Разговор об Урайской детской железной дороге

Любой разговор серьёзные люди проектируют и готовят его.
Продумывают: какие именно слова и в каком именно порядке они произнесут, проектируют вероятные ответные реакции собеседника, его возможные вопросы и его предполагаемые умозаключения.
Перед вами проект такого разговора. То есть разговора ещё не было, но я к нему тщательно готовлюсь и потому прорабатываю до мельчайших деталей.
Состоится ли он – этот проектируемый мною разговор – на самом деле я не знаю.
Но я рассчитываю на то, что если внезапно мои дни завершатся, эта заготовка позволит кому-то другому, намного более юному и, дай Бог, более умному, чем я, успешно провести и этот и другие разговоры, чтобы невероятная урайская детская железная дорога стала реальностью.
А случались ли в моей жизни успешные подготовленные разговоры?
Бесспорно!
Например модульная школа в Урае, шахматные клубы в Реттиховке (Дальний Восток), Архангельске, Качканаре, Урае, на Троещине в Киеве, здание православной часовни в Урае возникли как раз в результате именно таких разговоров. Вообще любое новое дело начинается с мысли о нём. Далее проектировщик разрабатывает не только сам объект, но и пакеты документации к нему, в том числе и объяснительные записки, и далее пренепременно все серии разговоров, которые будут обеспечивать продвижение разработки вплоть до её воплощения.
Неподготовленные разговоры проигрываются.
Урайские педагоги были абсолютно неподготовлены к разговорам о модульной школе в сентябре 1988 года. Я потратил на разработку модульной технологии более четверти века. И к разговорам о разаработке я готовился все эти двадцать пять лет. Я шлифовал детали предполагаемых обсуждений в самых разных ситуациях с самыми разными оппонентами. Каждый ход тщательно готовился! И в октябре-ноябре 1988 года вся основная масса этих разговоров была успешно проведена и практически девяносто пять процентов этих рассуждений я выиграл.
Понятно, что учительница первой школы пусть и с сорокапятилетним стажем в упор не видела за моей спиной ни Ивана Васильевича Звягина, ни Бориса Павловича Никитина. Евгений Борисович Куркин конечно понимал после игры в Сочи, что за мною имеется какой-то непонятный ему слой гигантов. Я вырос не избежав влияния свердловской школы выдающихся геофизиков. Геофизика это элитная часть геологии, это технологии, позволяющие видеть невидимое. Геофизики видят так глубоко, как прежняя геология никогда не заглядывала. Именно воспитание электроразведкой, магниторазведкой, сейсмикой и другими весёлыми отраслями геофизики обеспечивало высочайшее качество глубочайшей подготовки к решающим разговорам. Да! Каждый разговор шлифуется годами в предварительных разговорах. И только когда всё отшлифовано, мы идём «на прорыв». Итак – перед вами конкретный подготовленный разговор. И даже прочтя его весь триста раз снизу вверх и сверху вниз и по любой диагонали вы всё равно не увидите решающих аргументов, которые я уже готов предложить серьёзным собеседникам. Но и показанного для вас будет вполне достаточно.

Урай и железная дорога.

Железная дорога – голубая мечта голубого города. Есть такая песня: «Снятся людям иногда голубые города». Это песня из моего детства. Написал её ровесник моей мамы Лев Куклин на музыку Андрея Петрова. Они ушли с мамой в один год – в 2004. Это одна из моих самых любимых песен. И мне нравится фотографировать голубые здания в Урае. Словно пусть и с запозданием, но материализовался светлый образ из светлого исполнения Эдуарда Хиля.
Дело в том, что железная дорога была доведена до Устья-Ахи. И как отрубило!
Вообще в Урай вела дорога по реке Конде. Выйдя в Устья-Ахе вы на такси добирались до пристани и с неё двенадцать часов петляли по извилистому руслу до пристани в Урае. Или… или садились в мощный Камаз и в его «автобусном кузове» четыре часа продирались по труднопроходимой разбитой условно-грунтовой дороге до Урая. Третий путь был такой: вы со станции в Устье-Аха поднимались на холм над городком и здесь с вертолетной площадки, именуемой скромно «Аэропорт» улетали в Урай или вертолётом, или «кукурузником» Ан-2.
С момента появления в качестве нефтяного города Урай мечтал о железной дороге. Первоначально дорога представлялась как естественное продолжение линии от Устья-Ахи. Всего-то сто двадцать- сто сорок километров пути!  Казалось бы и говорить тут не о чем.
Но годы шли, а дорога всё не возникала и не возникала!
Объективно говоря проблемки были. Урай – это островок в океане болот. Что-то не вытанцовывалось с трассой. Один пример: незадолго до Евры со стороны Урая (Евра – одна из рек)  постоянно размывало паводком грунтовку. Просто промывало насквозь. Огромные самосвалы всё везли и везли песок к место провала, но песок исчезал в бездонной пасти болота. И это были не десять машин и не сто! В конце концов возникло сложнейшее гидротехническое сооружение с трубой. Но я не уверен что однажды и его не утащит вместе с куском дороги всё в ту же ненасытную пасть. Так или иначе, но автомобильную трассу с огромными трудностями построили. А отрыв от железной дороги сохранился!
Урай – вертолётный город. Город вертолётов. Город возникший при активном участии вертолётчиков. Мне посчастливилось прилетать в Урай и вертолётами разных типов, и самолётами от Ан-2 и Ан-24 до Як-40 и Як-42. Мне посчастливилось добираться в него и рекой, и автомобилями и со стороны Устья-Ахи, и из Ханты-Мансийского, и из Советского.
Но практически каждый житель Урая мечтал о железной дороге!
И наконец в центре города был установлен памятник этой исходной мечте горожан.
Каждый ребенок открывающий впервые глазки в нашем роддоме первое что видит в городе – это огромный настоящий паровоз и пассажирский вагон за ним!
Каждый учащийся Урайского колледжа идет мимо этого паровоза!
Центральное отделения Сбербанка в городе распахивает свои двери к этому паровозу!
Потому что паровоз – это самая первая, самая важная, самая заветная мечта любого жителя Урая, если он, конечно, ураец. Паровоз – тайный сон Урая, его неизбывная мечта, его непреходящая связь с будущим.
Как мы едем в Тюмень? Мы либо летим в неё, либо на такси добираемся до Устья-Ахи, далее поездом до Тавды, и из Тавды снова на такси до Тюмени! Два сто двадцати километровых отрезка на такси и в середине четыре часа в мерно постукивающем пассажирском вагоне! Это двести километров счастья! Кто сам не ездил, меня не поймёт.

Россия – железнодорожная держава. Россия – самая железнодорожная держава мира.
Железнодорожный транспорт России – это одно из величайших произведений человеческого гения. Транссибирская магистраль – одна из величайших трасс мира! Вы можете сесть на поезд в Мурманске и сойти на перрон в Находке!
Во время Сталинградской битвы мы построили стокилометровую ветку вдоль Волги на нашем берегу и немцы о ней даже не догадывались! А именно она позволила осуществить массу важнейших перебросок войск и вооружения во время сражения!

Железнодорожная держава нуждается в высококвалифицированном кадровом обеспечении. И потому разумно ориентировать часть ребят на будущую железнодорожную судьбу.
Потому ориентация на освоение железнодорожных специальностей вполне обоснованна.

Подведём первый итог: Урай влюблён в железную дорогу. Урай мечтает о железной дороге. Урай чтит железную дорогу. Самый большой памятник в городе – это памятник Железной дороге. При этом для Урая железная дорога, это рельсы на шпалах, паровоз и пассажирский вагон!
Дело за малым!
Строим в Урае его собственную детскую железную дорогу и обеспечиваем этим самым профессиональную ориентацию части его детей на железнодорожные профессии, что значительно расширяет круг профессиональной ориентации в малом монопрофильном городе.
Таким образом мечта Урая исполняется!
Сбываются его грёзы о своей собственной железной дороге!
Если он оказался способен «просто так» завести сто метров рельсов для колеи в 1524 мм и огромный паровоз и гигантский пассажирский вагон, почему бы ему не приобрести 1200 метров рельсов для колеи 750 мм небольшой паровоз и крошечный локомотив и пару-тройку небольших уютных пассажирских вагона? Огородить грамотно трассу, осветить, поработать в нашем колледже над лицензированием направления, набрать персонал и педагогов и десятки урайских девочек и мальчиков начнут на этой базе погружаться в одну из самых востребованных в державе профессионализаций.
Мне возразят: детские железные дороги по силам только городам-миллионерам. А мы в ответ укажем на город Свободный с населением в пятьдесят тысяч, в котором детская железная дорога работает уже с 1940-го года!! И вот в нём - в Свободном - именно на детской дороге дети реально осваивают железнодорожные специальности.
Мне скажут: это же сколько лет нужно будет проектировать!
А я отвечу: в стране действовало более двух тысяч узкоколейных дорог, и общая протяженность колеи 750мм было более ста тысяч километров! У нас давным-давно всё успешно спроектировано. Надо просто обратиться к профессионалам и они подскажут, как и где спроектировать 1200 метров всеми всесторонне исследованных путей.
Меня спросят: тепловозик весит 16 тонн! Как завезёте? А я отвечу: по железной до Устья-Ахи и далее по Конде до причала в Урае.
И рельсы?
И рельсы, и железобетонные шпалы!
И прямо от причала начинать укладывать трассу до Колосьи и по специальной ферме-мосту через Колосью к первому поворотному кругу и далее по набережной до ледовой арены.
Весь Урай будет ежедневно бегать к набережной и смотреть на это чудо!
А где взять вагоны, платформы и тепловоз?
Никаких тайн!
Сормово, Коломенский – кто откажет городу – первооткрывателю Западно-Сибирской нефти?
- А окупится ли эта ДЖД?
- На мой взгляд именно от неё  именно в Урае этого не потребуется.
Но если рассмотреть вопрос об устройстве узкоколейки например до Золотого Дна или в окрестности дач за Орбитой…
Но пока речь идет о другой внешней мотивации.
О том, что монопрофильность города необходимо преодолевать.
И именно создание на базе Детской железной дороги большого Макета железных дорог с созданием центра детского моделирования… впрочем сказанного пока достаточно.
Как говорится для первого разговора более чем!


Рецензии