Глава 245. Шуман. Первая соната

Роберт Шуман
Соната для фортепиано №1 фа-диез минор
Маурицио Поллини (фортепиано)

sir Grey: Я знаю только фортепьянного Шумана, и немножко — песни. Все большое, что он писал в это время и позже (у него как-то по десятилетиям примерно все легло) — абсолютно не знаю.

Я не понимаю его крупные формы. Хоть сто крейслериан, где все дробится по кускам, а из этого складывается какое-то целое — отлично! Да! Но у сонат, концертов, квартетов должна быть какая-то иная цельность (а не бесконечное варьирование одного и того же). 
Я даже сонаты Шопена готов принять, а у Шумана — что-то не доходит.

А как обстоят дела с симфоническим Шуманом? Чайковский, оказывается, сказал, что у Шумана оркестровка плохая.

Andrew_Popoff: Оркестровка у Шумана нестандартная, это да. Только ленивый об этом не говорил. Многие даже смеялись. Кто-то сказал из советских музыковедов: как это хорошо звучит на рояле, и как ужасно в оркестре.
Собственно, разговоры о том, как плохо Шуман оркестровал — это из разряда вечных тем.
Когда я учился в консерватории, то оркестровкой занимался с Юрием Буцко. И однажды я спросил у него, что он думает о партитурах Шумана. Я ожидал, что Юрий Маркович будет ругать их или хотя бы ворчать (все ж ругают, это бонтон такой). Но Буцко сказал: «Он так слышал. И Вы попробуйте услышать симфонии Шумана его ушами».
И я попробовал. И не сразу, но услышал. И с того момента я и заболел Шуманом и полюбил его на всю жизнь. До того я к Роберту Шуману относился с уважением, но прохладно.
Вообще, совет хороший применительно ко всем авторам — попробуйте услышать музыку их ушами.


Рецензии