Размышления о критериях Истины

 
            РАЗМЫШЛЕНИЯ О КРИТЕРИЯХ ИСТИНЫ
                Любить себя нужно уметь.

 В нашем мире существует масса различных простых рецептов, которые, как кажется на первый взгляд, могут обеспечить достаточно лёгкий путь достижения различных целей. Они оправдываются во многих случаях, дают нужные результаты, но среди людей есть тенденция возводить их в ранг абсолютных истин, непререкаемых правил и табу. И когда они вступают даже в явный конфликт с действительностью (а бывает, и между собой), всё равно их авторитет многими людьми не подвергается сомнению. Особенно это характерно для табу религиозных. Конечно, среди них есть те, которые будут всегда актуальны, но есть такие, которые отражали нечто запрещённое в давнюю эпоху, связанное с особенностями состояния человечества в те давние времена. Если человечество изменилось, то и взгляд на эти табу должен измениться.

   Я хочу предложить в данной статье рецепт отличия истины от недостоверной информации, рецепт преодоления некоторых конфликтов, помогающий сделать правильный выбор во многих жизненно важных проблемных ситуациях.
   Рецепт мой и прост, и не очень. Он не претендует на роль истины в последней инстанции. Он опирается на религиозную заповедь (вокруг которой в Западной психологии можно встретить множество спекуляций), но с учётом её расширенного понимания.
   Многим хорошо известна заповедь: "ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО КАК САМОГО СЕБЯ." (Левит, 19:18). Если во времена Христа для правоверных иудеев был важен вопрос – кого считать ближним, то в наше время акцент смещён в сторону вопроса: как понимать себя, как любить себя?
   Толчком к размышлениям на данную тему послужила для меня проповедь одного священника в нашем  храме Александра Невского, который замечательно сказал, что любить себя нужно уметь, и, прежде всего, ЛЮБИТЬ СЕБЯ КАК ДУШУ.
   «А ВЫ, – сказал он, обращаясь к прихожанам, – ЛЮБИТЕ СЕБЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО КАК ТЕЛО.»
   «Какая простая и замечательная мысль!» – подумал я тогда. И размышления по этому поводу привели меня к следующему:
   Если учесть, что человек не только душа и тело, но ещё и дух, то любовь к себе начинает приобретать ТРОЙСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ С ОПРЕДЕЛЁННОЙ ИЕРАРХИЕЙ ЦЕННОСТЕЙ. (Возможно люди, читающие эзотерическую литературу, укажут мне на семеричное или ещё более сложное строение человеческого "Я". Не отрицая других, более сложных подходов, я хочу начать с самого простого и общеизвестного, поскольку деление на дух, душу и тело не противоречит более сложным делениям).

   Итак, чтобы попробовать разобраться в том, как правильно любить себя, нужно немного разобраться в себе самом. Поэтому дадим общую (пока без детального обоснования) характеристику проявлений в нас духа, души и тела.

                ДУХ.
  Дух человеческий характеризуется тем, что он стремит человека к непрерывному развитию, совершенствованию, к творчеству, к постоянным поискам истины, к эволюции, от плохого – к хорошему, от хорошего – к лучшему, от лучшего к ещё более лучшему... И любовь в духе понимается прежде всего - активно, как гармоничное сотворчество двух или многих душ, их поднимающее, просветляющее, совершенствующее. Дух – это вечный двигатель, вечно беспокойный наш внутренний центр, наше деятельное "Я". Всё, что характеризуется такой светлой подвижностью, стремлением к просветлению и развитию, стремлением к подвигу, к подвижничеству ради других, можно называть ДУХОВНОСТЬЮ.

                ДУША.   
   Душа стремит человека к формированию хороших отношений с ближними, к добрососедству и дружбе, к любви… – вообще к тому, что называется душевным комфортом, к проявлению душевного тепла, к равновесию, к покою, устойчивости. Ей хорошо, когда человек находится в мире и согласии с людьми, с природой и вообще с окружающим миром. К этому, в целом, она и стремит человека. Любовь ею понимается преимущественно как глубочайшее сочувствие, согласие двух или многих душ. Всё, что характеризуется таким миропониманием и мироотношением, можно называть ДУШЕВНОСТЬЮ.

                ТЕЛО.
   Тело имеет свои хорошо известные потребности. Это потребности в пище, сне, воздухе, движении и покое, здоровье, половом размножении, одежде, доме, всяких приспособлениях, облегчающих телесную жизнь, делающих её более комфортной. Интересы тела внушают человеку стремление к обладанию этими материальными ценностями. Всё, что связано с проявлениями этих интересов, их приоритетами в жизни, можно назвать ТЕЛЕСНОСТЬЮ.
   Однако главная роль тела (по крайней мере в первом воплощении) - создать из союза души и духа устойчивое, единое целое. Не зря же этимология слова «тело» выводилась Павлом Флоренским от «цело» или «целое».

  Итак, дана краткая характеристика проявлению в человеке трёх составляющих его начал.  Она является лишь первым приближением полному описанию природы человека. Но даже основываясь на этом первом приближении, можно сделать интересные выводы.

  Между духом, душой и телом существует иерархическое соотношение: дух выше и важнее, душа как бы на втором месте, а тело на третьем, хотя все они чрезвычайно важны для человека. И только в их гармоничном и едином целом могут быть достигнуты как интересы каждого из них, так и интересы, прежде всего,  человека как целого. Поэтому пренебрегать из этого тройственного союза нельзя ничем.

  Когда их интересы не только не противоречат друг другу, но и взаимно друг друга дополняют и поддерживают, мы имеем человека истинно целостного. Не просто мудрого, но целомудренного, потому что он смог сочетать в себе интересы всех трёх составляющих личность в их единой и неразрывной целостности. Но таких людей, согласитесь, очень и очень немного. Даже среди святых не всегда можно встретить полный баланс интересов всех трёх компонентов человека. Поэтому логично поговорить о конфликтах и о КРИТЕРИЯХ ИСТИНЫ В ВЫБОРЕ ПРИОРИТЕТОВ в таких конфликтах.
    Например, двое ссорятся из-за обладания какой-то материальной ценностью. Здесь интересы их душ вступают в противоречие, в конфликт с интересами тел. Теоретически выбор приоритета очевиден: нужно выбрать сохранение хороших отношений – интерес душ, а не обладание вещью – интерес тела. А в обладании вещью нужно постараться найти компромисс. Например, одному уступить или продать её и поделить всё вырученное по-честному. Или, если она не так уж необходима обоим, подарить её третьему, действительно в ней нуждающемуся. Последнее решение особенно благотворно для душ…
   Бывают конфликты на уровне между душой и духом. Скажем, родителям хорошо, когда их повзрослевшее дитя остаётся с ними, они испытывают душевный комфорт, но дух их чада требует уехать для собственного развития и возмужания куда-то, может быть не в очень комфортные условия, но дающие возможность ему развиваться, совершенствоваться. При таком конфликте приоритет, очевидно, должен быть отдан духовным интересам. Тогда выиграют, в конечном счёте, не только дух, но и души родителей и дитя. То есть родители должны уметь любить свое чадо прежде всего как дух, особенно в зрелом возрасте.
    Конечно, в ранние годы дитя любят более как тело. Затем, при постепенном взрослении, уже и как душу, так как дух на этих стадиях взросления имеет ещё очень слабое проявление, но задача родителей - создать все условия, чтобы дух проявился в их детях как можно полнее и раньше.

   Многие секты работают на уровне душевности и тем приводят к порабощению духа. Попробую пояснить это примером. Скажем, человек испытывает в жизни душевный дискомфорт, его не понимают вчерашние близкие, у него конфликт с окружающими и даже с самим собой, тут ему встречаются вежливые, аккуратные и «сладкоречивые» сектанты. Они дают ему немного душевного тепла в общении, по которому он так истосковался. Далее приглашают его на свои собрания и общие молитвы или другие радения. Там он находит атмосферу душевного комфорта. Люди не ссорятся, не повышают голос, заботятся друг о друге, улыбаются друг другу, хвалят и сочувствуют… Человек думает: «Вот он, истинный рай человеческих отношений!». Постепенно втягивается в их среду. Но если позже, не дай Бог, (а вернее, напротив, дай Бог!) его дух почувствует какую-то фальшь, что здесь не вся истина, и человеку захочется разобраться, подвергнуть сомнению или критике те или иные истины секты, то тут он увидит всё подлинное лицо, которое скрывалось за «благой» душевностью. Ему не дадут осуществить самостоятельные поиски истины, его подвергнут обструкции, лишения душевного тепла или другим методам укрощения духа. То есть дух человека попадает в тенёта лжи, построенной на душевном комфорте. В этом конфликте нужно выбирать приоритет духа, который всегда ищет свободы и без неё задыхается.

   Потому степень истинности или не истинности какого-либо сообщества - религиозного, партийного, государственного или иного рода во многом определяется вот этой свободой духа, этим приоритетом, этим критерием истины в любви к ближнему (и соответственно к себе) прежде всего как к творческому  ищущему духу, а потом и как к страждущей душе, и нуждающемуся телу. Лучше всего, повторю, когда соблюдается гармонический баланс интересов всех трёх основных составляющих человеческой личности. Плохо, когда интересы духа подменяются, «продаются» за интересы души, но ещё хуже, когда интересы развития и совершенствования человеческой личности продаются за интересы тела, за «чечевичную похлёбку».

    Тоже самое нужно исповедовать и в любовных отношениях между мужчиной и женщиной, так как они способны при неправильных приоритетах привести не столько к возвышению душ, сколько к их деградации, к появлению так называемого группового или СЕМЕЙНОГО ЭГОИЗМА, если приоритеты распределены у влюблённых или в семье неправильно. В отношении половой любви приведу цитату из замечательнейшей книги, из «Розы Мира» Даниила Андреева:
   «Думается, что правильный религиозный ответ на вопрос о любви между мужчиной и женщиной может быть только один: эта любовь благословенна, прекрасна и свята в той мере, в какой эта любовь творческая. Что под этим разумеется? Разумеется то, что наиболее распространённым видом творческой любви в нашем эоне является рождение и воспитание детей, но что это отнюдь не единственный вид творческой любви и любовного творчества. Совместный труд в любой из областей культуры, воспитание друг в друге лучших сторон личности, обоюдное самосовершенствование, вдохновение друг друга на художественный, религиозный и любой другой творческий труд, наконец, даже простое счастье молодой, свежей, страстной любви, обогащающее, усиливающее и поднимающее обоих, – всё это богосотворчество, потому что ведёт к возрастанию их и просветлению, к увеличению мирового океана любви и радости» (Даниил Андреев, «Роза Мира», изд-во «Прометей», М. 1991 г. с. 122).

   А вот что говорит о современном состоянии в приоритетах любви половой выдающийся русский философ Владимир Соловьёв:
   «На первом месте в нашей действительности является то, что поистине должно быть на последнем, – животная физиологическая связь. Она признаётся основанием всего дела, тогда как она должна быть лишь его крайним завершением. Для многих здесь основание совпадает с завершением: дальше животных отношений они не идут; для других на этом широком основании поднимается социально-нравственная надстройка законного семейного союза (это уже отчасти выражение душевности – желание прочности отношений – С. Б.). Тут житейская середина принимается за вершину жизни, и то, что должно служить свободным, осмысленным выражением во временном процессе вечного единства, становится невольным руслом бессмысленной материальной жизни. А затем, наконец, как редкое и исключительное явление остаётся для немногих избранных чистая духовная любовь, у которой всё действительное содержание уже занято другими, низшими связями, так что ей приходится довольствоваться мечтательной и бесплодной чувствительностью безо всякой реальной задачи и жизненной цели.
 Эта исключительно духовная любовь есть, очевидно, такая же аномалия, как и любовь исключительно физическая и исключительно житейский союз. Абсолютная норма есть восстановление целостности человеческого существа..."  (т.е. нормальная любовь проявляется только в триединстве этих составляющих, где восстановлена нормальная иерархия ценностей каждой из составляющих: духовная-душевная-телесная – С.Б.).

    Западная цивилизация – вот, казалось бы, пример проявления духовности, она динамична, находится в постоянном развитии и поиске. Увы, она во всём строе своей жизни и укладе сейчас отдаёт явный приоритет интересам тела. Её духовное начало подчинено телесным интересам и развитие однобоко, приоритеты критериев истины нарушены. Так построено общество всеобщего сверхпотребления, на этом зиждется их постоянное экономическое продвижение (хотя могло бы основываться и на другом – на интересах духа, ибо дух лежит в основе всякого истинного развития и просветления). Западная цивилизация не нашла другого способа сделать экономику подвижной и постоянно развивающейся, как только раздувать интересы тела, гипертрофировать извращённую телесность. Даже развитие научно-познавательной сферы насквозь утилитарно, все исследования носят в основном прикладной характер, и даже в богатейших западных странах только крохи бюджета перепадают на поиски в области фундаментальных научных проблем.
   Советский строй не смог найти постоянного двигателя развития экономики. Энтузиазм масс, который был свойственен первым десятилетиям Советской власти, и который позволил провести стремительную индустриализацию экономики, был именно следствием духовного порыва людей. Но дух был обманут, пойман партийными сетями и закупорен. Монополия на поиски истины была отнята у масс и отдана партии. Осталась одна гипертрофированная душевность. Её в советском строе было предостаточно. Люди с большой теплотой относились друг к другу, особенно в последние десятилетия существования СССР. Поскольку духовность и телесность были загнаны в строгие аскетические рамки, то, как следствие, приоритеты перешли на третью составляющую – душевность. Нынешняя ностальгия по прошлому – это ностальгия по утраченной душевности.
 Когда в России открылась дорога интересам телесности, то приоритеты перекосились ещё сильней – сейчас забыта не только духовность, но и душевность. Вообще душевность – особый приоритет в ценностях и культуре Востока, которая всегда была присуща и России. Такие устои, как радушие, гостеприимство, странноприимство (приём странников – религиозных паломников, странствующих по святым местам), семейственность, душевное любвеобилие – присущи людям Востока в гораздо большей степени, чем людям Запада. Люди Востока ставят выше интересы души (в среднем, конечно), чем интересы тела, и даже, живя в основном бедно, они могут поделиться ради дружбы и любви последним. На Западе тоже есть душевность, но превалируют, имеют приоритет отношения деловые, прагматические, расчётливо-холодные, преследующие материальные выгоды, наживу. Здесь какой-то уродливый симбиоз духовно-телесного, но с приоритетом телесного над духовным.
   Об обществе с правильными приоритетами, о новой культуре и цивилизации с истинным духовным приоритетом в ценностях пока остаётся только мечтать. Но я верю (не зря веду беседы на темы о будущем России и русской Идее), что такое будущее, возможно, начнёт становиться реальностью, и прежде всего - в России. Русский дух, который ещё дремлет в большинстве из нас или проявляется весьма ограниченно, стеснённо и сжато, всё же пробудится, начнёт работать мощно и безостановочно,  раскроет нашу культуру и цивилизацию, сделает её поистине открытой системой.

   Итак, мы видим, что любовь к себе и к своему ближнему требует умения понимать себя и ближнего правильно, правильно расставить приоритеты своих внутренних составляющих, постараться гармонизировать их интересы.
   Нельзя становится и тропу крайнего аскетизма, систематически угнетать те или иные составляющие человека ради якобы полного развития других, т.к. в данном тройственном союзе важны все, хотя их приоритеты и неравноценны. Например, при нездоровом теле, дух и душа испытывают сильнейшие затруднения в развитии и совершенствовании, и даже вообще в проявлении и полноценном функционировании.
  Однако и в здоровом теле, в комфорте душевном, дух стремится время от времени создавать некоторый душевный и телесный дискомфорт, это нужно ему для приведения организма в состояние потребности что-то изменить и улучшить (это так называемый «развивающий дискомфорт»). Здесь главное - следить за тем, чтобы стремление к созданию дискомфорта не разрушало душу и тело.
   Вообще, человек, являясь совокупностью духа, души и тела, ещё как бы и выше их, поэтому может и должен уметь регулировать отношения между ними, быть высшим судией для них при возникающих конфликтах. А для этого ему и нужны критерии истины.


Рецензии