Колокольчики
Мастера Ивана никто из соседей Иваном и не звал, а всё больше Ивашкой кликали и это не потому, что был молод, а потому, что была в характере Ивана некая добрая чудковатость. Вы спросите, в чём она проявлялась? А вот в чём.
Ивашке нравилось возится с птицей, ухаживать за ней. Он часто в птичнике и пропадал, где учил гусей на гармошке играть, петуха под музыку петь и в барабан стучать, а уток на дудочке играть. Учение проходило не без успеха. В результате куры научились петь, гусь на гармошке играть, а утки могли делать и то и другое. Только зачем Ивашка всё это делал, он объяснить не мог, а только повторял: «Ну интересно же. А вам разве нет?».
Смотрел отец на его занятия и только головой качал, да в тайне слезу вытирал: «Талантом сына Бог не обидел, в гармонном деле не хуже его разбирается, только зачем гусю на гармошке играть, а петуху в барабан стучать? От соседей неловко. Вот поэтому и стали на улице звать мастера не Иваном, как и положено, а Ивашкой. Тут тебе в слове не только ласковость и доброта чувствуются, но и насмешливость тоже просматривается. Что возьмёшь с «недалёкого» хотя и одарённого человека.
Обитатели птичника Ивашку таким человеком не считали, а больше уважали и всяко ему подчинялись. Они любили Ивашку, и как это ни странно увеличивали от занятий музыкой яйценоскость. Так бы и дальше дело шло, только саратовский градоначальник повелел организовать в городе праздник, на котором могли бы потягаться силачи в силе, певцы в пении, мастера – похвастать изделиями. Победителей градоначальник обещал щедро наградить. А если победителем окажется неженатый парень, то и отдать за него свою единственную дочь замуж, которая была и стройна, и мила, и к работе приучена.
Услышав об этом, позвал старый мастер к себе сына и предложил ему сделать к празднику гармошку. И не простую гармошку, что и другие мастера в городе делают, а особенную, чтоб было можно градоначальника удивить и первый приз взять.
Озадачился Ивашка. Ходит, вроде весёлый, а глаза не весёлые, то на гармошке начнёт играть, то в сторону её отставит.
Увидел это гусь по имени Го-га и спрашивает Ивашку:
– Га-га-га. Что шутки не шутишь Ивашка? Что такой смурной и задумчивый?
– Эх! Братец, – обнял гуся за шею Ивашка. –Задал мне отец задачу – сделать к городскому празднику гармошку и не простую, а особенную, чтоб весь город, услышав её игру, удивился, что в Саратове такое делать могут. Вот я хожу и думаю, а в голову ничего путное не лезет. Понимаю, что здесь что-то новое должно быть, не привычное… Что на это скажешь?
– Га-га-га! Это надо с товарищами по оркестру поговорить, посовещаться. Один ум хорошо, а несколько умов лучше, возможно кому-то идея и придёт в голову.
– Добрые слова ты сказал дружище, спасибо. Поговори, а завтра мне скажешь.
На этом они с гусем и расстались.
Гусь как пришёл в птичник, так и объявил о просьбе Ивашки.
– Что же мы можем новое придумать? – проговорил петушок. – Для нас и простая гармонь –загадка из загадок… ты сам, пока научился в клавиши на гармошке попадать, все перья сбил.
– Это правда…– Поник головой гусь.
– Иногда бывает, что кто-то и далёк от музыки, а тоже может что-то дельное посоветовать, – прокрякала уточка. А если мы все будем говорить, что мы не умеем и не можем ничего, то тогда точно ничего не получится.
– Правильно кряква сказала, – поддержала курочка подругу.
– Ква…ква…ква… А я при-ри-ридумала! А я при-ри-ри-ридумала! – прокричала лягушка, выпрыгивая из ведра с водой, в которое она попала, когда Ивашка воду в пруду зачерпывал, чтоб птиц напоить.
– Кря… кря… Вот ещё уродина… откуда-то взялась. И она ещё что-то советует… – удивлённо прокрякала уточка.
– Ква, ква, ква. Если я на вас всех нисколько не похожа, то это не значит, что я уродина. – Отвечает лягушка. – Вы своих умных мыслей на счёт новой гармошки не имеете, а мысли других отвергаете, Разве это умно?
– Га, га, га. Ну и что ты нам новенького присоветуешь? – Поинтересовался гусь.
– Ку-ка-ре-ку – интересно будет послушать. – Поддержал гуся петушок. – Говори квакуша.
– Ква-ква. Я думаю, что будет неплохо, если среди музыкальных гамм, которые играются на гармошке иногда будут слышны и наши распевы. Тут главное выбрать солиста, чтоб голосом подходил. Это и будет новое в Ивашкиной гармонике, чего у других не сыщется.
– Га,га,га. Интересное предложение. Только как, например, моё гоготание в гармошку поместить, меня что ли туда посадить и в бок клавишей толкать, чтоб я в нужное время гоготал?! – Удивился гусь.
Все засмеялись. Только квакушка от этого смеха не стушевалась и продолжила:
– Я смотрю здесь все смеяться горазды. – И обращаясь к гусю, уточнила. – Твоё гусь гоготание совсем несложно технически воспроизвести. Это всё равно, что палкой по забору, сделанному из штакетника провести. Я думаю, надо Ивашку с гармошкой пригласить в сад и там на открытом воздухе устроить прослушивание. Не в курятнике же мы будем звуки подбирать…
– Ку-ка-ре-ку. Верно Ква-ка толкует. Я за её предложение.
С петушком все согласились.
На следующий день с утра в сад пришёл Ивашка с гармошкой и сел на лавочку. Лавочка находилась в клумбе с цветами. Её окружали архидеи, ландыши, бархатцы, колокольчики, ромашки, гладиолусы... Всех и не перечислишь. Сюда же пришли и представители птичника вместе с лягушкой.
Гусь, на правах старшего в птичнике, изложил идею квакушки и предложил Ивашке попробовать.
– Другого-то, Иваш, всё равно ничего нет. – Убедительно проговорил гусь.
Ивашка согласился на эксперимент и подбор голосов начался. Ивашка сидит и на гармошке играет, да знак подаёт, когда надо кому-то из проверяемых петь.
Гуся с его гоготанием отвергли сразу, не смотря на то, что он в птичнике был старшим. Петушок как ни пел и не напрягался, отвергли и его. Этим он был очень недоволен, потому как считал свой голос лучшим среди собравшихся.
– Да как же так! – Жаловался он курочке. – Меня, лучшего песенника во дворе отвергли… не понимаю.
– Ко-ко-ко… А тут и понимать нечего, – отвечает ему курочка. – Ивашка играет об одном, а ты поёшь совсем о другом. Вот и нечего обижаться. Сам виноват. Поёшь, а о чём гармошка играет не слушаешь.
После петушка был забракован голос курочки, а затем и уточки с её кря-кря.
Когда все голоса были опробованы и подходящего не было найдено, представители птичьего двора стушевались и притихли. Ивашка, положив голову на гармонь, молчал. Наступила тишина. И вдруг, среди этой тишины совсем рядом прорезался чей-то тихий но звонкий голосок:
«Динь, динь, динь… А, как же мы!?
– Кто это? – спросила квакушка.
«Так не честно, так не честно, так не честно», – вдруг хором зазвучали многочисленные одинаковые голоса.
– Кто это говорит? – немного сердито спрашивает гусь.
«Это мы, цветы. Разве цветы не могут участвовать в прослушивании»?
– Кря, кря. А вы петь можете? – Спросила уточка и уточнила. – Может быть, ты ромашка сможешь пропеть, или ты гладиолус?
– Нет, нет. Мы не можем, – отвечает ромашка, – а вот колокольчики очень даже неплохо звенят. Их голоса сочные и выразительные, правда, тихие.
– Ха-ха-ха! Колокольчики! Нашли певцов… – зашлась смехом курочка. – Ох умора…
– Интересненько, – поднял голову и проговорил Ивашка. – давайте попробуем напеть. Только попрошу колокольчики прозвенеть всем сразу, чтоб хорошо слышно было и в такт.
«Мы будем звенеть в такт», – заверили колокольчики. Прослушивание продолжилось. Колокольчики звонили, ударяя пестиками по лепесточкам. Они это сделали по просьбе Ивашки несколько раз подряд, и все вдруг поняли, что их перезвоны чудесно ложатся на воспроизводимую гармошкой музыку. Это была удача! Это была находка. Только как повторить всё это на состязаниях при главе города? Как привезти туда клумбу с колокольчиками? Всё это было не реально. Что-то надо было делать? Выручила опять всех квакуша.
– Ква-ква. Не надо никуда тащить клумбу с цветами, – проговорила она. – Звон, это простой звук. Его могут издавать не только колокольчики в клумбе, но могут издавать и другие, даже не живые предметы. Главное заключается в том, что мы нашли подходящий звук, а кто его будет издавать колокольчик, растущий на клумбе, или колокольчик, подвешенный в дверях хлебного магазина, это неважно. Колокольчики молодцы тем, что осмелились и предложили нам свои голоса. За это им великое спасибо и наша признательность. Я думаю Ивашка сам придумает нужную конструкцию колокольчика. Он же мастер.
На следующий день Ивашка заказал нужный колокольчик кузнецу. Тот сделал два колокольчика и когда они были готовы, он прикрепил их к гармошке на левую сторону, а ещё приделал маленькие молоточки, которые при нажатии на клавиши бойко ударяли в юбки колокольчиков, создавая совершенно изумительный перезвон. Разумеется, Ивашкина гармонь с колокольчиками завоевала первый приз на смотре и стала известной во всём мире, а вот отдал свою дочь глава города за Ивашку, об этом история умалчивает, да это и неважно по сравнению с тем, что город обрёл великолепный музыкальный инструмент.
14.04. 2023
Свидетельство о публикации №223053100997