Гибель авианосца Принстон

Есть на интернете  сайт под названием TacticMedia, на котором в программе «Архивная революция» лекторы делятся интересными материала на исторические темы. И среди них мне нравятся беседы историка из Белоруссии Максима Токарева, бывшего военного моряка-офицера, которых рассказывает о войне на Тихоокеанском театре военных действий, которые я не очень хорошо знаю. Помимо интересных и неизвестных сведений мне импонирует и манера изложения материла Максимом, живая, с пояснениями и даже шуточками на вроде серьезные темы.

Недавно я прослушал две его часовые беседы на тему гибели в 1944 году легкого авианосца «Принстон». Оказывается, эти авианосцы появились в ВМФ США благодаря настойчивости президента Рузвельта, который в преддверии неизбежной войны сумел сломить  сопротивление адмиралов и настоял на строительстве на базе корпусов легких крейсеров небольших конвойных авианосцев, без которых США не смогли бы так успешно воевать с японцами на Тихом океане.

В начале войны на Тихом океане американский флот ощутил острую нехватку авианосцев, неожиданно ставших основной ударной силой в войне с Японской империей. Промышленность еще не развернулась на военные рейсы, а готовность тяжелых авианосцев типа "Эссекс" ожидалась лишь в 1944. Экзотические рецепты типа переоборудования в авианосцы линкоров американцы, в отличие от японцев, отвергли.

Увеличить авианосную мощь американского флота в итоге решили за счет строившихся легких крейсеров типа "Кливленд" (которых заказано было 52 шт.) 9 из них и были перестроены в легкие авианосцы, получившие название тип "Индепенденс". Кораблям поменяли имена и бортовые номера на новые, авианосные. Доработка проекта включала оснащение булями для лучшей остойчивости (ширина увеличилась на полтора метра) и монтаж полетной палубы 169,2 на 22,3 м с гидропневматической катапультой и аэрофинишерами. В 1944-45 всем кораблям проекта добавили еще по одной катапульте, а во время послевоенной модернизации заменили на более мощные. Корабли оснастили двумя самолетоподъемниками грузоподъемностью до 12,7 тонн. Небольшие размеры кораблей и адаптация крейсерского проекта в авианосный были причиной сравнительно маленькой авиагруппы на борту и небольшого количества возимых боеприпасов. Дальность плавания вдвое уступала "Эссексам". Однако скорость немногим уступала крейсерской - "Сан Джасинто" на испытаниях показал 31,74 узла.

В переломный момент войны на Тихом океане каждая авиагруппа была на вес золота - скоростные и многочисленные (9 штук) "Индепенденсы" сыграли свою роль. Это были единственные легкие авианосцы США, построенные во время войны.

Индепенденс Independence CVL-22 заложен 1 мая 1941,спущен на воду 22 августа 1942,вступил в строй 1 января 1943 ,снят с вооружения 28 августа 1946, затоплен в 1951. заложен как крейсер CL-59 Amsterdam
Принстон Princeton CVL-23 заложен 2 июня 1941 ,спущен на воду 18 октября 1942 ,вступил в строй 25 февраля 1943 , потоплен японской авиацией 24 октября 1944. заложен как крейсер CL-61 Tallahassee
Белло Вуд Belleau Wood CVL-24 заложен 11 августа 1941 ,спущен на воду 6 декабря 1942, вступил в строй 31 марта 1943 ,передан Франции в сентябре 1953 ( Буа Белло Bois Belleau R 97 ), возвращён США в 1960 и пущен на слом. заложен как крейсер CL-76 New Haven
Коупенс Cowpens CVL-25 заложен 17 декабря 1941 ,спущен на воду 17 января 1943, вступил в строй 28 мая 1943, снят с вооружения 13 января 1947, пущен на слом. заложен как крейсер CL-77 Huntington
Монтерей Monterey CVL-26 заложен 29 декабря 1941 ,спущен на воду 28 февраля 1943, вступил в строй 17 июня 1943, снят с вооружения 16 января 1956, пущен на слом. заложен как крейсер CL-78 Dayton
Лэнгли Langley CVL-27 заложен 11 апреля 1942, спущен на воду 22 мая 1943 ,вступил в строй 31 августа 1943, передан Франции в январе 1951 ( Лафайетт Lafayette R 96 ), возвращён США в 1963 и пущен на слом. заложен как крейсер CL-85 Fargo
Кэбот Cabot CVL-28 заложен 13 марта 1942 ,спущен на воду 4 апреля 1943 ,вступил в строй 24 июля 1943, передан Испании 30 августа 1967 ( Дедало Dedalo R 01 ), возвращён США в 1989 и пущен на слом. заложен как крейсер CL-79 Wilmington
Батаан Bataan CVL-29 заложен 31 августа 1942 ,спущен на воду 1 августа 1943  ,вступил в строй 17 ноября 1943, снят с вооружения 9 апреля 1954, пущен на слом. заложен как крейсер CL-99 Buffalo
Сан-Джасинто San Jacinto CVL-30 заложен 26 октября 1942 , спущен на воду 26 сентября 1943 , вступил в строй 15 декабря 1943, снят с вооружения 1 марта 1947, пущен на слом . заложен как крейсер CL-100 Newark

Водоизмещение -10 662 т стандартное, 14 751 т полное. Длина 189,74 м. Ширина 33,27 м. Осадка 7,39 м. Бронирование- пояс: 127 мм, траверзы: 127 мм, палуба: 51 мм. Двигатели- 4 водотрубных котлов типа «Бабкок—Уилкокс», турбины типа «Дженерал Электрик»,100 000 л.с.. Скорость хода 31,6 узла максимальная. Дальность плавания 8325 миль (на 15 узлах). Экипаж 1569 человек в поздние годы . Вооружение- 2;4 40-мм «Бофорс» ,8;2 40-мм «Бофорс»,22 ; 20-мм. Авиационная группа - 30 самолётов

Состав авиагруппы на кораблях был различным - истребители F6F и F4U,торпедоносцы TBF1 , TBM1 ,TBM3, противолодочные AF2S/W. От 34 до 42 единиц. Стандартная авиагруппа на октябрь 1944 - 25 F6F и 9 TBM . Корабль брал на борт 462 690 л бензина, 24 торпеды, 72 бомбы 454 кг, 72 бомбы 227 кг, 162 мелкие бомбы.
ПВО в 1945 году на 22,24,29 состояло из 28 стволов 40 мм и 4 20 мм автоматов, 25-28 несли по 18 40 мм и 16 20 мм автоматов.

Один из авианосцев -"Принстон" погиб в заливе Лейте 24.10.1944 от удачного попадания 250 кг бомбы . Через 5 часов взорвался боезапас и корабль был добит торпедами с крейсера "Рено".
Два авианосца были после войны переданы французским ВМС, один-испанскому флоту. Причем в Испании он был в строю до 1989 года!

Головной корабль-"Индепенденс" после войны 28.08.1946 у атолла Бикини испытал на себе мощь атомного взрыва. Выдержал - но дезактивация успеха не имела и в итоге последующего использования в качестве корабля-мишени потоплен.
Остальные пошли на слом после войны.

Легкие авианосцы типа "Принстон"- очень удачная идея использования того, что есть под рукой. Маленькие, но много, при этом здесь и сейчас.

«Принстон» вошёл в состав Тихоокеанского флота США в августе 1943 года (авиагруппа CLGL-23), когда прибыл в Пёрл-Харбор для общих действий с авианосцами «Эссекс» и «Йорктаун». 1 сентября они нанесли свой первый удар по острову Маркус.

Авианосец участвовал в ударах по островам Гилберта (18.09.1943), Бука и Рабаулу (начало ноября 1943 года), обеспечении десантов на острова Гилберта (13.11—08.12.1943) и Маршалловы острова (29.01—26.02.1944), рейдах на Палау (30.03—01.04.1944), Трук (29—30.04.1944) и Новую Гвинею (21—29.04.1944).

28 мая 1944 года принял авиагруппу CVGL-27. Прикрывал высадку на Марианские острова летом 1944 года, где принял участие в Битве при Марианских островах 19-20 июня 1944 года. После десантной операции на Западных Каролинских островах нанёс удары по японским объектам на островах Рюкю, Формоза и Лусон (10—19.10.1944).

Сражение в заливе Лейте
Во время сражения в заливе Лейте «Принстон» входил в оперативную группу 38.3 быстроходной авианосной группы. 24 октября 1944 года авианосец был атакован пикирующим бомбардировщиком D4Y «Суйсэй», сбросившим две 250-килограммовые бомбы. Прежде чем взорваться, бомбы пробили три палубы. Взрыв привёл к сильному пожару в ангаре. Загорелось шесть подготовленных к вылету «Эвенджеров», а взрыв их торпед привёл к ещё большим разрушениям. Примерно через полчаса после атаки другие корабли группы получили приказ пришвартоваться к «Принстону» и взять на борт его экипаж, за исключением пожарных и аварийных команд.


К авианосцу пришвартовались лёгкие крейсера «Бирмингем» и «Рено». Они откачивали воду из повреждённого корабля и обеспечивали питанием его насосы. Все это происходило на фоне отражения авиацией и кораблями атак японских самолётов. В 14:45 казалось, что с пожаром удалось справиться, но в 15:23 на «Принстоне» произошёл сильный взрыв, в результате которого на переполненных людьми палубах «Бирмингема» погибли 229 и были ранены 420 человек. Сам авианосец потерял более 100 человек убитыми и 190 ранеными. Однако повреждённый корпус «Принстона» все ещё оставался на плаву. Его восстановление было невозможно, и в 16:00 остальные члены экипажа покинули корабль.

По словам одного из спасшихся моряков, «взрыв был настолько же неожиданным, насколько ужасным. Я думаю, его можно было сравнить с извержением небольшого вулкана. Вся задняя часть «Принстона» взлетела в воздух и рухнула за кормой. Обломки, большие и маленькие, полетели вверх и в стороны, засыпав полетную палубу «Принстона».

Крейсер «Бирмингем» оказался прямо на пути летящих обломков. Большинство его офицеров и матросов находилось наверху, готовя буксировочные концы, раскатывая пожарные рукава, стоя у зенитных орудий. Внезапно палуба крейсера стала красной от крови. Взрыв на «Принстоне» убил 229 и ранил 420 человек из команды «Бирмингема». Повреждения самого крейсера были малы, но пострадала почти половина его экипажа. Окровавленный «Бирмингем» медленно отошел от все еще держащегося на воде «Принстона».

С виду авианосец еще казался мореходным, хотя все его внутренности были вырваны. Пожары не утихали, и оставалась опасность, что взорвется не затопленный носовой погреб боеприпасов. С большой неохотой командир в 16.00 приказал команде покинуть корабль.

Эсминец «Ирвин» получил приказ добить авианосец. Переполненный 600 спасенными с «Принстона» (что вдвое превышало его собственную команду), эсминец стоял в миле от него. Пост управления торпедной стрельбой был разбит, когда эсминец снимал людей с «Принстона», и торпеды пришлось выпускать на глазок. Первая торпеда свернула влево и попала в носовую часть «Принстона», вторая прошла мимо, а третья описала круг и повернула назад, прямо на «Ирвин». Командир эсминца дал ход и ушел с пути смертоносного снаряда. Еще 2 торпеды прошли мимо цели, шестая тоже повернула на эсминец, и от нее уклонились с большим трудом. Затем к авианосцу подошел крейсер «Рено» и выпустил в него 2 торпеды. Первая попала прямо под носовым бензохранилищем, и 100000 галлонов бензина взорвались. Когда рассеялось огромное грибовидное облако, «Принстон» исчез.

«Принстон» был первым американским авианосцем, потопленным с тех пор, как 2 года назад почти в этот же день в бою у островов Санта-Крус погиб «Хорнет». На «Принстоне» погибли 106 человек, что составляло менее 10 % численности экипажа (1500 человек). Среди спасшихся 190 человек были ранены. Крейсер «Бирмингем» потерял вдвое больше людей, чем «Принстон».

Когда «Принстон» получил роковое попадание, на нем находились 2 капитана, так как именно в это время менялся командир корабля. Новый командир, капитан 1 ранга Джон М. Хоскинс, при взрыве получил тяжелое ранение ноги. Корабельный врач, сам раненный, ампутировал ему ногу тупым ножом. Капитан 1 ранга Хоскинс выжил и после войны, щеголяя на протезе, стал командиром нового авианосца, названного «Принстон».

Месть за гибель «Принстона» последовала незамедлительно. Как только 1-е японское соединение было обнаружено, адмирал Хэлси приказал атаковать его. Самолеты оперативных групп 38.2 (центральной) и 38.4 (южной) атаковали японцев, которые  имели 5 линкоров, 9 крейсеров и 13 эсминцев. Всего в воздух было поднято 259 истребителей и бомбардировщиков.

Японские корабли открыли огонь по самолетам с дальней дистанции. Линкоры «Ямато» и «Мусаси» использовали даже свои чудовищные 460-мм орудия. Каждый из этих 2 гигантов имел более 100 зенитных орудий. В 10.27 «Мусаси» получил первые повреждения: в него попали бомба и торпеда, но они причинили мало вреда. Японские корабли продолжали путь через море Сибуян. С аэродромов Лусона были высланы 14 «Зеро», чтобы прикрыть соединение адмирала Куриты, однако они были отогнаны зенитным огнем кораблей, которые должны были охранять. Экипажи японских кораблей не поняли, что им пришла подмога с суши.

Атаки американских самолетов продолжались, и «Мусаси» было уделено особое внимание. Попадания следовали одно за другим. За час в линкор попали 8 торпед и 4 бомбы. Гигант замедлил ход, но продолжал свой путь. Некоторые его отсеки были затоплены, надстройки и зенитные орудия пострадали довольно сильно. В 15.30 «Мусаси» подвергся следующей мощной атаке. Американцы всадили в него еще 10 торпед, то есть общее число торпедных попаданий достигло 19. Кроме того, в линкор попали 6 бомб. «Мусаси» получил смертельные повреждения и так сел, что с трудом мог маневрировать. Затопление уже нельзя было контролировать, а попытки откачивать воду не удались. В 19.30 крен достиг 30 градусов и был отдан приказ покинуть корабль. Однако было уже поздно. «Мусаси» перевернулся и в 19.35 затонул. При этом из 2399 человек экипажа погибли 1023 человека.

Хотя почти все американские самолеты сосредоточили атаки на «Мусаси», однотипный с ним «Ямато» и линкор «Нагато» получили по 2 попадания бомбами. Линкор «Харуна» был поврежден несколькими близкими разрывами. Однако все 3 линкора не потеряли боеспособности. Только один тяжелый крейсер, получив попадание торпедой, повернул назад в Бруней. Кроме того, один эсминец был поврежден попаданием бомбы, а легкий крейсер – близкими разрывами. Адмирал Курита повернул назад, удаляясь от пролива Сан-Бернардино. Он еще имел 4 линкора, 8 крейсеров и 13 эсминцев.

Боевые потери американцев за день составили 18 самолетов, эксплуатационные – 2 самолета. Оперативное Соединение 38 потеряло еще 10 самолетов во время разведывательных полетов и в боях над авианосцами. Еще 26 самолетов затонули на «Принстоне». Таким образом, общие потери составили 56 самолетов.

В завершении своей беседы Максим Токарев высказал своё субъективное мнение о том, что гибель легкого авианосца «Принстон» была вызвана конструктивными особенностями корабля, не имевшего бронирования полетной палубы. Если бы она была бронирована, то относительно небольшие 250 кг бомбы взорвались бы на полетной палубе, которая была пуста, и детонации боеприпасов не произошло. А так пробитие трех палуб авианосца привело к массивным пожарам и взрывам боеприпасов на ангарной палубе и ниже. 

Токарев признал, что провести бронирование полетной палубы на таких небольших по водоизмещению авианосцах привело бы к избыточной валкости авианосцев на волне из-за высокого центра тяжести кораблей.  Ведь вместо относительно небольших надстроек крейсеров была возведена полетная палуба, под которой находился ангар для хранения и подготовки к полетам самолетов, которые сами весят достаточно. На заставке снимок, когда «Бирмингем» подал пожарные шланги на горящий «Принстон». А у обоих кораблей одинаковые корпуса, но авианосец значительно выше за счет ангара и полетной палубы.

Но гибель всего одного авианосца этого типа при маленькой гибели личного состава корабля (всего 10%) показала, что решение президента США Рузвельта переделать легкие крейсера  было вполне оправданным и послужило победе США над Японской империей на Тихом океане.


Рецензии