Сватовство со сватом дедом Марковеем

      Вот и весна по-хозяйски постучалась в алтайские села. Снег сошел с гор, оставив лишь небольшие, рыхлые участки под сиверами. В деревне хоть мало-мальски дороги стали просыхать от грязи. А то ведь, если ночью, после вечернего сеанса возвратиться по грязи домой и не уреветься в этой грязюке, это значит, что счастье тебе привалило. Причем, большое. А герою нашему, по имени Серега, надо этот грязевый путь проделать аж дважды. Сначала проводить свою возлюбленную, по имени Наденька, в верхний край деревни, а потом шлёпать домой в нижний.

    - Слушай, Надюша. Ну, сколько нам можно месить эту грязь. Может, хватит уже. Это вот сейчас, когда весна на дворе. А зимой еще похлеще. Носы свои отмораживаем, а если я еще кое-что отморожу, провожая тебя в хиус, и бегом обратно, тогда что? Два года уже дружим с тобой. Уже большенькими стали. Взрослыми. Я предлагаю, как в таких случаях говорят, выходи за меня замуж, Наденька. Красивых слов не умею говорить, но обещаю любить тебя всю жизнь свою. Соглашайся. А, Надюша? Чего молчишь то?

    - Да я, Сереженька, давно согласная. И ты это прекрасно знаешь. И хорошо знаешь, что я из семьи староверов-кержаков. И мои родители свято чтят свою веру. Я уже как-то, промежду прочим, на этот счёт закидывала удочку. И родители категорично настаивают, чтобы всё было у нас, как положено. Сначала должно быть настоящее сватовство, а потом уже всё остальное.

    - Да уж! Трудновато будет моим родителям, убежденным атеистам, с партийными билетами в карманах, участвовать в обряде сватовства. Придется разъяснительную беседу с ними проводить. Да куда они денутся, если на кон поставлена будущая счастливая жизнь их сына с такой замечательной девушкой!

     Придя домой, полон решимости, Серега, срочно собирает семейный совет. На совет были приглашены члены КПСС, в лице отца и матери. Беспартийная бабушка Таня, вдова ныне покойного алтайского партизана, члена ВКП(б) и председателя нескольких колхозов, тоже сидела в президиуме. Присутствовали также, не приглашенные, на этот важный совет, рыжий кот Василий и трёхцветная кошка Василиса. Слово взял будущий жених, комсомолец Сергей:

     - Уважаемые, папа и мама! Глубокоуважаемая бабушка! И совсем не уважаемые, но присутствующие здесь, Василий и Василиса. Вы все давно хотели, чтобы ваш сын и внук наконец женился, и вам бы доставило огромное удовольствие потом нянчить внучат своих первых. Я разделяю и поддерживаю ваше желание, но для осуществлении этого мероприятия возникли, скажем так, некоторые сложности.

   - Что, невеста замужем оказалась? – это беспартийная бабка так пошутила.

    Оставив бабкин вопрос без ответа, Сергей продолжил:

    - Родители моей Наденьки, старообрядцы строгих правил и они хотят, чтобы всё было по их правилам и в первую очередь должно произойти сватовство. Поэтому нам надо идти к ним свататься. Но как? Вы знаете, как это делается?

    - Ну, ты даешь, сынок! Да рази мы имели дело со сватовством. Сошлись, потом в сельсовете расписали нас и вся недолга. Я и двух слов связать не смогу, да и не знаю, что говорят в таких случаях. И как ведут себя при этом.

    - Так, значица. Коли моя женитьба должна начаться со сватовства, а без него никак, значит надо найти нам толкового свата или сватью. У кого какие предложения на этот счёт?

     Долго перебирали кандидатуры деревенские, кто бы мог сойти за достойного и уважаемого свата. По тем или иным признакам отбрасывали кандидатов в сторону, пока, до сих пор молчащая баба Таня не произнесла:

    - А вы Марковеюшку пригласите. Вот из Марковея знатный сват мог бы получиться.

    Присутствующие от изумления рты пораскрывали. Правда, кошки воздержались пока.

     - Ты что, баба Таня, совсем сумилась, или как? Да какой из Марковея, этого старикашки, всегда полупьяного, сват толковый. Да нас с таким сватом, взашей вытолкают и закажут ногой больше в их дом не пущать.

    - Дело ваше, а моё значит молчать в тряпочку, - поджала губы старушка, обидевшись.

     Воцарилось неловкое молчание в доме. Даже слышно стало, как часы на стене с медведями тикают. С теми мишками, что в буреломе тусуются. Вдруг отец молчание нарушил:

     - А что? Чем черт не шутит. Давайте, пригласим Марковея к нам в дом, поспрашаем его, может чего и дельного предложит. А может и правда за свата сойдет. Пригласи его, Сергей, к нам в гости. Тогда и узнаем, что почём.

    Дед Марковей, услышав, что его приглашают в дом уважаемых людей, на какую-то важную консультацию, даже вроде ростом стал повыше. Приосанился. На всякий случай. Бороду свою, клочковатую даже гребешком расчесал, вынув его из кармана пиджачка своего замызганного. После того, как дед Марковей клятвенно заверил, что разговор не выйдет дальше стен этого дома, ему изложили суть проблемы.

     Опрокинув в рот стопку водки и закусив капусткой квашеной, это чтобы разговор в нужном русле состоялся, дед Марковей сделав многозначительную паузу, начал:

     - Это правильно, что вы именно меня к этому деликатному делу хотите привлечь. Ведь, скорей всего, только я в деревне и знаю все премудрости сватовства, которые вот такие как вы, вообще, ни ухом ни рылом.

     - Ну-ка, Сереженька, плесни еще стопочку. Хорошо пошла, как ангелочек прокатилась водочка по горлышку. Так на чем мы остановились?

     - Дед, мы еще не начинали, чтобы останавливаться. Давай, рассказывай. Больше не буду наливать, пока всё не расскажешь, не уговаривай даже.

    - Тогда слухайте и на ус мотайте. Свататься ни в коем случае нельзя, если на календаре тринадцатое число. Нельзя в среду и пятницу. В масленицу тоже грех свататься.

   - Понятно, дед. Значит, во все  другие дни нет запретов?

   - В пост же ты не пойдешь свататься. А считаются счастливыми нечетные числа 3, 5, 7, 9 на календаре. А если еще стопочку нальёшь, так я, так уж и быть скажу какой самый удачный день для сватовства у тебя.

   - Конечно, налью. Рассказывай, пока не забыл.

   - Тогда ладно. Самое удачное время для сватовства, это на Троицу. А свадьбу отводить как раз на Покров потом. Вот и думайте теперича. Троица то, вот она, совсем скоро. Не за горами. Коли надумаете сватом меня сделать, не прогадаете. Верно говорю, Татьяна? А что делать надо в само сватовство, то чо трындеть раньше времени. Позовёте, тогда и узнаете. Наливай, Сергунчик, уважь старика.

       Когда от деда Марковея и след простыл, Серега вдруг вспомнил его обращение к бабушке, чтобы она подтвердила, что сват он отменный.

      - Бабуля, а ты откуда так хорошо деда Марковея знаешь? И что он сватом хорошим может быть?

      - Ох, внучек. Да как же мне не знать его. Ведь мы в соседнем колхозе в одной деревне жили и работали. Ухаживал он сильно за мной, но я деда вашего полюбила. Тогда он и сосватал меня у моих родителей, за друга своего, деда вашего.

      - Ну и дела! В колхозе нашем!

     Незаметно подкрался и день сватовства. Конечно же, на Троицу. И конечно же, сватом выступал дед Марковей. Родители невесты предупреждены, сама невеста тоже в доме сидит, ждет с нетерпением делегацию.

     Деда Марковея не узнать. Ведь нашлось же приличное одеяние у старика. Пойдут на обряд сватовства трое, сват Марковей, сам жених Сергей и отец его, Ефим Андронович. Мать и бабка жениха в доме остаются. Сват Марковей и им задание дал. Как только они выйдут с ограды, собрать все ухваты в кучу и связать их все вместе. Не объяснил, но и так понятно, чтобы значится, крепче семья была, а сейчас удача им сопутствовала.

     Оказывается, на сватовство надо идти впотьмах. И если кто по пути встретится, ни в коем случае не отвечать на вопросы и вообще разговаривать. Это сват уже на ходу объяснял.

     Вышли из дома и дед Марковей направился совсем в другую сторону от невестиного дома.

     - Ты куда, дед, рванул? Дом то в другой стороне.

     - Без тебя знаю, не ори громко. Надо, чтобы люди не догадались, куда мы идем. И чтоб нечистую силу с понталыку сбить. Попетлять по улицам малость придется. И не вздумайте разговаривать, если кого встреним. Может не повезти.

     Слава богу, никто из людей не попался по дороге. Только собаки. Да и те, что-то все, как по команде, трусливо в подворотни ныряли, завидев трёх молчаливых мужиков. Вот и Надюхин дом.

     - Вот, блин, сердчишко у меня, как у пацана малолетнего затрепетало. Этот дед, со своими наказами-приказами здорово на припужальник взял. Впору,  хоть обратно дёру давай.

    - И мне, сынок, тоже не по себе. Но ничего, прорвёмся. Я то, ведь тоже, будто под венец иду вместе с тобой.

    Дед Марковей, прикоснувшись своей головой к дверному косяку, первым вошел в избу. За ним гуськом остальные. Встали в ряд у порога. За столом сидели родители девушки. Сама Надежда стояла рядышком, в красивом платье, разрумяненная от волнения.

    - Здравствуйте, хозяева! Шли вот мимо, решили навестить вас. Спросить, всё ли у вас в порядке? Не болеете ли?

    - Слава богу, у нас всё хорошо. И вам того же желаем.

    Когда первые, ничего не значащие фразы закончились, дед Марковей выкатил свою тяжелую артиллерию. Зазвучали фразы, от которых жених Серега готов был прямо тут у порога сквозь пол от стыда провалиться.

    - У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?

    Боже, Серега даже ответ родителей не расслышал на сказанную стариком ересь. Он чувствовал, что его щеки начинают краснеть, как и у его невесты. А дед Марковей, как ни в чем бывало, продолжал:

    - У вас курочка, у нас петушок. Нельзя ли их загнать в один хлевушок.

  Что несёт старикан! Сначала цветочек и садочек, теперь петушок, да курочка. Даже страшно подумать, что дальше скажет.

     - Ищем тёлочку. Не заблудилась ли? Может, пристала к вашему дому, да желает в наш перебраться?

      У Серёги от волнения струйки пота, кажись, уже дружно потекли по позвоночнику, а дед Марковей не унимался:

     - Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли гусочка в вашем доме?
 
     Ну, это уже явный перебор, с гусями молодых сравнивать! А в ответ:

      - Есть у нас гусочка, но она еще молоденькая.

      Оказывается, староверы-родители Нади именно такого сватовства желали и получили. Сват Марковей оказался тем самым сватом, который им очень поглянулся. Не стали жеманничать родители, мол, дайте нам время на обдумывание, как раньше это делалось. Достаточно и этого. Этикет соблюден. Отец невесты вкладывает правую руку дочери в руку жениха.

     Всё! Ура! Принесенная с собой водка и угощения на столе появились как нельзя кстати. Долго еще придется посидеть им за столом, да не единственный раз, обсуждая и время свадьбы, и где жить будут молодые и многое, многое другое.

     Вот и оставим их за этим занятием. Мы свое дело сделали. Мы рассказали, а вы, надеемся, с интересом прочитали. И даже чуть-чуть попереживали. Ну, а как же. Молодые еще, да неопытные. В каких-то делах.


        *** а фото репродукции картины взято из интернета ***


Рецензии
очень понравилось,Владимир! написано просто исключительно! С удовольствием прочитал о хороших людях, о старых русских традициях. Дай вам Бог и дальнейших успехов в таком прекрасном творчестве!

Станислав Дышловой   01.06.2023 11:25     Заявить о нарушении
Спасибо тебе, Станислав за слова добрые! Мы же вроде как флотские ребята. Будем и дальше стараться.

Владимир Игнатьевич Черданцев   01.06.2023 16:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.