Художники рассказывают о животных Книга для детей

Предисловие

У меня есть внук – удивительный мальчик Саша, который очень любит своего кота Максима. Это большой серо-коричневый красивый кот, которого в дом принес папа Саши. У кота своенравный характер. Внук хочет дружить с ним, и поэтому раскрывает ему свои объятия. Но кот почему-то не отвечает взаимностью: царапает Сашу, кусает и убегает от него. У мальчика часто бывает исцарапанное  лицо, и даже появился шрам под глазом! Но шрамы украшают мужчину. А Саша – настоящий мужчина: он забивает гвозди лучше бабушки, сделал сам скворечник и повесил его без помощи взрослых (правда, получил горький урок: сломал руку, но терпел мужественно боль), разбирается в электричестве (легко раскручивает и закручивает  розетки и вилки, иногда шуруповертом; собирает электрические схемы, имеет  взрослую «Книгу электрика»); обожает шестеренки, сантехнические переходники, шланги, провода; пылесосит ковер  и вытирает пыль; любит работать дворником  и недавно отбил стальным молотком-гвоздодером весь лед на детской карусели сам –  без чьей бы то ни было помощи. У него есть слесарно-электрический набор, в который входят  молоток, набор отверток, разводной гаечный ключ, аккумулятор и что-то еще – я не знаю, как называется. Откуда взялось такое трудолюбие, я понимаю. Бабушка и дедушка со стороны Сашиной мамы с раннего детства вывозили его на дачу. А дача у них – дизайнерское чудо: необыкновенные кустарники, прекрасные цветы, хвойные и плодовые деревья, зеленые лужайки и маленькие огородики. Все это поддерживается бабушкой в строгом порядке. А  дедушка все время что-то благоустраивает. Конечно же, Саша все время помогал им. А 2 года назад они решили реконструировать дом. Для внука это было счастье. Он очень внимательно наблюдал за всеми этапами перестройки дома. Красота места и трудолюбие взрослых, конечно же, сформировали его желание творить своими руками.
Но иногда, когда он бывает у меня, я начинаю останавливать его пылкую домашнюю работу и говорю, что лучше порисовать или почитать; тогда внук обижается: «Надо дело делать!».  А ведь Саше только будет пять лет! И эту книгу я пишу к его первому юбилею.
Несмотря на то, что моему внуку еще мало лет, но он уже пережил страшную трагедию: однажды уснул и не проснулся его папа – мой сын! Наверное, Саша интуитивно понял, что теперь он должен заботиться о маме, о бабушках и дедушках, о друзьях (у него есть друзья старше него –  Ника и тоже Саша). И он эту заботу воплощает, как умеет,  – через физический труд: игрушки ему не интересны, хотя мы завалили его ими. Ему нужно что-то коренное, настоящее, земное, а не придуманное (игрушка ведь только подражание миру). Он хочет докопаться до какой-то только ему понятной правды.
Саша видит мир через работу, через действие, через орудия, через механизмы. Читаю ему сказку «Репка»: «Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может…». Внук сразу говорит: «А что, нельзя было лопатку взять и подкопать?».
Я долго думала, как приохотить Сашу к чтению и рисованию, а не только к работе электрика и столяра. Потом поняла его любовь к коту Максиму и решила показать ему изображения кошек. Сначала мы рассматривали кошачьи фотографии в интернете, потом  я сделала подборку репродукций художников-анималистов и не только с кошками, но и собаками, конями, птицами. Внуку стало интересно! Мы не просто рассматривали иллюстрации, мы говорили о том, что делают животные на картинах, грустят ли они или радуются, сколько их, какие у них отношения.
У Саши очень богатое воображение! Он может придумывать истории из маленькой детали, из эпизода. Мы как-то вышли из подъезда и увидели засыпанную снегом машину. Саша сразу начал детской лопаткой очищать капот автомобиля. Я говорю: «Хорошо, что сигнализация не засвистела, а то бы выскочил дядя-владелец и начал бы ругаться». Внука так поразило то, что человек может обидеться на то, что для него делают доброе дело, что тут же придумал историю с полицейским, который начнет разбираться с этим происшествием. Вечером того же дня дедушка спрашивает меня: «Это правда, что вы были с Сашей в полиции?». Я удивилась и решила развивать  воображение внука в несколько другом русле.
У него очень своеобразное представление о красоте. Самой красивой вещью для него является…   Ни за что не угадаете! Это изоляционная лента! Саша считает, что красивая вещь должна приносить пользу. А изолента намотана в виде кружка (круг – символ гармонии мира), мягкая, разных цветов (у него есть и классическая черная, и красная, и желтая, и синяя, и даже в желто-зеленую полосочку) и, главное, может использоваться по делу: Саша изолентой укрепил у елочной гирлянды каждую лампочку. Причем ему не очень хотелось тратить изоленту на это: он их бережет. У нашей взрослой дочки близился день рождения. Мы спрашиваем ее при Саше: «Что тебе подарить?» Внук тут же кричит: «Оля, проси изоленту!». Показываю ему картинки с изображениями храмов. Он выделяет репродукцию с храмом Василия Блаженного (когда-то был на Красной площади, видимо, что-то вспомнил) и спрашивает: «А там продается изолента?» Наверное, для него это знак качества. Я поняла, что ребенок стал слишком практичен  и надо заняться его эстетическим воспитанием более глубоко.
Саша всегда ищет причинно-следственные связи: откуда идет ток, как его поместили в стену, что для этого делали; что гудит в пылесосе; почему тает лед и многое-многое другое. И поскольку он любит порядок, я ему объясняю, что в жизни существует строгая последовательность: действий, чувств, явлений, поисков,  что в мире все взаимосвязано и никогда не происходит просто так, а имеет свою причину.  И в мире фантазий нет беспорядка, а все в строгом соответствии, как бы странно это  ни выглядело…
Я много лет преподавала историю живописи и решила показать Саше, какой порядок существует в картинах художников, которые рассказывают нам о  животных (не меньше, чем в любимых им электросхемах!).
Книга будет состоять из нескольких больших частей и маленьких глав в них.  Я буду рассказывать о картинах, на которых изображены животные,  не только домашние: коты,  собаки, кони, птицы, коровы, овцы и т. д., -  но и вольные: волки, лисицы, олени, львы, тигры и прочие. Все они – персонажи художников-анималистов, но не натурщики. Это люди позируют для портретов, а звери живут, переживают, радуются, дерутся, любят, погибают, горюют, трудятся, спасают, ждут, охотятся, отдают свою жизнь за человека и за другого животного и многое-многое другое делают  в повседневной жизни, а авторы подсматривают это и рассказывают нам. Конечно, мы понимаем, что это художник выбирает, как писать животное, как отразить свои впечатления о человеческом мире через жизнь братьев наших меньших, а сам зверек не просит его об этом, как, например, люди зовут художника и заказывают ему портреты.
Кроме того, мне важно было подготовить внука к его дальнейшей жизни. А это значит, что нужно было выбрать картины художников, где животные общаются друг с другом и с людьми, чтобы Саша понял, как сложен и прекрасен мир и как можно жить в согласии и любви.
И, конечно же, мы начнем с любимых котов и кошек! Но сначала нужно кое-что рассказать  о другом …


Введение

Художник и животное

В жизни человечества одомашненные животные сыграли и играют очень большую роль: они нас кормили, поили, спасали (в истории культуры остались мифы о том, как гуси Рим спасли, как петух во Франции предупредил о врагах, как волчица выкормила Ромула и Рема, как кошка Баст сохраняла зерно в Древнем Египте, как голуби относили почту, как кони богатырей и рыцарей помогали воевать и многие-многие другие примеры). Это живущий рядом с человеком самый близкий, но  не разгаданный до сих пор мир. Это наша неизбывная боль, потому что из-за любви к нам звери часто погибали, а мы соглашались с этим: во время Великой Отечественной войны собаки выносили из боев раненых солдат, искали мины и часто подрывались, бросались под танки со взрывчаткой; стадо оленей на Карельском фронте давало солдатам молоко, мясо, шкуры;  дельфины относили заряды к вражеским кораблям  и так далее.  И даже зимой 1943 года  мышки-полевки невольно помогли нам в Сталинградской битве: они ночью влезли в немецкие танки (видимо, там было теплее, чем на улице, и были какие-то крошки) и перегрызли провода в них. Танки, естественно, не смогли выйти в бой. А сколько животных участвовало и участвует в научных экспериментах, помогая открывать новые лекарства, испытывать образцы оружия! Животные летали в космос (не только собаки), но и обезьянки, черепахи, крысы!
И долго-долго можно говорить о беззаветной любви домашних животных к нам и их самоотверженной помощи! А мы часто не ценим их, не замечаем! Они идут с нами больше 20 тысяч лет, и без них человечество не выжило бы! 
Было время, когда люди обожествляли животных, видели в них покровителей своей жизни, создавали тотемы. Тотемы – это изображения зверей, птиц, насекомых, рыб, змей и многих других зверей,  которых наделяли невероятной силой. В первую очередь, это были  не домашние, а вольные звери; их нельзя приручить! А человек хотел заручиться и их поддержкой. Часто животное считалось  прародителем племени, поэтому были общины медведя, волка, лосихи. Для таких животных-тотемов строили специальные дома и поклонялись им.


Тотемы

               

Обратите внимание,  что на левом рисунке, изображающем тотемы, два представителя семейства кошачьих. На данный момент в мире живет 41 вид кошек! Абсолютно все хищные. Все семейство кошачьих делится на 2 подсемейства: малые кошки и большие кошки. Малые кошки – это домашние кошки, пумы, гепарды, мануалы, рыси, камышовые коты и другие. Большие кошки – это род леопардов  и род пантер (тигр, лев, ягуар).


Тотемы на Руси

               

На Руси самым распространенным тотемом был медведь. Эти картинки созданы недавно, но они отражают очень важное для древнего человека ощущение одушевленности мира, такое же, какое есть у детей. Посмотрите, сколько животных умещается в этой доброй и трогательной медведице! Здесь и еще 2 медведя, и волк, и еж, и рыбы (сколько их – сосчитайте!), и крот (найдите!), и мышка (где спряталась?), и птицы (найдите и сосчитайте), и еще необыкновенный зверь: то ли лягушка, то ли ящерица, то ли дракончик (поищите!);  и еще  много чего вбирает в себя этот сказочный персонаж (цветы, перья, шишки, виноград,  горы, геометрические фигуры и  что-то еще…). Почему не медведь изображен, а медведица? Я знаю точно почему!  Пока я подскажу, а дальше будут загадки, ответы на которые будете искать сами, а я в конце книги эти тайны  раскрою. Посмотрите внимательно на левую картинку. Видите, несколько раз (кстати, сколько?) повторяется такая геометрическая фигура, как ромб. Ромб в Древней Руси символизировал богатый урожай (плодородие), особенно ромб с точками, причем, здесь ромбы расположены и с равными сторонами, и с вытянутыми по горизонтали. Ромб по горизонтали еще обозначал засеянное поле, где родится зерно, из которого делают хлеб, кашу, пироги и т. д. А кто в жизни рождает дитя? Только женщина-мама — и в мире людей, и в мире животных! Теперь понимаете, почему я уверена, что на картинке медведица-женщина: в ней все, что родится, что окружает нас, умещается! Ведь каждый человек, да и зверь – это целый космос, мир.
Люди до сих пор украшают предметы тотемами! Видите, как украшены птицами  окна деревянного дома и на полотенцах тотемы (рассмотрите, кто там)!

               
Посмотрите внимательно на эти изображения и ответьте: что стоит напротив дома; какие звери изображены на полотенцах и какого вида животных здесь больше всего?


Художественный образ

               

Перед нами две иллюстрации, на которых изображены два кота: одна – фотография, а другая – картина (она создана художником Францем Марком).  Мы сразу понимаем, где какая. А почему? Ведь цвет котов белый, позы у них почти одинаковые, цвета картинок красно-желтые. В чем же дело? Чем они отличаются? Как вы думаете?
Искусство – это отражение жизни в образах (картинках). Образом может быть человек, животное; а может – речка, дерево, небо; и еще что-то,  созданное художником, например,  дом, который придуман архитектором и который существует в одном-единственном экземпляре, или необыкновенный мост (второго такого не найти). Вообще-то, в мире есть очень большое количество домов, мостов, в которые люди вложили много мастерства, строили долго, применяя инженерные умения, но все они на одно лицо. А вот мост с конями П. Клодта в Санкт-Петербурге – один-единственный на всем свете. Или уже упоминавшийся собор Василия Блаженного как будто расписной пряник! Второй такой невозможно создать, даже если бы захотели его повторить.  Или наш Московский Кремль! Его делали итальянцы в XV веке (в том виде, как сейчас), но он по-настоящему русский и совершенно уникальный, хотя стены с навершиями в виде ласточкиных гнезд (это для обороны делали отверстия) можно встретить в Италии до сих пор.
Давайте еще посмотрим еще  на других котов Франца Марка и подумаем, а какие чувства хочет передать нам художник?

               
             Франц Марк. Две кошки
 
 
 
                Франц Марк. Коты на солнце

А теперь вернемся к изображениям белых котов в начале главы. На левой стороне, где фотография, кот прямо расплылся, границы его тельца видны нечетко; он спит, ему хорошо…  И больше мы не можем сказать о нем ничего! Если вы не согласны, поспорьте!
А на правой картине кот очень четко очерчен; он подобрался, подушка, на которой он спит, помята, вся в комках. Значит, художник передает нам,
что у этого котика непростая жизнь, были тревоги, заботы. Это отдых не глубокий, наш герой не расслабился. И автор передает нам тревогу за этого кота. Мы начинаем сопереживать. Художник показал кота с биографией, т. е. с предыдущей жизнью. Франц Марк создал художественный образ.
Художественный образ – это картинка мира, которая передает чувства автора. Только их надо разгадать.


Кто такие художники-анималисты

Художник-анималист – это тот человек, который главным в своем произведении делает животное, хотя на картине могут быть изображены и люди. Происходит слово «анималист» от латинского «animal», что значит «животное», но вот само «animal»  пришло от «anima» - «душа», т. е. животное – это то, что наделено душой. Странно, а разве человек не имеет душу? В русском слове «животное» виден корень «жив», т. е. то, что ходит, бегает, живет. А разве человек не ходит, не бегает, не живет? Конечно, он все это делает! Но человек еще думает, разговаривает, предвидит. Поэтому он – «кто», а животное – это  «что»! Животное само не осознает, что оно бегает, прыгает, ходит, ищет. Потому что оно все это делает ради добычи. А человеку мало  быть неголодным, он пытается понять, зачем он «живой»: чтобы быть сытым или еще для чего-то. И вот он присматривается к самым близким к себе существам и переносит на них свои чувства, настроения и даже мысли.
Художник-анималист работает как бы в двух мирах: он сам – человек, но, пытаясь нарисовать животное, как бы проникает в мир зверя! И тем самым делает нашу жизнь лучше, потому что впускает в нее братьев наших меньших.
Живопись началась с изображения животных на стенах пещер, т. е. именно художник-анималист создал  изобразительное искусство.   

               
Изображения на стенах пещер.   20 000 лет до нашей эры
 
Художник пишет на стене пещеры. Реконструкция

Часть I

Глава 1

Одомашнивание кошек

     Когда и где человек приручил первую кошку, до сих пор неизвестно. В Индии археологами был найдены останки кошки, предположительно жившей в 120 веке до н.э. Но была ли эта кошка домашней, выяснить уже невозможно. Ученые точно знают, что кошка одомашнилась гораздо  позднее собаки и коровы.
Огромная роль в приручении кошки принадлежит древним египтянам. Они быстро оценили, какую важную роль играет это  животное, охраняя запасы зерна от крыс и мышей. В Древнем Египте кошка считалась священным животным. За ее убийство полагалось самое суровое наказание – смертная казнь. Отношение к кошке отразилось во внешнем виде египетских богов. Бог солнца –  главный бог египтян – изображался в кошачьем облике. Смерть кошки становилась огромной утратой, ее оплакивали всей семьей. Ее высушивали, обматывали специальной тканью и клали в специально сделанный саркофаг, украшенный скульптурами кошачьих голов.

 

С древних времен кошке приписывают волшебные свойства. Кошку считали даже  воплощением чёрта и разной нечистой силы. В средневековой Европе из-за этого кошек стали истреблять. Мышей и крыс развелось видимо-невидимо! И по странам Западной Европы стала гулять страшная болезнь – чума. По сведениям ученых, тогда погибло около две трети населения! А все почему? Потому что испугались кошек.
У индейцев  есть поверье о кошачьем дьяволе, который дает силу колдунам. У японцев кот обладает сверхъестественной силой и злобными намерениями. Также кота наделяют вампирскими привычками или делают спутником оборотня. Бесы, ведьмы и домовые тоже, как считается, могут превращаться в кошек. Кот - частый спутник свиты дьявола.
С другой стороны, образ кота во многих культурах является  божественным, т. е. как бог.
О почитании кошек в Древнем Египте я уже говорила. В Китае коты разгоняют бесов. В исламе кошка - любимое животное пророка Мухаммеда, ей, единственной из животных, позволен вход в мечеть.
               
                Художник Фаттах Аллах Абдель (из арабской страны, где почитают ислам)
                Посмотрите, а ведь это влюбленные друг в друга кот и кошка, как люди. И сразу понятно, где он и где она! Почему?

Известна способность кошек лечить и улучшать душевное состояние человека, предчувствовать опасность, помогать. Помню, как-то в  газете сообщили  про дворовую кошку, которая спасла выброшенного на мороз младенца, согрев его своим телом.
На Руси первые упоминания о кошках относятся к XIV веку. Ее ценили и почитали. Штраф за воровство истребителя грызунов приравнивался к штрафу за вола, а это были очень немалые деньги.
На Западе в XIX веке кошку стали считать любимицей, игрушкой, хотя она продолжала делать свое дело: убивать мышей.  Первым проявлением громадной любви европейцев к кошкам можно считать 1871 год. Тогда была  проведена первая выставка кошек.
В России ни о каких выставках кошек речи быть не могло: жизнь у нас трудная, человеку бы выжить, а любоваться кошками и заказывать  художникам их портреты могли только очень богатые люди.  Хотя кошка была во всех домах нашего Отечества: и в дворянских, и в купеческих, и в крестьянских — везде!  И везде ее очень ценили, в первую очередь за то, что она ловила мышей и крыс. Но и любили за то, что кошка ловкая, грациозная, теплая; у нее пушистая шкурка, выразительные глаза, длинные усы. Кошка может быть черной, белой, рыжей, дымчатой, в полосочку, пятнистой, в носочках... Еще много что можно сказать о красоте кошки! Стали выводить различные породы кошек; появились даже лысенькие кошки («сфинксы»). Кошка осталась свободной по своему характеру. Она не одомашнилась полностью: гуляет сама по себе.
                Луис Уэйн. Кошачий хор

Глава 2

Обычные  домашние  кошки
 
Я начала эту главу с изображения вроде бы обычной домашней кошки, точнее, котенка. Он пушистый, серо-коричневый, с белой грудкой, белыми носочками, светлыми ушками. Мне кажется, что это кошечка, а не кот! Он (она) – трогательная, умная, серьезная, сосредоточенная, даже печальная. Она вглядывается в нас, как будто знает что-то важное. В ней есть тайна! Казалось бы, откуда все это в маленьком существе? И не придумываю ли я все это?
 И чем я  больше вглядываюсь в эту маленькую кошечку-котенка, то яснее  понимаю,  что художник создал портрет! А разве может быть портрет животного? Мы ведь привыкли, что бывают портреты только людей! Автор долго знакомится с человеком, который заказал ему свое изображение, чтобы понять, что тот любит и ненавидит, чему  поклоняется и что отвергает, куда стремится и что его задерживает.  И только проникнув в душу человека, живописец начинает создавать его портрет. Бывает, что пишет долгие месяцы и даже годы.
Великий художник Леонардо да Винчи говорил: «Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое — легко, второе — трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела».
Я уже говорила, что в мире до сих пор идет спор: есть ли у животных душа? И что такое характер животного? Мы же знаем, что животные могут быть злыми и добрыми, кусачими и ласковыми, агрессивными и миролюбивыми, в общем, разными, как и люди.
Отступление. Давайте представим ситуацию: вы пришли домой не в настроении.  А в прихожей тебя счастливым лаем встречает собака, виляет хвостом, требует внимания. Вам не хочется с ней играть, но собака все равно рядом. Если, порадовавшись вашему приходу, собака поймет, что играть с ней вы не будете, она просто уйдет на свое место.
Коты обычно не так встречают хозяина: они капризны, у них свои представления о том, когда можно ластиться к человеку. Но суть отношений животных с хозяином одна: они чувствуют ваше состояние, они принимают вас таким, какой вы есть. Они ничего не требуют взамен, только их нужно кормить и гулять с ними.  Кстати, кошка гуляет сама по себе: она более самостоятельна, чем собака. И у нее больше тайн!
Стоит вам погладить собаку или кота, как у вас улучшится настроение, появится бодрость.
А теперь решите для себя: существует ли у животных душа и как их душа относится к человеку? Они любят нас безоговорочно, какими бы мы ни были: серьезными или веселыми,  уставшими или полными сил, трудным для других людей или легкими.
Вернемся к изображению нашего котенка! Он (она) сидит твердо и крепко, похож (а) на небольшую пирамиду (пирамида в геометрии самая устойчивая фигура: недаром из семи чудес света осталась одна – пирамида Хеопса, ей около 4, 5 тысяч лет!). О чем говорит такая позиция котенка? О том, что он (она) уже чувствует себя хозяином (хозяйкой) жизни! Он (она) здоров, силен (об этом свидетельствуют  пушистый хвост и красивая  шкурка). Он похож на аристократа, одетого во фрак (это парадный длинный пиджак для вечерних приемов) и белую манишку (рубашка без рукавов).
Аристократ в человеческом мире  –  это идеальный (самый хороший) человек: умный, образованный, сильный, красивый, энергичный, храбрый, который много доброго делает  для  людей.  Конечно, таких мало в жизни. Но бывают…  Может быть и женщина-аристократка.
Вы заметили, что я говорю о котенке как о человеке! Наверное, не стоит преувеличивать и находить аристократические черты в нем? Ведь этот котенок даже не породистый: не перс, не абиссинец, не британец, не корат, не минскин и т. д. Все это породы домашних кошек. Вообще, в мире сейчас существует около 400 млн (!) домашних кошек, а пород – около 100!  Я могла бы показать фотографии разных пород домашних кошек, но вы же помните название книги – «Художники рассказывают о животных»! А художники создают картины. Так вот, живописцы обычно писали своих любимцев, которые редко бывали породистыми.  Но тем не менее я покажу картины с изысканными кошками.

               
                Бурмилла длинношерстный                Донской сфинкс

Какие разные кошки! Удивительное разнообразие существует в этом кошачьем мире, впрочем, как и у собак! Но об этом мы поговорим попозже.
Вы заметили, что я использовала скобки и подписывала «она»? Потому что я знаю точно, что это котенок-девочка! Но согласовать в роде все прилагательные, касающиеся кошек в таком малом возрасте,  трудно. Их пол определяется позже. Давайте дальше вести следствие по картине.
Глаза у кошек, как и у людей, могут выражать много чувств. Когда домашняя любимица смотрит отрытым, спокойным взглядом, то это значит, что она всем довольна или же заинтересована тем, что происходит перед ней. В нашем случае это так и есть: котенок-девочка смотрит серьезно, спокойно, но зрачки сузились, как иголочки. Значит, что-то привлекло его (ее) внимание, и он (она) пытается понять это.
Вы понимаете, что все сказанное о котенке, - это позиция художника! Это он выбрал своего героя, очеловечил его, показал необычность животного в обыкновенном кошачьем облике. Значит, живописец почувствовал и передал нам свое впечатление от жизни через котенка. Автор создал художественный образ, который остался в веках и не повторится никогда.
А теперь несколько слов о человеке, написавшем этот «портрет» котенка.  Это голландская художница Генриэтта Роннер-Книп. Если вы внимательно присмотритесь к автографу (подписи автора), сделанному латинскими буквами на картине с котенком, то увидите: Genriette Ronner, а  Knip – ее девичья фамилия.


Глава 3

Художница Генриэтта Роннер-Книп

Художники-анималисты редко добиваются мировой славы. Но Генриэтта Роннер-Книп – счастливое  исключение, хотя она специализировалась на изображениях кошек и собак.
Генриетта Роннер-Книп родилась в 1821 году в Амстердаме, в семье профессионального художника. Отец учил дочь живописи с раннего детства. Он был первым и единственным учителем Генриетты, но дал девочке хорошее художественное образование. В ранней юности Генриетта писала пейзажи, портреты, но лучше всего ей удавались изображения животных.
Свою первую картину Генриетта Книп продала в пятнадцать лет и сразу же стала известна. У юной художницы появились заказы. Это вскоре буквально спасло ее: отец Генриетты рано потерял зрение, не мог заниматься живописью, и ей пришлось самой содержать семью.
В 1850 году, после смерти отца, Генриетта выходит замуж, получает фамилию Роннер и переезжает с мужем в Бельгию. Брак у нее получился счастливый, у супругов один за другим родились шестеро детей. Правда, материальные проблемы стояли остро: муж много болел. Генриетте снова пришлось стать главной кормилицей в семье.
Постепенно у художницы становилось все больше состоятельных заказчиков - светские дамы и господа просили госпожу Роннер написать портреты их домашних любимцев.
В середине 1870-х годов в светских домах Европы становилось все более модным держать кошек, причем, уже не в качестве мышеловов, а в качестве «любимой игрушки» и даже подружки хозяйки дома (кошки сумели оттеснить собачек). Коты и кошки устраивались в гостиных на бархатных подушках и чувствовали себя хозяевами дома. Роннер-Книп все больше внимания уделяла им на своих полотнах.
Картины Роннер-Книп собирали золотые, серебряные и бронзовые награды на всех международных выставках, где экспонировались. Дети художницы выросли, у них началась своя жизнь. Двое под влиянием матери стали художниками. А Генриетта, чтобы скрасить себе существование, в 1870-х годах сама завела кошку и вскоре превратилась в фанатичную «кошатницу». Кошки, жившие в ее доме, были постоянным источником  ее вдохновения. Три последних десятилетия своей жизни Роннер занималась, в основном,  изображениями кошек.
Умерла художница в возрасте 87 лет. И до последних дней продолжала работать. Сейчас ее полотна можно увидеть в крупных музеях Европы.
На следующих страницах вы увидите картины Г. Роннер-Книп без комментариев, потому что вам все будет ясно: ведь вы уже немного разбираетесь в живописи.
Но сначала …





Глава 4

Кошачий язык жестов

Показывать свои переживания (и весьма сильные!)  кошки и коты могут разными способами, например, при помощи голоса. Они могут мурлыкать, шипеть и даже плакать, как младенцы.  Но из картин голоса не доносятся, поэтому мы смотрим на жесты кошки.
Накричав или же как-то по-другому обидев своего питомца, человек замечает, что кошка разворачивается всем телом в противоположную от него сторону, не обращая внимания на призывы. Это значит, что кошка испытывает страх и не хочет смотреть в глаза  хозяина.
Когда кошка демонстрирует свой животик, то она показывает, что доверяет вам. Настроение у животного хорошее, игривое, и оно даст, с превеликим удовольствием, себя погладить и потискать.
В тех случаях, когда кошка выгибает спину, вздыбливает шерсть на загривке и хвосте, можно с уверенностью говорить о готовности животного к нападению и жестокой битве. Напротив, если питомец старается прижаться к полу, пригнуть уши и хвост, чтобы казаться  меньше, это означает, что кошка не намерена общаться, и желает, чтобы ее оставили в покое.
Хвост у кошек является показателем настроения. Резко поднятый хвост, направленный строго вверх, означает большое воодушевление, приветствие и выражение радости. Такой сигнал может быть дан не только хозяину, вернувшемуся с работы, но и своим сородичам, которых  видит на улице. Если кошка опустила хвост, то она ощущает испуг или же легкое недовольство. В таких случаях лучше оставить животное в покое. Подергивания кончиком хвоста – проявление сильной озабоченности. Животное понимает человеческую речь и может проявлять недовольство, если слышит нелицеприятные отзывы о своей персоне. Поджатый хвост между задними конечностями означает страх.
У кошек невероятный слух. Если кошка не спит, она может уловить звук, издаваемый грызунами на расстоянии более 20 метров. Ушки она может поворачивать на 180 градусов.  И положения ушей говорят о многом. Если ей хорошо, то ушки будут строго впереди на макушке. Если ушки в разные стороны или же лежат, то это значит, что кошка в недоумении, не понимает, что происходит. Опущенные или прижатые уши – сигнал к наступлению. Повернутые и прижатые назад уши – приступ ярости и злости. Подергивание ушами означает, что кошка нервничает. Это бывает, когда питомец наблюдает за возможной жертвой.
Не только уши у кошек могут указывать на ее настроение. Глаза, как и у людей, могут выражать разные чувства и даже мысли!  Немигающий или же мерцающий взгляд кошки означает почтение, а вот если животное смотрит пристально – совсем не к добру!  Полузакрытый взгляд означает дрему или же осторожность. Страх, а также испуг у кошки можно заметить, если зрачки стали большими и круглыми, а сам взгляд отрешенным.
Познакомившись с повадками кошки, вы лучше поймете картины Генриэтты Роннер-Книп.

 
Картина Роннер-Книп называется «Счастливое семейство». Посмотрите, как кошки внимательны к только что рожденному теленочку

Глава 5

Картины Генриэтты Роннер-Книп

          


 
Юный музыкант

               
                Уроки мамы                В оранжерее



Глава 6

Картины с котами и кошками разных художников
 
Горацио Генри Коулдери. На охоте.  Сколько котиков, сколько рыбок, почему средняя кошечка с бантиком?

 
Лесли Харрисон. Дружба

 
Рассмотрите картину и ответьте на вопросы: автор из России или из-за рубежа, размеры лягушки и кота соответствуют ли действительности, какие чувства владеют котом и лягушкой?

Глава 7

Механические кошки

Поскольку Саша пытается всегда разобраться во внутреннем устройстве того или иного предмета, как, впрочем, и все дети, я решила показать ему, как устроена игрушка-кошка с точки зрения механизмов; как там внутри есть винтики, колесики, маятник, спираль и т. д., которые соединяются в нечто цельное и  начинают работать. И этот механизм понятен: что куда движется, что тикает.
Слово «механизм» происходит от древнегреческого «mechane» — приспособление, устройство. Механизмы служат для передачи движения и перехода энергии в другое состояние (редуктор, насос, электрический двигатель). Посмотрите, как кошку делают из винтиков и «шпунтиков».
 

Причем, это не просто игрушка, это произведение искусства: существует в единственном экземпляре, вызывает чувства, делается художником. Получается художественный образ.
 
Это не кошка, а, видимо, дракончик, но очень важно показать, как это все соединяется из механизма старых часов, нанизывается на стерженек, скрепляется  маленькими винтиками и… получается искусство. Это направление в декоративно-прикладном искусстве называется стим-панк.
Делает это художник-инженер.

               
              Вот кошка (пушистый хвост какой)                А вот и мышка (сделала больше, чтобы рассмотрели)
               

               
                Какие разные характеры у этих кошек!


Глава 8

Электрические кошки

Я  говорила и об изображениях кошек, сделанных в реалистической манере, когда на картине  все, как в жизни. И вы уже увидели, как произведения, показывающие кошек, художник делает не карандашом и кистью, а винтиками и шурупчиками. А еще бывают и другие способы показа мира: вроде узнаешь животных на полотне, но они какие-то другие! Они называются романтическими, но главу я озаглавила «Электрические кошки».
 
Питер Найт. Первые шаги в ночи
Почему я дала такое название этой главе?  Считается, что кошки могут проникать в другие измерения и появляться из них, как привидения.
Известен случай с ветеринаром и его котом. Ветеринар из Нью-Йорка переехал в Калифорнию, но брать с собой своего питомца  не стал. Каково же было удивление хозяина, когда пять месяцев спустя у дверей его дома появился тот самый кот. Он зашел в дом и запрыгнул на любимое кресло. Кстати, расстояние между Нью-Йорком и штатом Калифорния составляет 3500 км. Что помогло коту найти дом ветеринара? Тонкий нюх? Но ведь хозяин летел самолетом – попробуй что-нибудь унюхать?
Кстати, многие кошки различают запахи гораздо лучше собак. Поэтому во время Первой мировой войны в британской армии был создан специальный «кошачий корпус». Офицеры считали, что с помощью четвероногих «нюхачей» можно в самое короткое время обнаружить появление ядовитых газов. Кстати, кошек также держали на подводных лодках, чтобы вовремя выявлять утечку кислорода.
Кошка очень хорошо чувствует нездоровье своего хозяина и часто пытается помочь ему, ложась на больное место. Кошки понижают давление у человека, если оно повышено. За счет чего это происходит? Они тонко воспринимают геомагнитные колебания Земли, а значит, и электромагнитные, а эти колебания и есть электричество.
Еще совершенно удивительный случай! Порой призраки котов и кошек приходят к людям не из-за любопытства, а чтобы спасти своих бывших хозяев. В 1947 году женщина-врач по распределению приехала в Ашхабад. Здесь её поселили на окраине города в маленьком глиняном домике. Единственной мебелью в комнате, где она жила, была металлическая кровать, ножки которой были смазаны каким-то составом от ядовитых насекомых. Чтобы хоть немного скрасить одиночество, женщина взяла бездомную чёрную кошку и назвала её Багирой. Кошка отвечала на ласку исключительной преданностью и однажды погибла, спасая хозяйку. Ночью в комнату забралась ядовитая змея, Багира бросилась на неё и, несмотря на смертельный укус, не подпустила к спящей докторше. Прошёл год. Однажды женщина проснулась ночью от явственного мяуканья прямо над ухом. Она отчётливо слышала голос своей любимицы — Багиры. Врач зажгла лампу и оглядела комнату: кошки в комнате не оказалось. Теперь призывное мяуканье Багиры раздавалось прямо под окном. Женщина вышла во дворик и стала звать кошку. Вдруг небо осветилось, словно от вспышки молнии. Со страшным гулом заколебалась под ногами земля, и в считаные секунды дом рухнул, превратившись в кучу обломков. Это было страшное ашхабадское землетрясение 1948 года, когда в одну ночь в городе погибло свыше ста тысяч человек.
Откуда появилась Багира, как не из другого измерения? Возможно, электричество, которым так интересуется мой внук, предупредило  душу этой самоотверженной кошки об опасности, грозившей ее бывшей хозяйке.
Вернемся к картине Питера Найта! Посмотрите, как вздыбилась шерстка у этого котенка, который впервые вышел куда-то  ночью!  Он буквально светится от каких-то токов, он что-то слышит и чувствует, но еще не может понять. Но он обязательно поймет и станет сильным и умным. Почему я так считаю? Вспомните, что я говорила о формате картины. Если произведение вытянуто вверх, то это обычно портрет. А чьи портреты  пишут художники? Только  знаменитых личностей! Так вот, Питер Найт говорит нам этим форматом произведения: «Котенок будет личностью!». Конечно, личностью принято называть человека –  умного, мужественного, тонко чувствующего, заботящегося о других, т. е. имеющего свое лицо. Но лицо не в физическом плане (у всех: и у людей, и у животных есть лицо или мордочка), а в общественном, т. е. проявляющемся в общении с другими. Такого человека не забывают, его лицо становится известным из-за его добрых дел, поэтому он – личность.
Получается, что художник предвидит судьбу этого котенка! И в кошачьем мире есть свои герои. Разве не героизм спасать мир от крыс, мышей и других грызунов. Ведь одна кошка, охотящаяся на них, спасает в год до 10 тонн зерна! В Англии кошки, которых использовали для охраны продовольственных складов, находились на казенном довольствии, точно так же, как и кошки, которые сохраняли от мышей книги и другие реликвии Британского музея. В Австрии кошке, которая несколько лет прослужила на охране амбаров, положена пожизненная пенсия, выдаваемая мясом, молоком и бульоном. Разве все эти кошки не личности?
До 1917 года в Санкт-Петербурге в Зимнем дворце проживало около 600 кошек, которые истребляли грызунов. Благодаря кошкам удалось сохранить многие произведения искусства. И до сих пор они охраняют Эрмитаж от мышей и крыс. И среди них много героев!
В Москве есть кошачий театр под руководством Юрия Куклачева, единственный на планете. Четвероногие актеры этого удивительного театра блестяще выполняют самые сложные трюки. Значит, среди них есть «заслуженные и даже народные артисты»! Тоже личности. Мой внук был в этом театре с той бабушкой и долго вспоминал нескольких кошек.
Что помогает кошкам так запоминаться? Не просто ловкость, грациозность, ум, изворотливость, но и умение почувствовать токи, идущие от дрессировщика, т. е. электричество кошек – это особое умение проникать в магнитные поля Земли.




Еще несколько примеров «электрических» кошек. Я покажу картины удивительного художника, который сначала изображал котов и кошек реалистически, т. е. похоже. Но чем больше он их писал, тем больше поддавался их обаянию и тем глубже проникал в их тайны. И потом начал писать вот таких искрящихся кошек. Отчего они у этого художника искрились, я не могу ответить. Может быть, вы посмотрите на эти волшебные создания английского живописца Луиса Уэйна  и сами поймете?
Кстати, я уже показывала картину Луиса Уэйна! Помните?

               
Все кошки вибрируют, искрятся, как от электрического тока! От них идут волны разных цветов и даже складываются в буковки.  Потрясающе!

Луис Уэйн в 50 лет сошел с ума, и был помещен в больницу. Может быть, он открыл тайны кошек и не выдержал этого?



Заключение 1 части

Наша жизнь – это обмен энергией между людьми, между людьми и животными, между людьми и природой, хотя животные – это часть природы, как, впрочем, и мы – люди. В мире происходит все время круговорот энергии. Само слово «энергия» происходит от древнегреческого «energeja», что значит «действие, деятельность, мощь»:  из «en» -  «в» + «ergon» -  «дело, работа», т. е. буквальный перевод «в работе».
Смотрю я на своего внука и вижу его все время «в работе» «прочувствования» и познания мира. Это естественное явление: сначала человек что-то чувствует, а потом начинает осмыслять, через чувства приходят знания. Причем, Саша сделал колоссальный рывок в понимании жизни: до 3-х лет он едва произносил несколько слов, но абсолютно все понимал. Зато потом начал говорить не просто предложениями, а большими связными текстами. Мы вели беседы почти с равных позиций, хотя я старше его во много раз. И я все думала, откуда у него такой талант разговора? Понятно, что гены родителей сыграли здесь плодотворную роль, но и желание внука через действие, через развитие рук двигаться самому к открытиям, а затем осмыслять их в словах.

Саша невероятно тонко все чувствует. Но не всегда может понять, какие это чувства. Чувства бывают разные: базовые –  страх, гнев, голод, боль, радость и другие; а еще сложные – ласковая нежность, горькое недоумение, тонкая грусть, пронзительная жалость, неподдельное восхищение и еще многие эмоции. Далеко не каждый человек может выразить сложные чувства. Этому надо учиться. А любое чувство – это сигнал, сигнал о том, что сейчас важно для вас. За каждым чувством есть желание, какая-то потребность и, соответственно, готовность к действию.
Для того, чтобы развить у внука сложные чувства, которые сделают его умнее, я и начала писать эту книгу.

Завершить часть «Кошки» я хочу, показав вам еще произведения Луиса Уэйна! На верхней картине мы видим грустных кошек, причем грусть у всех разная. Попробуйте разгадать, грусть у них или что-то еще? А на нижней – смеющиеся кошки! Их меньше, чем на верхней. Сосчитайте их и ответьте, могут ли кошки смеяться? Или Луис Уэйн написал их, будучи сумасшедшим? Не хочется этому верить.

 

 


Рецензии