05. 23

Сюжет любого художественного произведения можно описать в нескольких предложениях: указать причину происходящего, обрисовать сюжетные линии, обозначить цель созданного. Более глубоко и интересно все это изложит человек знающий, разносторонне образованный, душевно и духовно ощущающий основы-кирпичики, из которых построена композиция – тот, кто видит, понимает и может талантливо обрисовать все оттенки переплетенных частей, сложившихся в единое целое. Описания, отзывы, критика, предлагаемые современному потреблению, строятся на ином принципе. Они последовательно, подробно пересказывают - перечисляют то, что мы и сами можем прочитать или увидеть. Они предлагают нам конспект произведения: раскладывают на составные части то, что порознь ничего собой не представляет. И тем отнимают у нас возможность проникнуться художественной гармонией созданного, лишая интереса к тому, что составляет единое целое. Как сказал А. Беляев устами героя своего рассказа: «Я до конца понял секрет смешного, и смешного больше не существует для меня. …Я анализировал, машинизировал живой смех. И тем самым я убил его».

В целом схожий подход прослеживается и в написании современных статей – будь то политических, научных, практических. Зная обо всем понемногу, автор может настрочить развернутое и обстоятельное перечисление, но в целом не сказать ни о чем. Такой подход хорош для популяризации чего-либо среди молодежи, но этому принципу подчинены лишь соответствующие площадки. Когда уровень написанного не соответствует месту издания, возникает диссонанс. Из-за этого новичку бывает сложно понять особенности, тонкие моменты и новизну какой-то проблематики, а специалисту без них не интересно. Впрочем, к автору можно и не быть слишком строгим – издания до сих пор не определились в своих требованиях к уровню публикаций, что и создает их внутреннюю дисгармонию.

28.05.2023 г. С. Б.


Рецензии