Моя будущая специальность - историк

Представлена на кафедру по плану.
24 января 2015 г.
Статья не опубликована
LXII. МОЯ БУДУЩАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – ИСТОРИК

1. Историческое прошлое – культурное наследие Казахстана

Культурное достояние Казахстана богато  и многообразно, тысячелетняя история нашей страны сохранила огромное разнообразие отечественной культуры – сакское  золото и андроновская керамика, тюркская мемориальная скульптура и уникальное бесконечное богатство традиционных народных ремесел  казахов.
Современное казахстанское общество  всегда носило народный характер. Оно выполняет одну из самых  гуманных миссий – бережно хранить память об историческом прошлом, передать потомкам все прекрасное, что было создано нашими предками.
История  учеными историками  справедливо определяется как наука о прошлом, и кто  не знает или забывает о прошлом, у того нет будущего. Историческое  бытие народа представляется как единая неразрывная цепь поколений, изучая прошлое, можно лучше понять настоящее.
  Известно, писал мудрый Абай Кунанбаев в «Слове тридцать втором», что наукой овладевает тот, кто испытывает жажду познания (см.: «Книга Слов»). Но одного стремления мало. Даже сам процесс приобретения знаний должен быть подчинен определенной системе.
Сначала ты должен точно уяснить, для чего тебе необходима наука. Не для обогащения или приобретения дорогих вещей, не ради положения в обществе надо стремиться к науке. Просвещение не должно быть самоцелью. Бывает ли на свете наслаждение выше того, которое человек испытывает, когда делает для себя какое-то открытие? Науку надо любить, как мать любит своего сына. Тогда и наука ответит тебе взаимностью и станет доступнее.
История, если она наука, а это  наука, то  подчиняется не мнениям, но есть так сказать, проявленная закономерность, и когда мы слышим упреки, особенно со стороны, например, технософов в том, что каждая эпоха пишет свою историю, то хотелось бы заметить, что исторический процесс развития человеческого общества мало соотносится с мнениями  отдельных историков, но требует кропотливого изучения  документов – живых свидетелей истории народа.
Как указывает в своей книге «Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски» академик Манаш Кабашевич Козыбаев, чьё имя с гордостью носит наш Северо-Казахстанский государственный университет: «В истории  нашего Отечества было все: триумфы  и поражения, независимость и колониальное существование, расцвет экономики и голод – бурный демографический взрыв и этноцид… История народа с ее героическими и трагическими страницами – всеобщее достояние… Самобытная история казахского народа подгонялась под общие закономерности формационного характера, схематизировалась, из нее выпадали важные события и факты, выдающиеся исторические личности, деятельность которых не укладывалась в доктринальные установки официальной идеологии. Замалчивались трагические страницы истории народа. Недооценивалось богатейшее культурное и историческое наследие казахского народа, роль  кочевых цивилизаций в мировой истории. Развитие мировой культуры связывалось только с оседлым образом жизни и хозяйствования. Все достижения человеческой культуры приписывались исключительно европейской цивилизации». (См.: Козыбаев М.К. Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски. Книга первая. Алматы: Гылым, 2000.  с. 4).
И если в советское время история  преподносилась исключительно с классовых и великодержавных позиций, то думается, что против древних авторов вряд  ли может устоять любой новейший историк. Если бы даже  какой-нибудь пытливый новейший исследователь  и отыскал в их сочинениях слабое  звено, то никак не смог бы усомниться в ни искренности, ни в порядочности, ни добросовестности древнего ученого историка. Недаром Конфуций  искал будущее в прошлом, он говорил: «Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее». (Цит. по: Афоризмы старого Китая. М., 1991. с. 18).
М.К. Козыбаев в своих размышлениях и поисках постоянно обращается к сочинениям именно древних авторов, в статье «ОТКУДА «ЕСТЬ -  ПОШЛА» КАЗАХСКАЯ ЗЕМЛЯ» ученый отмечает: «Связь с космосом у казахов опосредуется генетической памятью о своих предшественниках, место на земле определяется генеалогическими корнями, отсчитываемыми по отцовской линии. Язык же, как издревле считают, впитывается с молоком матери. Поэтому не случайно в книге Коркут-ата, этой своеобразной копилке народной мудрости, записано на века: «Сын без отца обделен сознанием, дочь без матери лишена приданого». А еще говорили древние казахи: «Кто не знает своих прародителей – тот неполноценен», «Кто знает и чтит семь предков своих, тот заботится о семи родах». Именно это имел в виду один из величайших летописцев Востока Магжан Жумабаев, когда писал: «Если спросить, кто мои предки – величайшие вершины. Если спросить о моей матери – величайшая мудрость».
Поэтому такие вопросы: откуда мы пришли и какова наша судьба в мировой цивилизации, куда ведут караванные пути будущего? – никогда для казахов не были праздными. Вселенная и цивилизация, род  племя, происхождение и раса, народ и нация, государство и жузы, бытие и национальное самосознание, время и судьбы – вот основополагающие составные кочевого самосознания и самореализации, определившие многовековую летопись деяний народов Евразийского континента.
Среди тюркских народов, чья история изобилует великими и печальными страницами, казахский народ является одним из многочисленных и, в то же время, однородных по составу этносов. «Казах не турок, но без казаха нет и турка», гласит древняя поговорка. На огромном пространстве между Тянь-Шанем, Алтаем и Тарбагатаем, Саянами и Хинганом на востоке и Карпатами на западе издревле пребывали кочевые народы, которые оставили нам в наследство богатую культуру, созвучную обычаям и традициям современных казахов. Это была великая эпоха племен, собирательно названных Геродотом скифами, а Страбоном – саками. Племена те, по свидетельству знаменитых летописных памятников «Хан-наме» и «Тарих-наме», уже III – I вв. до н.э. имели мощные государственные образования. (И, видимо, отголоском древнего слова «сак» является этимологическая преемственность имен кайсаков-казахов, или например, названия ветвей кыпчаков, аргынов, киреев-сактогалык, бессак, сак-улы, борсак, кар-сак, саха-сак). Чего только не видели они, находясь на семи степных ветрах»! (См.: Козыбаев М.К. Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски. Книга первая. Алматы: Гылым, 2000.  с. 33-34).


2. Древние тюрки – дети евразийских степей

Размышляя о корнях, питающих казахскую нацию, М.К. Козыбаев писал: «Древнетюркские племена, обитающие в казахских степях до нашей эры и составившие затем основу казахского народа, а также влившиеся в их состав индоиранские и монгольские включения, сражаясь и защищаясь, наводя страх на завоевателей, в мировой цивилизации стояли наравне с такими странами, как Китай, Рим, Ахаменидский Иран. Вот как комментируется это в древнетюркской летописи словами Абулгазы Бахадура: «В стране тюрков есть пять родов, первыми стяжавшие славу. Их названия – уйгур, кангюй, кыпчак, калаш, карлук». В те времена существовали и соперничали на равных с Римом и Китаем такие государства, как Тюркский и Хазарский каганаты, государство Караханидов, расположенное в Восточном Туркестане, Семиречье, в бассейнах рек Сырдарьи, Талас, Чу. Между Сырдарьей и Волгой находился улус Огузов. Огромную территорию между Алтаем, Волгой, Южным Уралом и Джунгарским Алатау занимало государство кимаков, состоявшее из двенадцати племен. Все они, в основном, являлись коренными тюркскими племенами.
Главное значение этой эпохи состояло в том, что тюркские  племена и их союзы оставили неизгладимый след в истории человечества. Они дали мировой цивилизации самобытную кочевую культуру. Но кроме того, в бассейнах рек Сырдарьи, Чу, Талас, Арысь и других, рассекающих могучую степь, поднялись города Отрар, Тараз, Сыгнак, Сайрам, (Исфиджаб), Асы, Кулан, Баласугун, Мерке, Сауран, Ордакент… Нет сомнения, что эти города возникшие на трансконтинентальных караванных маршрутах, явились одной из фундаментальных ступеней человеческой культуры.
Таким образом, тюркские племена, сочетавшие кочевничество с оседлостью, впитывали в себя результаты хозяйственно-культурных достижений двух континентов. И невозможно предположить, что древние тюрки, аккумулировавшие в себе полярные ценности, не понесли их дальше, соединяя и развивая культуру Запада и Востока в своеобразной, только им присущей манере». (См.: Козыбаев М.К. Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски. Книга первая. Алматы: Гылым, 2000. с. 32-34).
Когда читаешь такие  строки, то кажется, не книгу читаешь, но листаешь живые страницы истории, которая всегда оказывается чьей-то судьбой или судьбой целого народа. Читая такие строки, ты вместе с героями минувших эпох трясешься в сёдлах на бескрайних просторах Азии, вместе с ними скачешь на лихих конях в бой, навстречу опасности и, возможно, гибели. Увы, наша казахская земля за  сотни и тысячи лет обильно полита не только п;том миллионов  ее насельников, но зачастую и кровью. Это всегда нужно помнить, недаром говорится, что мать-история жестоко мстит тем, кто забывает её горькие, но такие дорогие  уроки.
Изучая историю, люди ищут само главное, без чего жизнь – не жизнь – свои корни, находя их, человек начинает чувствовать живой пульс жизни своего народа, биение пульса  прошлых эпох, тогда ничто не может сравниться для него с ощущением причастности к такое непростой и великой  судьбе своей Отчизны.
Ученый историк М.К. Козыбаев, ища корни своего народа, приходит к выводам, которые невозможно не принимать всякому, изучающему отечественную историю: «Есть у тюрков еще одна заслуга перед человечеством. На пути походов Александра Македонского, знаменитого полководца Дария, арабов, каракитаев и многих других завоевателей стояли только тюркские племена. В этих испытаниях было выпестовано и военное искусство, которое затем было позаимствовано и усовершенствовано монголами. Созданная государственная система военной демократии, позволившая при значительной свободе регионов четко контролировать жизнь страны, самым благоприятным образом сказалась на интенсивном освоении маршрутов Шелкового пути.
Одним словом, могучие тюркские племена вольно обитали и приумножали  свою славу на просторах евразийских степей. И постепенно в те далекие времена саки, гунны, кангюи, уйсуни, дулаты, аргыны, алшины, жалаиры, кимаки-огузы, кыпчаки, кыргызы, карлуки и другие родственные им роды и племена составили основу будущего казахского этноса». (См.: Козыбаев М.К. Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски. Книга первая. Алматы: Гылым, 2000. с. 35).
Казахстан – наш общий дом, но  всегда актуальной, острой, как лезвие бритвы будет  тема так называемой, «малой родины», места, «где ты появился на свет». Как молитва, как клятва звучат слова  казахстанского писателя Герольда Бельгера: «Сколько же смысла, оттенков, добра и любви  в коротком слове «Эль»! оно означает: мой край, моя родимая сторонушка, близкие мне люди-сородичи, мой аул и его окружение, край моих предков, моя малая родина, место, где капнула первая капля крови от моей пуповины, край-опора, край-защита, край-отрада, земля моей чести, моей совести, люди, живущие на этой земле, где каждый друг перед другом в ответе, где издревле, может, с незапамятных времён один за всех и все за одного. И чтобы ни случилось на свете, пусть даже небо обрушится на землю, если человек вправе говорить: «Мой Эль!» – он не потерян, он не песчинка…»
Воистину, не будь прошлого, не было бы и настоящего, не было бы и будущего. Очевидно, что человек, не любящий и не уважающий свою культуру вряд ли способен быть культурным в подлинном смысле этого слова.
Историческая память казахского общества бережно хранит великие и трагические страницы прошлого и, таким образом, служит воспитанию нашей молодежи в духе патриотизма, делу сохранения и умножения культурного наследия. Именно память о прошлом сближает различные слои   населения и способствует сплочению и единению всего казахстанского общества. Недаром говорится: «Бiздiн кушiмiз – бiрлiкте – Наша сила – в единстве» и: «Большому кораблю – большое плаванье». А всему казахскому народу – светлое будущее.
Доцент кафедры ИиСГД к.ф.н. В.М. Гонгало

24.01.2015 г.


Рецензии