция живописи с видами Большого Царскосельского дворца и парков.

Резные золочёные кресла русской работы созданы в середине XVIII века. История бюро наборного дерева, выполненного в середине XVIII века охтинским мастером Н. Васильевым, заказанного, по всей видимости, лично Екатериной II, связана с церемонией закладки Кремлёвского дворца, состоявшейся 1 июня 1773 года в Москве.

По замыслу выдающегося архитектора В. И. Баженова, идеями которого была в это время увлечена императрица, новое здание должно было затмить славу древних чудес света и удивить мир "величавостью и огромностью". Вероятно, поэтому фасад бюро украшен видом на Московский Кремль.
С боковых сторон - наборные композиции с изображением павильонов Царского Села: Эрмитажа и Охотничьего павильона (Монбижу) - с гравюр А. А. Грекова и Е. Г. Виноградова по рисункам М. И. Махаева.

Продолжение  http://proza.ru/2023/05/03/1512

 
 


Рецензии
Минимум украшений, Светлана, но красота освещает вместо солнца!
Трудно представить, что в годы Великой Отечественной эти интерьеры Малой Белой столовой были уничтожены. Реставраторам - огромный респект!
Спасибо, что знакомите нас с такой красотой!
С уважением и теплом,

Светлана Петровская   01.06.2023 14:19     Заявить о нарушении
Уничтожено было почти всё! Спасибо, Света, за понимание важности и ценности работы
реставраторов!

Светлана Шаляпина   03.06.2023 14:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.